Устав автомобильного транспорта 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устав автомобильного транспорта 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Договор перевозки пассажира и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира заключается устно (при предварительной продаже билетов) либо путем совершения конклюдентных действий (подача городского транспорта к остановке, посадка пассажиров в транспорт). Доказательством заключения договора является пассажирский билет. Его, однако, нельзя рассматривать в качестве письменной формы договора, поскольку он не подписывается сторонами, как того требует ст. 160 ГК РФ для письменной сделки.

Чаще всего билеты выдаются без указания имени пассажира. Именными являются билеты на самолет, а также билеты на поезда дальнего следования (в том числе льготные).

При пользовании индивидуальными легковыми таксомоторами договор заключается устно, при этом билет пассажиру не выдается. Размер платы за проезд определяется по счетчику.

На городских видах транспорта (за исключением такси) для удобства пассажиров продаются билеты (на предъявителя) на поездки одним видом городского транспорта или несколькими. Приобретение такого билета еще не означает заключения конкретного договора перевозки пассажира хотя бы потому, что перевозчик (транспортное предприятие) не индивидуализирован.

Конкретный договор перевозки считается заключенным в момент посадки пассажира на транспорт.

Пассажир поезда, судна, автобуса (кроме городского и пригородного сообщения) имеет право требовать предоставления ему определенного, обозначенного в билете места. При пользовании городскими видами транспорта, а также в пригородном сообщении пассажир вправе занять любое свободное место.

Если указанное в билете место занято другим лицом, пассажир имеет право потребовать предоставления ему другого места, хотя бы и более высокой категории, без дополнительной оплаты. При предоставлении с согласия пассажира места более низкой, по сравнению с указанной в билете, категории ему возвращается разница в стоимости билета (ст. 94 ТУЖД, ст. 111 УВВТ, ст. 82 УАТ).

Пассажир может бесплатно провезти с собой одного ребенка в возрасте до пяти лет (городскими видами транспорта — до семи лет, на воздушном судне до двух лет), если он не занимает отдельного места (ст. 92 ТУЖД, ст. 106 ВК РФ, ст. 81 УАТ). На детей старше этого возраста до достижения ими 10 лет (на воздушном транспорте — до 12 лет) приобретаются льготные (со скидкой) детские билеты с предоставлением им отдельных мест. На городских видах транспорта стоимость билета одинакова для детей и взрослых.

Бесплатно провозится пассажиром ручная кладь, т.е. вещи, по своим размерам не стесняющие других пассажиров и не более установленного веса (на железнодорожном транспорте, например, до 36 кг). Не допускается .перевозка предметов, загрязняющих транспорт и одежду пассажиров, а также таких, которые создают угрозу безопасности движения и здоровью пассажиров (огнеопасные, взрывчатые вещества).

На воздушном транспорте в целях обеспечения безопасности полетов установлен досмотр пассажиров, ручной клади, багажа. Он производится в аэропорту, а при необходимости — на воздушном судне, находящемся в полете. При отказе пассажира в аэропорту от досмотра перевозчик расторгает с ним договор и возвращает плату за перевозку (ст. 85 ВК РФ).

Пассажир вправе сделать остановку в пути с продлением срока годности билета не более чем на 10 суток, а в случае болезни — на больший срок. В любое время до отхода поезда (автобуса, судна) пассажир может отказаться от поездки. При отказе от договора не позднее установленного на данном виде транспорта срока (на железнодорожном — за четыре часа; на автомобильном — за два часа) до отправления соответствующего транспортного средства пассажиру возвращается стоимость проезда, за вычетом сбора за предварительную продажу билетов, и пятьдесят процентов стоимости плацкарты (ст. 92 ТУЖД); при отказе от договора позднее этих сроков, но до отправления — с удержанием, кроме суммы сбора за предварительную продажу билетов, определенного процента от стоимости билета (на воздушном транспорте, например, не более 25% — ст. 108 ВК).

Правам пассажиров соответствуют обязанности транспортных предприятий. Они обязаны обеспечить безопасные условия при перевозках, заботиться о пассажирах, создавать для них максимум удобств.

