Когда малым предприятиям нужно обязательно применять ПБУ 18/02
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда малым предприятиям нужно обязательно применять ПБУ 18/02». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 1 Закона № 402-ФЗ).
Какие ПБУ могут не применять малые предприятия
Малые предприятия полностью освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.
Субъекты, которые вправе вести упрощенный бухгалтерский учет (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), из правил, установленных другими ПБУ и ФСБУ, вправе выбирать те положения, которые предусматривают послабления, предусмотренные для них этими документами.
Какие льготы есть у малого бизнеса
Организация вправе отказаться от некоторых ПБУ
У малых компаний есть льготы по ведению бухгалтерского учета. Специалисты Минфина России обобщили их и представили в информации № ПЗ-3/2015.
Кроме того, основные особенности бухгалтерского учета на малом предприятии прописаны в Типовых рекомендациях… утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее – приказ № 64н).
Итак, хозяйствам, относящимся к малому бизнесу (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), разрешили не применять:
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Если организация отказалась от данного ПБУ, то она не создает никаких резервов. То есть все фактические расходы учитывают по мере их возникновения;
- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Правда, те предприятия, которые публикуют свою бухотчетность полностью или частично, все же обязаны использовать это ПБУ;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Тогда компания не отражает разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухотчетности показывают сумму налога, указанную в декларации по налогу на прибыль.
Если малое предприятие не хочет применять ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02 или 18/02, это необходимо закрепить в учетной политике.
Отдельные операции можно учитывать упрощенно
В некоторых ПБУ, которые малые компании обязаны применять, все равно предусмотрены послабления. Отдельные операции можно учитывать упрощенно. Для этого в учетной политике предприятию следует прописать, какие способы оно выбрало.
Перечислю те нормы, которые действуют специально для представителей малого бизнеса:
- пункт 15.1 ПБУ 1/2008. В нем речь вот о чем. Когда организация меняет свою учетную политику, это ведет к определенным последствиям. Они могут серьезно повлиять на финансовое положение компании, ее финрезультаты и движение денежных средств. В бухотчетности предприятие вправе отражать такие существенные последствия перспективно (кроме случаев, когда законодательство установило другой порядок);
- пункт 19 ПБУ 19/02. Компания может учитывать все свои финвложения так, будто по ним нельзя определить текущую рыночную цену. Выбрав данный порядок, малое предприятие отражает свои финансовые вложения (как рыночные, так и нерыночные) по первоначальной стоимости;
- пункт 7 ПБУ 15/2008. Организация вправе списывать все расходы по займам в состав прочих затрат;
- пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99. Малая компания может признавать выручку кассовым методом. В этом случае расходы отражают только после погашения задолженности;
- пункт 9 ПБУ 22/2010. Предприятию можно исправлять существенную ошибку предшествующего года, выявленную после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета.
Подчеркну, что данные нормы – это право малых компаний, а вовсе не обязанность.
Компания может сократить план счетов
Малому предприятию разрешено сокращать количество синтетических счетов. Для этого в учетной политике необходимо предусмотреть, что организация использует упрощенную систему ведения бухучета. Ее суть состоит в том, что для отражения операции используют не несколько, а один счет.
Как счета обычного и упрощенного учетов соответствуют друг другу, посмотрите в таблице:
Счета обычного и упрощенного планов счетов
Обычная система бухучета | Упрощенная система бухучета с сокращенным числом счетов |
07 «Оборудование к установке» 10 «Материалы» 11 «Животные на выращивании и откорме» |
10 «Материалы» |
20 «Основное производство» 23 «Вспомогательные производства» 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» 28 «Брак в производстве» 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» 44 «Расходы на продажу» |
20 «Основное производство» |
41 «Товары» 43 «Готовая продукция» |
41 «Товары» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 75 «Расчеты с учредителями» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 79 «Внутрихозяйственные расчеты» |
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» 55 «Специальные счета в банках» 57 «Переводы в пути» |
51 «Расчетные счета» |
80 «Уставный капитал» 82 «Резервный капитал» 83 «Добавочный капитал» |
80 «Уставный капитал» |
90 «Продажи» 99 «Прибыли и убытки» 91 «Прочие доходы и расходы» |
99 «Прибыли и убытки» |
У малых компаний есть и другие послабления. К примеру, руководитель такого предприятия может сам вести бухгалтерский учет. Основание – пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Кроме того, организация вправе выбрать, использовать ей регистры бухучета имущества или нет. Если компания решила их не применять, то все хозоперации регистрируют только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Это форма № К-1, утвержденная приказом № 64н. Однако такой способ учета подходит лишь тем компаниям, у которых немного операций (как правило, не более тридцати в месяц) и которые ничего не производят.
