СанПиН для школ — Санитарные правила СП 2.4.3648-20
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СанПиН для школ — Санитарные правила СП 2.4.3648-20». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основным документом, который регулирует главные вопросы процесса получения среднего образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт не содержит даже упоминания о том, что обучение в школе может быть по сменам, а отдельный закон о второй смене в школе не принят.
Как родителям отстаивать права своих детей
Если родители видят, что в отношении детей происходит нарушение норм СанПиН (например, установлена вторая смена в 1 классе или в классе с адаптивной программой), то необходимо обращаться в Отделы образования и в Роспотребнадзор. В этом случае есть большая вероятность того, что школу обяжут изменить расписание.
Что делать родителям, если, например, установлена вторая смена в 3 классе общеобразовательной школы? Нарушений СанПиН в этом случае нет, но часто родителей такое расписание не устраивает по многим причинам. Рассмотрим основные из них.
Хотя ответ на вопрос, законна ли вторая смена в 2021 году, утвердительный, при таком режиме возникает много сложностей с тем, как будет приходить в учебное заведение ребёнок и уходить из него. Во время учёбы в первую смену этот вопрос решается проще. Родители могут отвести ребёнка в школу по дорогу на работу. После окончания уроков, как правило, в образовательных учреждениях существуют группы продленного дня, которые работают до 18 ч. Чаще всего, кто-то из родителей находит возможность к этому времени забрать ребёнка из школы.
При обучении во вторую смену школьника также можно оставить на продленке и забрать вечером. Намного, сложнее решить проблему – как ребёнок доберётся до школы в середине дня.
Ежедневный (междусменный) отдых — это период между временем, когда один рабочий день должен быть окончен, а другой, непосредственно примыкающий к нему рабочий день, должен быть начат.
Право на ежедневный отдых возникает у работника после отработки дневной нормы рабочего времени.
Важно! Продолжительность ежедневного междусменного отдыха, включая время для отдыха и питания, должна быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены), предшествующей отдыху (16 часов при 8 часовом рабочем дне).
При работе вахтовым методом продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов.
!
Важно! Работник вправе отдыхать в установленные законом праздничные дни.
Нерабочими праздничными днями являются:
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;
- 7 января — Рождество Христово;
- 23 февраля — День защитника Отечества;
- 8 марта — Международный женский день;
- 1 мая — Праздник Весны и Труда;
- 9 мая — День Победы;
- 12 июня — День России;
- 4 ноября — День народного единства.
Составление расписания по СанПиН – непростая задача. Приходится учитывать целый ряд параметров, а именно:
- В начальной школе сложные и простые предметы должны чередоваться. К сложным относятся русский язык, математика, иностранный язык, информатика, природоведение. Простыми считаются изобразительное искусство, музыка, физкультура и труд;
- В средних и старших классах попеременно ставятся предметы гуманитарного и естественно-математического цикла;
- С учетом мозговой активности детей планируется место наиболее трудных предметов в расписании: первоклашкам их ставят на 2-ой урок, учащимся вторых-четвертых классов на 2-ой и 3-ий уроки, а вот школьники среднего и старшего звена грызут гранит самых сложных дисциплин со 2-ого по 4-ый уроки;
- В течение дня недопустимо больше одной контрольной работы независимо от возраста учащихся;
- Сдвоенные уроки разрешаются только в средней и старшей школе. Для учащихся начальных классов пара может быть только по физкультуре, например, если дети занимаются лыжным спортом или плаванием;
- Расписание обязательных и факультативных уроков составляется отдельно. Между окончанием последнего обязательного занятия и началом первого дополнительного обязателен перерыв не менее 45 минут;
- Продолжительность урока в школе не должна превышать 45 минут. Исключение составляют занятия первоклассников – в их случае урок длится не более 40 минут.
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
1 | — | 20 |
2 — 4 | 25 | 22 |
5 | 31 | 28 |
6 | 32 | 29 |
7 | 34 | 31 |
8 — 9 | 35 | 32 |
10 — 11 | 36 | 33 |
Расписание звонков в школе с 8.00
При 45-минутных уроках график будет выглядеть так. Расписание уроков в школе с 8.00 с двумя большими переменами подходит для больших школ, в которых дети обедают «в две смены». Оно приведено в нашей таблице. С последнего урока ученики 5-7 классов уйдут чуть позже 14.30. Итого на 1 час 10 минут больше свободного времени, чем у тех, кто учится с 9 часов.
Если же в школе всего один 20-минутный перерыв, школьники выигрывают почти полтора часа дневного времени. За это время они успеют сделать часть домашней работы или пойти на дополнительное занятие.