Так, в силу ст. 106 ВК пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве воздушной перевозки по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке или полете.

Транспортные предприятия несут ответственность за вред, причиненный здоровью пассажиров. Порядок, размер, основания такой ответственности определяются по правилам внедоговорной ответственности, т.е. по нормам гл. 59 ГК РФ.

По правилам внедоговорной ответственности за причинение вреда возмещается вред, причиненный имуществу пассажира, не сданному им в качестве багажа, а также вред, причиненный пассажиром транспортному предприятию порчей, повреждением оборудования и иного имущества перевозчика, когда транспортным законодательством такая ответственность не предусмотрена.

Забота о целости и сохранности ручной клади лежит на обязанности пассажира (ст. 128 ТУЖД, ч. 7 ст. 138 УАТ). ТУЖД, УВВТ, УАТ не предусматривают ответственности перевозчика за несохранность ручной клади пассажира. На морском транспорте перевозчик отвечает за утрату, недостачу, повреждение ручной клади, если пассажир докажет его вину (действует презумпция невиновности — ч. 2 ст. 176 КТМ).

Ответственность воздушного перевозчика за несохранность находившихся при пассажире вещей конструируется как ответственность по договору. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, порча, повреждение находившихся при пассажире вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира (п. 2 ст. 118 ВК РФ). Вина перевозчика презюмируется, при этом наличие вины самого пассажира в форме неосторожности не снимает с воздушного перевозчика ответственности за несохранность находящихся при пассажире вещей.

Формулируя изложенное правило, закон исходит из того, что у воздушного перевозчика имеются все возможности (при необходимости — применяется соответствующее воздействие к нарушителям правил полетов, авиационной безопасности), чтобы обеспечить безопасность полетов пассажиров, перевозок багажа, а также сохранность вещей, находящихся при пассажире.

За утрату, порчу, повреждение указанных вещей перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а при невозможности ее установления — в пределах десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 119 ВК).

Багаж — вещи пассажира, принимаемые к перевозке в багажном вагоне (багажном отделении судна, самолета, автомобиля) по проездному билету, которые по размерам и свойствам могут быть предметом перевозки, не причиняя вреда транспорту и багажу других пассажиров.

Из ст. 786 ГК РФ следует, что перевозчик обязан заключить с пассажиром договор о перевозке багажа. Документом, удостоверяющим заключение данного договора, является багажная квитанция. На городских видах транспорта в момент посадки пассажира с багажом в автобус, трамвай и проч. договор перевозки пассажира и его багажа считается заключенным, и перевозчик обязан перевезти пассажира и его багаж, а пассажир, помимо проезда, обязан оплатить и провоз багажа (кроме такси). Уплата за перевозку багажа подтверждается билетом на багаж.

Договорная ответственность в автоперевозках

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий

Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица

Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.

Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).

Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Договор аренды транспортного средства без экипажа

Заключая такой транспортный договор, арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование транспортное средство. Арендовать можно не только автомобильный транспорт, но и воздушный, водный, железнодорожный, специализированный. Услуги по управлению транспортом и его технической эксплуатации при этом не оказываются (статья 642 ГК РФ).

Это достаточно простой договор, к существенным условиям которого относят указание предмета договора и описание объекта аренды. Транспорт, который передается арендатору, должен быть описан подробно, с указанием индивидуальных признаков, которые отличают его от похожих транспортных средств. Описание объекта аренды должно включать в себя (на примере автомобиля):

  • марку, модель и цвет транспортного средства;
  • идентификационный номер (VIN);
  • номер и модель двигателя;
  • государственный регистрационный номер (знак).

Срок аренды транспорта без экипажа определяется общими положениями об аренде, поэтому если срок в договоре прямо не указан, то будет считаться, что он заключен на неопределенный срок.

Транспортные договоры относятся к возмездным договорам, поэтому размер и порядок оплаты за пользование транспортом должен быть указан в тексте. Если же условие об оплате не прописано, то она будет равна обычно применяемой при аренде аналогичного транспорта при сравнимых обстоятельствах.