Остальным малым компаниям рекомендую использовать регистры бухучета. Тогда факты хоздеятельности отражают в комплекте упрощенных ведомостей. Обычно каждую ведомость применяют для учета операций по одному из бухгалтерских счетов.
Для кого применение ПБУ 18/02 обязательно
Ответ на вопрос, кто обязан применять ПБУ 18/02, определен в самом начале этого документа (пп. 1, 2), где изложены его общие положения. Правила ПБУ 18/02 написаны для организаций и заключаются в раскрытии в бухгалтерском учете и отчетности информации о налоге на прибыль. Поэтому вопрос применения данного положения затрагивает именно тех, кто обязан платить этот налог.
Таким образом, платит или не платит организация налог на прибыль — это основной критерий, определяющий обязанность применять ПБУ 18/02, то есть информировать пользователей бухотчетности о расчетах по налогу на прибыль: если компания платит налог, то применять положение она обязана.
На первый взгляд, все просто. Однако в данном вопросе имеются особенности, требующие более детального изучения.
ПБУ 18/02 определяет также организации — исключения из общих правил и организации, имеющие право выбора в вопросе применения положения.
Для того чтобы получить полную картину, сгруппируем схематично организации по отношению к ПБУ 18/02 на схеме, в которой они поделены на 2 большие группы по признаку уплаты «прибыльного» налога.
Изменения в учете материально-производственных запасов
Комментируемый приказ внес поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основная часть новшеств имеет отношение к оценке МПЗ. В общем случае запасы принимаются к учету по их фактической себестоимости, которая складывается из закупочной цены и затрат, связанных с приобретением МПЗ. К затратам на приобретение относят таможенные пошлины, выплаченное комиссионеру вознаграждение, стоимость заготовки, доставки и некоторые другие издержки (п. 6 ПБУ 5/01).
Для компаний, которые ведут упрощенный бухучет, сделано исключение. После вступления в силу поправок такие организации получили возможность оценивать МПЗ по цене поставки. Все прочие затраты на приобретение допустимо списать на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они понесены (вновь созданный пункт 13.1 ПБУ 5/01).
Кроме того, особые правила введены в отношении стоимости сырья, материалов, товаров, а также иных затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров. Теперь эти суммы разрешено вообще не относить к стоимости запасов, а сразу списывать на текущие расходы по обычным видам деятельности. Причем, микропредприятия могут делать это всегда, а все прочие компании, применяющие упрощенный учет — только если характер их деятельности не предполагает наличия существенных остатков МПЗ (вновь созданный пункт 13.2 ПБУ 5/01).
Аналогичный порядок предусмотрен для запасов, которые предназначены для управленческих нужд. Расходы на их приобретение можно сразу списать в текущие затраты. Данное новшество распространяется на все без исключения организации, ведущие упрощенный учет (вновь созданный пункт 13.3 ПБУ 5/01). Наконец, при упрощенных способах ведения бухучета компаниям разрешили не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Соответствующее уточнение добавлено в пункт 25 ПБУ 5/01.
Что отразить в бухгалтерской отчетности
В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых доходов и расходов, то они в балансе не отражаются.
В отчете о финансовых результатах (его форма утв. приказом Минфина от 02.07.10 № 66н в редакции приказа Минфина от 19.04.19 № 61н) нужно отразить следующие показатели:
- прибыль (убыток) до налогообложения. Это прибыль (убыток) по данным бухучета;
- показатель, который называется «Налог на прибыль». Это сумма двух величин: текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. Для каждой из них предусмотрена отдельная строка;
- чистая прибыль (убыток). Это разница между прибылью (убытком) до налогообложения и значением показателя «Налог на прибыль».
Пример 9
По итогам 2019 года облагаемая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 50 000 руб.; отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.
Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб.(280 000 руб. х 20%).
Отчет о финансовых результатах заполнен так, как показано в таблице 3.
Таблица 3
Пример заполнения отдельных строк отчета о финансовых результатах
Наименование показателя |
За 2019 год |
---|---|
Прибыль (убыток) до налогообложения |
|
Налог на прибыль |
(31) |
в т.ч. текущий налог на прибыль |
(56) |
отложенный налог на прибыль |
|
Чистая прибыль (убыток) |
Минфин скорректировал ряд ПБУ для малых предприятий
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Производственные компании должны оценивать стоимость незавершённого производства (НЗП) и готовой продукции (ГП) на основе затрат, связанных с производством. Это может быть зарплата с начислениями, материалы, амортизация.
Затраты на производство делятся на прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции и косвенные, которые необходимо распределить. Порядок отнесения затрат к прямым или косвенным, а также принципы для распределения косвенных затрат, организация устанавливает самостоятельно (п. 23 – 25 ФСБУ 5/2019).
При массовом и серийном производстве организации могут упростить порядок учета запасов ГП и НЗП.