1 урок | 8.00-8.45 |
2 урок | 8.55-9.40 |
3 урок | 10.00-10.45 |
4 урок | 11.05-11.50 |
5 урок | 12.00-12.45 |
6 урок | 12.55-13.40 |
7 урок | 13.50-14.35 |
Все помнят нулевые уроки, которые начинались самым ранним утром. Есть соблазн таким образом освободить учеников пораньше. Увы — теперь, согласно СанПиН, они запрещены.
Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.
Первого сентября начался новый учебный год и родителей волнует учебная нагрузка детей в школе, в том числе у учащихся первых классов. Управление Роспотребнадзора по Московской области в связи с этим разъясняет.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10) образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таб. 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более
при 5-ти дневной неделе, не более
Независимо от продолжительности учебной недели, не более
* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
-рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
-обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Как оценивается расписание и участвуют ли в этом родители?
Данный вопрос находится в компетенции заместителя директора по УВР. После сверки документа с требованиями СанПиН и проверки расписания на допущенные ошибки, акт может быть принят или скорректирован.
Если возникают проблемы, связанные с нарушением ряда норм законодательства, которые невозможно решить, то их выносят на педагогический совет с учителями.
Это позволит выработать план на будущее полугодие и привести документацию в порядок.
Проект расписания допускается обсуждать при участии активных родителей. Последние вправе предложить свои корректировки, в том числе касаемо кружков, секций.
Родители имеют право создать Совет родителей и участвовать в образовательном процессе.
Вся правда о том, сколько нужно отдыхать между подходами
Честно сказать, я люблю подобного рода статьи, ибо вопрос сформулирован точно — сколько нужно отдыхать между подходами, он актуальный, довольно неоднозначный и, ко всему прочему, заставляет подумать. Поэтому и статья получается соответствующей. Ну а начать хотелось бы с того, что я сам помню тот момент, когда первый раз пришел в зал (был абсолютным дуб-дубом) и свои самые первые вопросы. Больше всего меня интересовали такие вопросы – как быстро накачать пресс, где тут столовая, сколько повторений делать в упражнениях, как часто ходить в тренажерный зал и наш сегодняшний — про сколько отдыхать. В общем, стандартный джентельменский набор вопросов новичка.
Разумеется, я начал задавать их более опытным дядькам и стал получать весьма разношерстные цифровые ответы: кто-то говорил 1 минуту, кто-то 2-3, были случаи и по 5, ну а кто-то ничего не говорил и просто смотрел немым укором — мол, здрасьте, приехали, очередной зеленый тупняк пришел :). Надо сказать, что и сам я не сидел сложа руки, а всячески старался откопать нужную информацию (в том числе и в сети интернет). Откопать – откопал, и была это цифра стандартная — 45-60 секунд, я успокоился и переключился на другие, более насущные, вопросы. Со временем я понял, что поступил не совсем верно, и сегодня Вы узнаете, почему.
Как я уже говорил выше, информация о том, сколько нужно отдыхать, весьма разношерстная, и основывалась/ется она на слухах, догадках и непонятных советах, непроверенной информации. Я бы тоже мог сказать, мол всем сеять кукурузу нужно отдыхать 1-2 минуты и закончить на этом статью, но это было бы верхом неприличия по отношению к Вам. Поэтому мы не будем полагаться на различную ересь, а просто подключим последние научные исследования к этому вопросу и узнаем, какой числовой ответ нам предлагают эти светлые головы.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Даже отсутствие полноценного сна менее чем 8 часов в сутки влечет за собой опасность развития ряда психологических и физических заболеваний, учитывая, что организм полностью не восстанавливается и при продолжении труда требует все больше и больше затрат энергии, которой уже нет.
При этом минимальный отдых влечет за собой и другие не менее негативные последствия — ту же невнимательность, замедленную реакцию и весьма посредственный мыслительный процесс.
А теперь представим, что может случиться с водителем, который поспал всего несколько часов и вовремя не смог отреагировать на сложную ситуацию в процессе дорожного движения. Если он даже на долю секунды вывернет руль позже, могут пострадать люди. Или вспомним конвейер, где от быстроты рук сотрудников зависит не только качество выпускаемой продукции, но и их безопасность.
При этом в трудовом процессе важен еще один фактор, а именно наличие вредных условий, которые подразумевают то же пребывание в запыленном помещении либо же вибрацию, не говоря уже об излучениях либо же иных факторах, которые вредят здоровью человека.