И все же, пренебрегать указанием порядка и размера оплаты не стоит. Это может вызвать не только споры об исполнении сторонами своих обязательств, но и лишить их возможности указать выгодные для себя условия. Арендная плата за транспорт может выражаться не только в виде денежных сумм. Арендатор может рассчитаться с арендодателем и по-другому:

  • определенной долей доходов или продукции, полученных в результате использования арендованного транспорта;
  • оказать арендодателю какие-либо услуги;
  • предоставить арендодателю право пользования какой-либо вещью, находящейся в собственности;
  • передать арендодателю в собственность какую-нибудь вещь, товар, материалы;
  • обязаться улучшить за свой счет арендованное имущество (например, отремонтировать или заменить детали).

До революции 1917 г. российское гражданское законодательство рассматривало договор перевозки в качестве отдельного вида договора подряда (Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. Ст. 1738), не признавая его самостоятельным договором (sui generis). Что касается уровня правового регулирования отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, то, как отмечал Г.Ф. Шершеневич: «Кроме железнодорожной, в законодательстве русском уделяется внимание морской перевозке. Перевозка же по внутренним водным сообщениям, рекам, озерам, каналам остается до сих пор совершенно ненормированной, если не считать уставов пароходных обществ и правил, на основании которых они производят свои операции» .

———————————

Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права: По изд. 1914 г. М., 1994. С. 212.

Вместе с тем гражданско-правовая доктрина того времени исходила из самостоятельного характера договора перевозки и необходимости обеспечения его детального регулирования. Так, тот же Г.Ф. Шершеневич при классификации гражданско-правовых договоров отводил договору перевозки самостоятельное место в категории договоров на предоставление пользования чужими услугами, куда наряду с перевозкой он включал также личный наем, подряд, доверенность, комиссию, поклажу и товарищество. Отсутствие же законодательного признания самостоятельного характера договора перевозки он объяснял тем, что «позднейшие договоры образуются из прежних путем сочетания различных юридических элементов. Но такая классификация предполагает уже выполненным подробный анализ каждого договора, между тем как до сих пор редкий договор не возбуждает спора о юридической его природе» .

———————————

Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Т. 2. М., 1902. С. 94.

В период подготовки проекта Гражданского Уложения (далее — ГУ), который, как известно, был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1913 г., у российских цивилистов уже не было сомнений в том, что договор перевозки должен быть признан самостоятельным гражданско-правовым договором. В материалах Редакционной комиссии, подготовившей проект ГУ, особым образом отмечалась необходимость выделить перевозку в виде самостоятельного договора и выработать для нее ряд правил, исходя из особенностей перевозки. Позиция Редакционной комиссии основывалась в том числе и на сложившейся к тому времени судебной практике, в особенности практике коммерческих судов, которая «всегда придавала договорам о перевозке грузов самостоятельное значение». Кроме того, принималось во внимание, что действовавший тогда Общий устав российских железных дорог 1885 г. включал в себя подробные правила, регулировавшие именно договорные правоотношения по перевозке грузов по железным дорогам .

———————————

См.: Гражданское уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения / Под ред. И.М. Тютрюмова. Том второй. СПб., 1910. С. 556 — 557.

Правила о перевозке, содержащиеся в проекте ГУ, как отмечалось в материалах Редакционной комиссии, «имеют в виду определить договорные отношения, которые возникают между грузоотправителями и самостоятельными перевозчиками, принимающими на себя исполнение перевозок от своего собственного имени и своим иждивением, но за счет отправителей либо получателей груза» .

———————————

Там же. С. 556.

Согласно проекту ГУ (ст. 1993) по договору перевозки перевозчик обязуется за вознаграждение (провозную плату) доставить сухим путем или водой в указанное место пассажиров либо вверенный ему, перевозчику, отправителем груз и сдать последний в месте назначения определенному лицу (получателю).