- Учитывать только прямые затраты, не используя косвенные.
- Определять стоимость на основе плановых затрат.
Приобретенные объекты основных средств можно будет принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные (изготовленные) — по стоимости работ подрядчика. При этом затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (затраты на транспортировку объекта; на оплату информационных услуг; на вознаграждения посредникам и пр.), включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Суть данного изменения в том, что малое предприятие получило право выбора: начислять сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на конец отчетного года или делать это в течение всего года по заранее определенным самой организацией периодам. До вступления в силу приказа периодичность амортизационных начислений была строго определена — ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Малое предприятие может начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100 % первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету. До этого инвентарь следовало амортизировать в течение всего срока полезного использования объекта.
Списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам малое предприятие может на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов. Ранее это можно было делать только в течение ожидаемого срока использования результатов работ.
С 20 июня приобретенные / созданные нематериальные активы малые предприятия могут включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.
Обратите внимание: прописанные в законе изменения применять не обязательно. Предприятие вправе самостоятельно определять, какие упрощенные способы использовать, вне зависимости от того, какие способы уже применяются. При выборе стоит руководствоваться требованиями достоверности и полноты отражаемых данных, что прописано в ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Применять требования обновленных ПБУ можно уже с 2016 года.
Прежде
чем изучать поправки, надо проверить,
может ли ваша организация ими
воспользоваться. Так, если ваша компания
– эмитент публично размещаемых ценных
бумаг, то новые поправки в ПБУ не для
вас. Вы не выпускали таких ценных бумаг?
Тогда надо проверить, относится ли ваше
предприятие к малым или нет.
К
субъектам малого предпринимательства
относятся организации, у которых
:
- суммарная доля
участия РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований, иностранных организаций
и граждан, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов, организаций, которые не
относятся к субъектам малого и среднего
предпринимательства, в их уставном
капитале не превышает 25%; - средняя численность
работников за предшествующий календарный
год не превышает 100 человек; - выручка от реализации
товаров, работ, услуг без учета НДС за
предшествующий календарный год не
превышает 400 млн руб.
Организация утратила право на упрощенную бухгалтерскую отчетность 2020
Численность работников хозяйства
Период | Среднесписочная численность работников, чел. | Средняя численность внешних совместителей, чел. | Средняя численность работающих по гражданско-правовым договорам, чел. | Средняя численность за месяц, чел. |
Январь | 29 | 1 | 1 | 31 (29 + 1 + 1) |
Февраль | 30 | 1 | 1 | 32 (30 + 1 + 1) |
Март | 32 | 1 | 33 (32 + 1 + 0) | |
Апрель | 32 | 32 (32 + 0 + 0) | ||
Май | 33 | 2 | 2 | 37 (33 + 2 + 2) |
Июнь | 33 | 2 | 3 | 38 (33 + 2 + 3) |
Июль | 34 | 34 (34 + 0 + 0) | ||
Август | 37 | 2 | 4 | 43 (37 + 2 + 4) |
Сентябрь | 40 | 2 | 4 | 46 (40 + 2 + 4) |
Октябрь | 38 | 1 | 2 | 41 (38 + 1 + 2) |
Ноябрь | 41 | 41 (41 + 0 + 0) | ||
Декабрь | 43 | 3 | 1 | 47 (43 + 3 + 1) |
Итого за год | 422 | 15 | 18 | ? |
422 чел. : 12 мес. + 15 чел. : 12 мес. + 18 чел. : 12 мес. = 38 чел.
Как видим, полученное значение меньше 100.
Значит, по критерию численности компания подходит под малое предприятие. И если остальные условия также соблюдены, то в 2015 году организацию относят к малому бизнесу.
Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?
Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.
Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:
- должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
- должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
- коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
- субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
- в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).
Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).
Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:
- для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
- для малых компаний Чср до 100 чел.;
- для микрофирм Чср до 15 чел.
Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.