А ведь если после смены отдохнуть хотя бы 15 часов, вестибулярный аппарат восстановит свои функции, легкие проветрятся, а суставы избавятся от усталости в виду повторяющихся движений.
Даже отсутствие полноценного сна менее чем 8 часов в сутки влечет за собой опасность развития ряда психологических и физических заболеваний, учитывая, что организм полностью не восстанавливается и при продолжении труда требует все больше и больше затрат энергии, которой уже нет.
При этом минимальный отдых влечет за собой и другие не менее негативные последствия — ту же невнимательность, замедленную реакцию и весьма посредственный мыслительный процесс.
А теперь представим, что может случиться с водителем, который поспал всего несколько часов и вовремя не смог отреагировать на сложную ситуацию в процессе дорожного движения. Если он даже на долю секунды вывернет руль позже, могут пострадать люди. Или вспомним конвейер, где от быстроты рук сотрудников зависит не только качество выпускаемой продукции, но и их безопасность.
При этом в трудовом процессе важен еще один фактор, а именно наличие вредных условий, которые подразумевают то же пребывание в запыленном помещении либо же вибрацию, не говоря уже об излучениях либо же иных факторах, которые вредят здоровью человека.
А ведь если после смены отдохнуть хотя бы 15 часов, вестибулярный аппарат восстановит свои функции, легкие проветрятся, а суставы избавятся от усталости в виду повторяющихся движений.
Законодательные нормы
Безусловно, работодатели заинтересованы в том, чтобы штатные сотрудники работали как можно дольше, производя больше продукции и принося прибыль. Но они не думают о том, что чрезмерные нагрузки влекут за собой увеличение периодов нетрудоспособности, которые между прочим оплачиваются за счет компании и несут за собой дополнительные расходы.
А так как одной из основных функций государства является забота о своих гражданах, включая и их здоровье, на законодательном уровне предусмотрен ряд мер, которые и позволяют обеспечить работникам полноценный отдых вопреки желанию недобросовестного руководства.
Они изложены в следующих нормативных актах:
- Основным документом, который предусматривает обязательное предоставление времени для восстановления сил выступает ч.5 с.37 Конституции.
- Также обязательность отдыха закреплена и в ТК РФ, а именно в ст.21, определяющей права тружеников.
- И общее понятие отдыха, а также порядок его оформления и предоставления регламентирован нормами главы 18 ТК РФ.
При этом, учитывая, что каждая отрасль имеет свои особенности в частности, ту же интенсивность труда и иные аспекты, порядок расчета того же ежедневного междусменного отдыха, а также его протяженность устанавливается и отраслевыми приказами, соглашениями и иными нормативными актами.
Время отдыха при 12-часовом рабочем дне
Порядок предоставления времени отдыха при 12-часовом рабочем дне рассмотрим на примере установления скользящего графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ:
- Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
- Введение СУРВ и установление времени отдыха прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
- Законодатель не требует обязательного получения одобрения предлагаемого работодателем графика от профсоюза, в отличие от установления графика в режиме сменной работы.
- Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена. В связи с этим в графике должны учитываться перерывы на обед, обогрев, кормление ребенка, междусменные выходные часы/дни.
- Ночное время, попавшее на смену, на 1 час не сокращается, но оплачивается в повышенном размере.
- Исходя из положения, установленного п. 11 постановления от 24.09.1929, делается вывод, что после каждой 12-часовой смены работник должен отдыхать не меньше чем 24 часа и 1 раз в неделю не меньше 42 часов согласно ст. 110 ТК РФ.
- В ТК РФ нет запрета на назначение работника в 2 смены подряд при гибком режиме работе. Вторая смена будет считаться работой в выходной день, поэтому предварительно должно быть получено письменное согласие работника, а его труд за эти часы оплачивается в двойном размере.
Сколько раз в день должен есть школьник?
Роспотребнадзор считает оптимальным три основных приема пищи и два перекуса: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Также рекомендуется организовывать приемы пищи в определенное время: это способствует лучшему усвоению пищи и профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Школьникам, учащимся в первую смену, следует питаться по следующему графику: первый завтрак дома в 7:00, второй завтрак в школе в 10:30-11:00, обед в 13:00-14:00, полдник в 16:30-17:00, ужин в 19:00-20:00 (не позднее чем за полтора часа до сна). Обучающимся во вторую смену стоит придерживаться несколько иного графика: завтрак в 7:00-8:00, обед в 12:00-12:30, полдник в 15:00, ужин в 20:00-20:30. При этом необходимо выделять достаточное количество времени для потребления пищи: 20-30 минут для основного приема пищи и 10-15 минут — для перекуса.