Редакционная комиссия подчеркивала, что определение договора перевозки соответствует взгляду судебной практики и выражает обширное понятие, под которое подпадают весьма разнообразные виды перевозки. По мысли создателей, нормы ГУ должны были охватить чрезвычайно широкую сферу правоотношений, возникающих при перевозке грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Поэтому проект включал в себя все общие положения, относящиеся к разнообразным видам перевозок, тем самым обеспечивалось единообразное регулирование сходных правоотношений, вытекающих из перевозки грузов, пассажиров и багажа. Подобное регулирование обеспечивалось совокупностью норм, объединенных в 42 статьи .

———————————

Для сравнения, современный Гражданский кодекс РФ включает в себя лишь 17 статей, регламентирующих отношения, связанные с договором перевозки.

Уже само определение договора перевозки содержало указание на все основные элементы этого договора: лиц, участвующих в заключении и исполнении договора перевозки (отправитель, перевозчик, получатель); основное обязательство перевозчика (доставка и сдача груза получателю); основное право требования перевозчика (вознаграждение); основные виды перевозок (сухим путем или водой).

Под отправителем понималось лицо, заключившее договор перевозки от своего имени. В качестве отправителя мог выступать и не собственник груза, например комиссионер или иное лицо, отправляющее груз по поручению и за счет иного лица, но от своего имени в качестве самостоятельной договаривающейся стороны. Лицо, сдающее груз к отправке на основании доверенности и от имени отправителя, признавалось не отправителем, а сдатчиком, для которого из договора перевозки не возникает ни прав, ни обязанностей.

Довольно своеобразной и необычной (с позиции сегодняшнего дня) представляется трактовка понятия «перевозчик», имеющаяся в материалах Редакционной комиссии по составлению проекта ГУ. Перевозчиками признавались не только лица, обязывающиеся к перевозке в буквальном смысле этого слова, но вообще доставляющие груз из одного места в другое независимо от способов и средств передвижения. Отмечалось, в частности, что «доставка грузов может совершаться переноской, перекатыванием (например, бочек), подыманием (колокола), сплавом (плотов) и тому подобными способами. При этом безразлично для понятия «перевозчик», пользуется ли он для доставки груза исключительно своими личными силами (например, носильщик, нагрузчик) или же исполняет договор при помощи перевозочных средств, как-то: железной дороги, парохода, барки, телеги, животного (например, верблюда)… причем перевозочные средства (например, вагоны и суда) могут быть приводимы в движение всякой двигательной силой, как-то: людьми, животными, паром, ветром, электричеством и т.п.» .

———————————

Гражданское Уложение: Проект… С. 557.

Позиция Редакционной комиссии в данном случае представляется нечеткой и непоследовательной. Выделив договор перевозки в качестве самостоятельного договора, комиссия, однако, не сумела выработать критерии отграничения его от договора подряда. Видимо, этим объясняется то обстоятельство, что в круг договорных отношений по перевозке попали чисто подрядные отношения: перекатывание бочек, поднятие колокола, деятельность носильщиков и т.п. Вместе с тем не будем забывать, что законодательство, действовавшее в то время, рассматривало перевозку в качестве разновидности договора подряда. Кстати сказать, соответствующий упрек можно адресовать лишь комментарию Редакционной комиссии, но никак не выработанной ею норме, определяющей договор перевозки, которая представляется безупречной.

Понятие и виды перевозок.

Перевозка — вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения.

Читайте также:  2.2. Подведомственность и подсудность дел о расторжении брака.

Классификация перевозок учеными-правоведами во многом воспроизводит деление транспорта на пассажирский и грузовой, наземный, водный и воздушный.

Подробный регламент осуществления грузоперевозок АТС изложен в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила № 272).

1. Заключение договора на перевозку груза подтверждается транспортной накладной, врученной грузоотправителем.

2. Форма транспортной накладной утверждена в приложении 4 к Правилам № 272.

3. На рассмотрение заявки заказчика перевозчику дается 3 дня.

4. В оговоренный срок перевозчик передает грузоотправителю ТС под погрузку.

5. Если поданное ТС окажется неисправным, это считается неподачей (п. 24 Правил № 272).

6. Груз должен иметь основные, дополнительные, информационные надписи, манипуляционные знаки. По умолчанию маркировкой груза занимается грузоотправитель, но стороны могут договориться о том, чтобы все эти надписи сделал фрахтовщик.