На что обратить внимание малым компаниям в учете
В 2016 году Минфин России выпустил Приказ № 64н от 16.05.2016 г., которым внес изменения в отдельные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. О каких из них нужно помнить малому бизнесу? Вот основные моменты:
- Приобретенные МПЗ можно учитывать по цене поставщика (раньше только по фактической себестоимости), а остальные затраты – вознаграждение посреднику, затраты на доставку, оплата консультационных услуг и прочее – разрешено принимать в состав расходов в полной сумме в текущем периоде (то есть, когда эти расходы были понесены);
- Микропредприятия могут включать стоимость материалов / сырья, товаров и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов / осуществления затрат (раньше до фактического расходования эти категории должны были учитываться в составе МПЗ);
- Аналогично списываются и расходы на МПЗ, предназначенные для управленческих нужд;
- Малые предприятия могут не создавать резервы под снижение стоимости МПЗ (раньше создание резерва было обязательным);
- Приобретенные основные средства можно принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные / изготовленные по заказу – по цене подрядчика. Все остальные затраты, связанные с покупкой / сооружением / изготовлением основного средства можно списывать в расходы в полной сумме в том периоде, когда были понесены (раньше основные средства необходимо было принимать к учету по полной стоимости);
- Малые предприятия могут начислять годовую сумму амортизации один раз в год на 31 декабря или периодами в течение года – периоды можно определить самостоятельно (раньше начисление должно было быть ежемесячным в размере 1/12 от суммы за год);
- Амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно начислять единовременно в размере 100% от их стоимости, по которой они были приняты к учету;
- Расходы на НИОКР также можно списывать в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления этих расходов (раньше они отражались в течение ожидаемого срока использования результатов таких работ);
- Малое предприятие может признавать расходы на приобретение / создание НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (раньше такие расходы можно было учитывать только в соответствии с общими правилами учета НМА).
Дополнительно отметим, что использование или неиспользование упрощенных способов бухгалтерского учета – выбор только самой организации. Обязательность их использования не установлена. Если организация считает, что может использовать такие упрощенные способы, не нанося ущерб полноте и достоверности своего бухучета, то она вносит изменения в учетную политику и ведет бухучет в «облегченном» варианте. Если организация не хочет использовать такие способы или предполагает, что их применение не рационально, то она их просто не использует.
С какого момента применять новшества
Если организация примет решение воспользоваться новыми возможностями, ей придется изменить учетную политику для целей бухгалтерского учета (п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Отражать изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности такие организации могут перспективно, то есть без корректировок показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1 ПБУ 1/2008).
Отчетным периодом признается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, далее — ПБУ 4/99). Составлять отчетность следует за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. При этом бухгалтерская отчетность за месяц и квартал является промежуточной (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, п. 48 ПБУ 4/99).
По мнению Минфина России, при принятии решения о начале применения вышеназванных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета следует исходить из того, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В связи с этим организация вправе принять решение о применении каждого из вышеперечисленных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 г., так и за любой последующий год.
Для кого применение ПБУ 18/02 обязательно
Ответ на вопрос, кто обязан применять ПБУ 18/02, определен в самом начале этого документа (пп. 1, 2), где изложены его общие положения. Правила ПБУ 18/02 написаны для организаций и заключаются в раскрытии в бухгалтерском учете и отчетности информации о налоге на прибыль. Поэтому вопрос применения данного положения затрагивает именно тех, кто обязан платить этот налог.
Таким образом, платит или не платит организация налог на прибыль — это основной критерий, определяющий обязанность применять ПБУ 18/02, то есть информировать пользователей бухотчетности о расчетах по налогу на прибыль: если компания платит налог, то применять положение она обязана.
Внимание! С 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в ПБУ 18/02 приказом Минфина от 20.11.2018 № 236н. Согласно новой редакции уточняется понятие и алгоритм определения временных разниц, изменится название постоянных налоговых обязательств, определяются положения для консолидированной группы налогоплательщиков.
Об остальных изменениях в ПБУ 18/02 рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
На первый взгляд, все просто. Однако в данном вопросе имеются особенности, требующие более детального изучения.
ПБУ 18/02 определяет также организации — исключения из общих правил и организации, имеющие право выбора в вопросе применения положения.
Для того чтобы получить полную картину, сгруппируем схематично организации по отношению к ПБУ 18/02 на схеме, в которой они поделены на 2 большие группы по признаку уплаты «прибыльного» налога.
Кто имеет право выбора
В нашей схеме помещены в элемент в желтой рамке те компании, которые могут сами принять решение в вопросе применения ПБУ 18/02 (п. 2). Это организации, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять отчетность упрощенного вида.
При этом свое право на упрощенный учет и отчетность такие организации должны отразить в учетной политике. Принимая подобное решение, организации, конечно, следует полагаться на здравый смысл, исходить из целесообразности упрощенного учета, его соответствия планам развития компании. При этом нужно учесть, что упрощенная отчетность, равно как и обычная, должна быть достоверной и полностью информировать своих пользователей о положении организации.
Компания, решившаяся на упрощение своего учета и отчетности, может также принять решение о том, что не будет использовать ПБУ 18/02. Это тоже должно найти отражение в учетной политике.
Однако прежде чем отказываться от применения ПБУ 18/02, следует проверить, нет ли организации в составе субъектов, приведенных в п. 5. ст. 6 закона «О бухгалтерском учете». Это субъекты, исключенные из перечня лиц, которым разрешено вести упрощенный бухучет, и тем самым лишенные права неприменения ПБУ 18/02 по этому основанию.