Сроки исковой давности подразделяются на общие сроки исковой давности и сокращенные сроки исковой давности.

По общему правилу добиваться защиты своих прав через суд гражданин или организация могут в пределах трех лет с момента, когда стало известно:

· о факте нарушения прав гражданина или организации;

· о том лице, к которому следует предъявить иск для восстановления своих прав.

Такой трехлетний период называется общим сроком исковой давности. Он применяется всегда, когда нормативным актом не установлен иной (более или менее длительный) период времени для судебной защиты (специальный срок). Таким образом, продолжительность общих сроков исковой давности установлена в три года. При этом общие сроки исковой давности распространяются на все требования, за исключением тех требований, для которых законом предусмотрены специальные сроки исковой давности.

Общая характеристика транспортных договоров

Важнейшую юридическую особенность отношений по пере­возкам пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обяза­тельств. Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погруз­ку и предъявления груза к перевозке. Основанием их возникновения яв­ляются:

  • при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок;
  • в иных случаях — догово­ры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя.

Государственное регулирование транспортной деятельности

Непосредственные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, как правило, регулируются на основе договора, что исключает вмешательство третьих лиц. Вместе с тем транспортная деятельность затрагивает интересы подавляющего большинства граждан и юридических лиц. В целях обеспечения публичной защиты этих интересов, недопущения злоупотреблений со стороны перевозчиков, контроля над транспортной безопасностью, создания конкурентной среды в транспортной отрасли государство должно осуществлять публично-правовое регулирование транспортной деятельности, в том числе путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Одним из направлений государственного регулирования в сфере транспорта является лицензирование деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и багажа. Количество лицензируемых видов деятельности постоянно уменьшается и в настоящее время распространяется на деятельность, при осуществлении которой необходима максимальная защита интересов пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат: перевозки пассажиров внутренним водным, морским, воздушным и железнодорожным транспортом; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном, железнодорожном транспорте и в морских портах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Лицензирование перевозок грузов теперь применяется в полном объеме только на воздушном транспорте, а на внутреннем водном, морском и железнодорожном транспорте касается исключительно перевозки опасных грузов.

Государственное регулирование транспортной деятельности проявляется в осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта контрольных и надзорных функций. С целью реализации своих полномочий Ространснадзор имеет право проверять деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), запрашивать и получать необходимые сведения, давать разъяснения, применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспорта.

Важнейшим инструментом обеспечения безопасности и качества транспортной деятельности, внедрения инноваций в сферу транспорта является техническое регулирование отношений, возникающих при установлении, применении и исполнении обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, при установлении и применении на добровольной основе требований к продукции, указанным процессам, выполнению работ или оказанию услуг, а также отношений в области оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Формой подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров является сертификация. С сертификацией неразрывно связана стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Подтверждение соответствия продукции, процессов, выполнения работ или оказания услуг требованиям, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров может носить добровольный или обязательный характер.

Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» осуществляется регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере транспорта. К числу субъектов естественных монополий относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере: железнодорожных перевозок; предоставления услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Перевозка грузов Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов

Перевозка грузов занимает центральное место в деятельности транспортных организаций. В связи с этим в системе транспортных договоров в качестве основного выделяется договор перевозки грузов, который детально урегулирован транспортным законодательством.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ; ср.: ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК РФ, ст. 67 КВВТ РФ).

По своей юридической природе он относится к двусторонним договорам, заключаемым в пользу третьего лица — грузополучателя, за исключением случаев, если последний совпадает в одном лице с грузоотправителем. Договор перевозки грузов сконструирован по модели реального договора, поскольку он регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику.

Договор перевозки груза является возмездным и в большинстве случаев носит публичный характер (ст. ст. 426, 789 ГК РФ). Для признания его публичным договором необходимо соблюдение условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. Во-первых, перевозка грузов должна осуществляться транспортом общего пользования. В качестве таковой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Во-вторых, перевозчик должен быть включен в опубликованный в установленном порядке перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования.

Публичный характер договора перевозки означает, что перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена работ и услуг, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, если законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Понятие транспортного обязательства и основания его возникновения

Перевозка, в соответствии с определениями толковых и энциклопедических словарей русского языка, — это перемещение (транспортирование) людей (пассажиров) и вещей (грузов).

Но гражданско-правовое понятие перевозки гораздо уже общеупотребительного термина и складывается из трех предпосылок, ограничивающих сферу применения договоров по гл. 40 ГК РФ:

первая — перевозка и транспорт;

вторая — перевозка, определенные виды транспорта и транспортное законодательство;

третья — перевозка и транспорт общего пользования.

В юридическом смысле перевозка — это перемещение грузов, пассажиров и багажа с помощью транспортных (перевозочных) средств. В перевозочные средства включаются не только движущие механизмы (электровоз, автомобиль), но и непосредственно приспособления, в которых находятся пассажиры или грузы (вагоны, прицепы, платформы).

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, — это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального характера, предоставляемых должником кредитору.

Предметом транспортных обязательств является оказание нематериальных услуг перевозчика, в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров. Одной из сторон обязательства является перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, получателю.

Таким образом, транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо — перевозчик обязуется совершить в пользу другого лица — грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа — определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо — оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

В условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения. ГК РФ не применяет термина «план перевозки». В соответствии с этим основанием возникновения транспортного обязательства следует признать принятую заявку (заказ), договор об организации перевозок грузов и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа,). Договорные основания возникновения транспортных обязательств в условиях рыночной экономики приобрели приоритетное значение.

Лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора. <...>

Эта позиция ранее высказывалась Верховным Судом в п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 года). Логично, что если перевозчик сначала договорился об оплате с одним заказчиком, то и требовать деньги он вправе у этого заказчика.

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Читайте также:  Прописка: постоянная или временная, городская или областная — на что это влияет

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 40. Перевозка

На практике различают договоры перевозки, в которых есть 2 участника: грузоотправитель и перевозчик. Однако гораздо чаще в данном договоре участвуют 3 стороны: грузоотправитель, перевозчик и получатель.

Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к категории договоров в пользу 3-го лица (статья 403 ГК РФ). Это позволяет грузополучателю, не являющемуся стороной в договоре, пользоваться правами и нести ответственность.

Пунктом 2 ст. 785 ГК РФ закреплено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Письменная форма договора о перевозке определяется обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке.

Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом.

Согласно указаниям по применению и заполнению форм по учету работ на автомобильном транспорте, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 (далее – Постановление № 78), товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

О важности наличия транспортной накладной свидетельствует судебная практика.

Судебная практика

1. ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 26.09.2006 г. № А82-2470/2006-22 отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с перевозчика убытков в виде упущенной выгоды, возникших в результате неисполнения последним договора перевозки. При этом суд отметил, что в силу статьи 25 УЖТ транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза, а истец не представил доказательств заключения между сторонами договора перевозки (транспортной накладной, квитанции о приемке груза), как и внесения заявителем платежей за перевозку груза.

2. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 03.04.2006 г. № А78-9656/05-С1-23/282-Ф02-1261/06-С2 удовлетворил иск о взыскании с ответчика задолженности за поставленную продукцию. При этом суд отметил, что в силу статьи 25 УЖТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную транспортом транспортную железнодорожную накладную. Следовательно, ссылка ответчика, являющегося в спорном правоотношении перевозчиком и грузополучателем, о необходимости подтверждения факта получения продукции путем представления грузоотправителю транспортной накладной являются несостоятельными, т.к. оригинал указанной накладной со штампом о получении груза в силу УЖТ находится у него.

Коносаментом признается документ, выдаваемый в морской перевозке и удостоверяющий как факт передачи груза, так и право собственности на данный груз грузоотправителя. Это традиционный документ, опосредующий морскую перевозку.

Коносамент — ценная бумага (статья 143 ГК РФ). На основании коносамента можно осуществлять распоряжение грузом, находящимся в перевозке.

Судебная практика исходит из того, что предмет договора перевозки считается согласованным при наличии в договоре условий о виде груза, его весе, объеме и условиях его перевозки (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250 (Определением ВАС РФ от 24.05.2007 г. № 5572/07 признал позицию суда правомерной), ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08).

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250 указал на незаключенность договора перевозки вследствие отсутствия соглашения о предмете перевозки (не указаны конкретно ни вид груза, ни вес, ни объем, ни условия перевозки). ВАС РФ в Определении от 24.05.2007 г. № 5572/07 указал на обоснованность данной позиции.

Данные выводы также отражены в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08.

Таким образом, условия договора перевозки о предмете перевозки (вид груза, вес, его объем) являются существенными, при их отсутствии договор является незаключенным.

Суды исходят из того, что условие о количестве товара является существенным для договора перевозки груза (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 г. № Ф04-4550/2008(8671-А70-9), Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2006 г. № А56-12278/2005).

Косвенным образом данную позицию подтверждают суды, которые указывают на необходимость включения в договор условия об объеме перевозимого груза (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2007 г. № А11-5594/2006-К1-2/250, ФАС Восточно­Сибирского округа от 15.08.2008 г. № А10-4310/07-Ф02-2077/08, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 г. № 17АП-1909/2009-ГК).

Исходя из изложенного, условие договора перевозки груза о количестве перевозимого груза является существенным для данного вида договора, при отсутствии которого договор может быть признан незаключенным на основании п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 10.07.2007 г., 03.07.2007 г. № Ф03-А73/07-1/2200 указал, что срок доставки груза является существенным условием договора перевозки.

ФАС Московского округа занял аналогичную позицию, указав в постановлении от 07.09.2009 г. № КГ-А40/8429-09, что одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза. ВАС РФ в Определении от 09.12.2009 г. № ВАС-16088/09 не нашел оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ.

Как следует из изложенного, срок доставки груза следует рассмат­ривать как существенное условие договора перевозки груза.

Пунктом 1 ст. 790 ГК РФ установлено, что за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20.11.2008 г. № А39-2944/2008-103/21 пришел к выводу, что п. 1 ст. 790 ГК РФ регулирует такое существенное условие договора перевозки, как провозная плата.

Аналогичную позицию занял Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 08.07.2009 г. № А56-24768/2008, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 16.01.2009 г. № А50-10831/2008, от 18.01.2007 г. № 17АП-3261/2006-ГК, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 05.11.2008 г. № 18АП-6449/2008, 18АП-6450/2008, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 24.05.2008 г. № 09АП-5343/08-ГК.

Однако Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 21.01.2009 г. № 05АП-2331/2008 отметил, что цена не является существенным условием договора перевозки с учетом ст. 424 ГК РФ.

Таким образом, сделать однозначный вывод о том, является ли цена договора (провозная плата) существенным условием договора перевозки или нет, не представляется возможным. Следует учитывать, что при отсутствии данного условия в договоре возникает риск признания данного договора незаключенным на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ.

Судебная практика

ФАС Восточно­Сибирского округа в постановлении от 24.01.2007 г. № А69-1076/06-Ф02-7385/06 указал, что существенными условиями для договора перевозки грузов являются условия о пункте отправления и назначения перевозки (см. также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 г. № Ф04-4550/2008(8671-А70-9), ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2009 г. № А11-4929/2008-К2-22/259).

В постановлении от 22.10.2007 г. № 17АП-7047/2007-ГК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признал договор перевозки незаключенным, указав на отсутствие существенного условия о пункте назначения перевозки.

Тринадцатый арбитражный суд в постановлении от 02.06.2006 г. № А56-12278/2005 обратил внимание на наличие в договоре перевозки существенного условия о наименовании пункта назначения доставки груза.

Таким образом, условие договора о пункте назначения перевозки является существенным для договора перевозки.

  • Свежие
  • Посещаемые

багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке; (УАТ)

багаж — вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете); (УЖТ)

ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром; (УАТ)

груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке; (УАТ)

груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах; (УЖТ)

скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима; (УАТ)

опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде; (УЖТ)

грузобагаж — объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде; (УЖТ)

контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза; (УАТ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *