Какой штраф за парковку на газоне грозит автомобилистам?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за парковку на газоне грозит автомобилистам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В классической ситуации нарушение правил фиксирует инспектор ГИБДД. Он вручает водителю постановление о штрафе. Это стандартный лист, на котором указан номер, присутствует ссылка на нормативно-правовой акт, нарушение которого было допущено. Дополнительно фиксируются сведения об автомобиле, размер денежного взыскания и дата происшествия.

Штраф за парковку на газоне в Рязани

Для сравнения рассмотрим штрафы за аналогичные нарушения в Рязани. Для этого обратимся к закону Рязанской области «Об административных правонарушениях»:

Статья Нарушение Штраф
6.3 Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов предупреждение или 500 — 5 000 — для граждан
3 000 — 30 000 — для должностных лиц
10 000 — 200 000 — для юридических лиц

В Рязанской области отдельного штрафа за стоянку на газоне в 2023 году нет (хотя до 2014 года он существовал), поэтому нарушитель может быть наказан за нарушение правил благоустройства.

В какой орган можно подать жалобу

Чтобы опротестовать наложенное взыскание, признанный виновным водитель может обратиться:

  • к должностному лицу, подчиненный которого составил постановление;

  • в суд.

При обращении к вышестоящему должностному лицу необходимо составить жалобу, в которой следует отразить:

  • ф.и.о., адрес, паспортные данные заявителя;

  • факты произошедшего события;

  • данные лица, составившего протокол;

  • реквизиты (дата и номер) документа, которым водитель привлекается к ответственности;

  • основания для отмены вменяемого штрафа;

  • дату и подпись заявителя.

Обжаловать предписание можно как в ходе личной явки к начальнику ГИБДД (главе администрации), так и путем почтового направления заявления.

Параллельно с оспариванием штрафа в госоргане, можно инициировать судебную процедуру рассмотрения возражений.

Если сумма штрафа будет меньше 50 тыс. рублей, жалоба подается в мировой суд, если больше – в районные суды по месту жительства заявителя. При подаче жалобы на госслужащих, пошлину в суд платить не надо.

Парковка на газонах Москвы и МО

В Москве и Московской области действуют два основных закона, регулирующих сохранение окружающей природы:

  • о защите зеленых насаждений;
  • о благоустройстве.

Кроме того, в столице принят свой Кодекс об административных правонарушениях, где понятие «газона» отнесено к зеленым насаждениям, порча которых (в том числе и стоянка на них автомобилей) влечет ответственность. Более того, Москва, пожалуй, является единственным городом, где штрафы за подобные нарушения выписываются на основании данных уличного наблюдения.

До недавнего времени (июнь 2016 года) функции по наложению штрафа за стоянку на зеленых насаждениях в виде посаженной травы были у сотрудников Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ). В настоящее время этим правом обладают инспекторы МАДИ (Московская административная дорожная инспекция). «Дорожники» активно штрафуют нарушителей за парковку на газоне.

  • Для гражданина сумма штрафа составляет 5000 рублей,
  • Для должностного лица – 30 000 рублей,
  • Организации обязаны будут уплатить 300 000 рублей в доход государства.

В 2016 году в Москве введена система отслеживания тех, кто заехал на газон: информация о правонарушении автоматически попадает в программу, которая самостоятельно составляет постановление об административном нарушении. При этом штраф будет выписан столько раз, сколько фактов нарушения было зафиксировано системой «Мобильный инспектор». Так, если ежедневно водитель оставляет свое авто на месте, где присутствует зеленое насаждение, протоколы будут составляться каждый день.

Практика парковки на газонной траве в Белгороде

В городе Белгород штрафы за парковку на газоне отменены после инициативы одного из водителя. Так, им было обжаловано привлечение к административной ответственности по одной из статей местного закона «О благоустройстве», где был прямо предусмотрен запрет остановок на газонах наряду с детскими площадками, местами бытовых отходов и т.д., а также ответственность за нарушение этого запрета.

Во второй инстанции административное решение осталось в силе. Верховный суд РФ напомнил основные законы, в соответствии с которыми можно вести речь об ответственности водителя:

  • Закон «О безопасности дорожного движения»
  • Правила Дорожного Движения РФ;
  • КОАП РФ.

По мнению судей Верховного Суда, городские власти не могут устанавливать ответственность за те действия водителя, которые в указанных нормативных актах федерального уровня не предусмотрены. Действительно, в соответствии со ст. 6 Закона «О безопасности дорожного движения», единые правила, стандарты и требования по вопросам обеспечения безопасного движения на дорогах устанавливаются только на федеральном уровне. При этом региональные законы могут в какой-то степени «дублировать» статьи, но не создавать те, которых нет в федеральных законодательных актах.

Читайте также:  Увольнение сотрудника полиции из органов МВД

В итоге пункт закона «О благоустройстве» г. Белгорода», в котором говорится о запрете стоянке на газонах, признан недействительным.

На территориях занятых зелеными насаждениями запрещено размещать транспортные средства

Данная статья существует и действует именно в г. Москве, предусматривая повышенные штрафы относительно штрафов за такие же нарушения на остальной части России. В отличии от остальной части страны в городе Москве за парковку транспортного средства на газоне для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей (150 000 рублей для субъектов малого предпринимательства), для физических лиц 5 000 рублей. Разница очень существенная, поэтому если машина оформлена на юридическое лицо, то существует опасность получить штраф на 300 000 рублей (или 150 000 рублей для СМП) даже если фактически машина не использовалась в рамках осуществления компанией своей деятельности (например, просто находилась в личном пользовании генерального директора, кого-то из сотрудников и т.д.).

06 апреля 2022 года в КоАП РФ внесены важные изменения, относительно правил назначения наказания. Теперь если Ваша организация привлекается по ст. 8.25 КоАП г. Москвы впервые и является субъектом малого предпринимательства, то размер штрафа снижается вдвое относительно санкции, предусмотренной статьей. То есть в случае с парковкой на газоне до 150 000 рублей.

Понятие газон в законе заменено на формулировку «территория занятая зелеными насаждениями», на такую хитрость законодатель пошел в связи с тем, что газон должен иметь определенные отличительные черты, а с учетом того что он находится в городе то и состоять на балансе города, за ним должен осуществляться уход и т.д., другим словами это давало адвокату лишний простор для маневра с целью защитить своего клиента доказав, что газон вообще и не газон совсем.

Статья 8.25. Размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями. Размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.

Штраф за парковку на газоне зимой — есть или нет? Ответ — да есть и привлекают.

МАДИ привлекает за парковку на газоне зимой по ст. 8.25 ЗГМ №45 точно так же как и летом. Активные граждане все так же продолжают пользоваться приложением ПАК-ПМ и фотографировать машины припаркованные там где газона даже не видно, а юридические и физические лица получать штрафы по 300 000 руб. (150 000 руб. для СМП) и 5 000 руб. соответственно. Формально, с юридической точки зрения такие, действия уполномоченный орган объясняет довольно просто — от того, что газон засыпало снегом и его не видно, он не перестал быть газоном, а значит размещать там транспортные средства по-прежнему нельзя. После схода снега, земляной покров в любом случае окажется поврежденным, что в летний период отрицательно скажется на уже зеленых к тому времени насаждениях. Защищаясь в суде представители МАДИ говорят буквально следующее — «В зимний период газон не умирает, корневая система никуда не девается, она живая и зимует под снегом, а 2-ух тонный автомобиль, продавливая своим весом снежный покров, разрушает её».

Другой вопрос — как отнесется суд к доводу том, что поскольку под слоем снега невозможно было в принципе определить где проходит граница проезжей части и начинается территория занятая зелеными насаждениями, то водитель и не должен нести ответственности за такое нарушение, а виноваты в таком случае например коммунальные службы? Ответ — суд отнесется положительно, это весомый аргумент и шансы на отмену данного штрафа сильно повышаются. Само постановление о привлечении к административной ответственности от МАДИ всегда содержит в себе, на лицевой стороне, фотографию правонарушения (черно-белую, сомнительного качества), поэтому к ней для суда не лишним будет приложить свою хорошую и цветную фотографию места совершения нарушения, на которой уже намного лучше будет видна вся абсурдность ситуации. Фото необходимо делать с нескольких ракурсов с привязкой к адресу — на фото должны быть видны ближайшие строения с адресными табличками (улица, номер дома).

Подытоживая вышесказанное — зимой за парковку на газоне привлекают абсолютно так же как и летом. Разница заключается в том, что когда Вы обратитесь в суд с целью обжаловать данный штраф, то в Вашем арсенале есть на один весомый аргумент больше чем летом. Главное не занимать позицию вида — «никакого газона там нет, там есть снег».. эта позиция неверна. Доказыванию подлежит — невозможность для водителя по независящим от него обстоятельствам, определить где проходит граница проезжей части и начинается территория, формально занятая зелеными насаждениями.

Переоборудовать облюбованные автомобилистами газоны в экопарковки с применением геосинтетического полотна или поставить декоративные заграждения и озеленить пострадавшие участки — гораздо перспективнее, чем устраивать карательные рейды. При выявлении нарушения муниципальные власти обязаны сделать невозможным заезд автомобилистов на запрещенный для парковки газон.

Предпочитая лишь фиксировать факты нахождения транспортных средств на газонах без привлечения свидетелей, в неграмотно составленных протоколах, половина из которых успешно обжалуется автомобилистами в суде, муниципальные власти лишь дискредитируют правильную идею защиты дворовых озеленений.

Читайте также:  Проверить водительское удостоверение

Нередко сами нарушители-автомобилисты начинают составлять не только запросы об организации парковок, но и претензии о том, почему предназначенные под газон места не огорожены, никак не обозначены.

Особо дотошные даже требуют информации, штрафовали ли кого-то уже за такое же нарушение на этом же месте? И если да, то почему проблема не решена по существу, и суд, вынося решение о штрафе предыдущему нарушителю, не обязал муниципалов обозначить и облагородить территорию, предназначенную под зеленые насаждения.

Газонные споры, подкрепленные значительными размерами налагаемых штрафов, способствуют пробуждению гражданской активности. Как автомобилистов, так и жителей, страдающих от машин, припаркованных с нарушением правил.

Возможно, уже совсем скоро статья за парковку на газоне появится и в КоАП РФ. А пока остается надеяться на неизбежный рост юридической грамотности и гражданской сознательности тех, кто жалуется; тех, кто принимает меры по жалобам и самих нарушителей.

Напомним, что это уже не первая попытка на законодательном уровне урегулировать проблему. А проблема заключается в следующем. В федеральном законодательстве нет ответственности за остановку и стоянку на газоне. У нас даже нигде не сформулировано, что считать газоном. Между тем, некоторые автомобилисты действительно паркуются на газонах, чем наносят вред озелененным территориям, портят вид и мешают окружающим. А поэтому местные власти начали придумывать собственные законы и наказания для таких водителей. Причем штрафы устанавливают драконовские. Причем в каждом регионе эти штрафы свои собственные. Так, например, в Москве за стоянку на газоне для физического лица штраф 5 тысяч рублей. Для юридического — 300 тысяч.

Но очень многие автомобилисты берут машины в аренду, пользуются каршерингом, берут автомобили на тест-драйв. В итоге, штраф 300 тысяч выносится юридическому лицу, а по факту его должно оплачивать лицо физическое, то есть водитель, который пользовался автомобилем в момент нарушения. Кроме того, зачастую водители просто не могут понять, чем отличается газон от обочины дороги. В результате возникает масса споров и судебных разбирательств. Как отмечают депутаты в пояснительной записке, в городах неуклонно возрастает количество транспорта, что порождает его временное размещение на участках с зелеными насаждениями, газонах, клумбах, детских и спортивных площадках. Такие действия приобрели массовый характер, создают неудобства для проживания граждан, приводят к порче транспортными средствами зеленых насаждений и объектов благоустройства.

До недавнего времени одним из способов решения этой проблемы было установление в законодательстве субъектов РФ ответственности за такую парковку. Однако сложилась судебная практика о признании таких нормативных положений противоречащими федеральному законодательству. Суды полагают, что в этих случаях региональный законодатель вторгается в область правоотношений, урегулированных на федеральном уровне, то есть превышает свои полномочия, установленные статьей 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Какие ещё есть методы воздействия?

  • Ограждение вокруг газона. Если газон находится на придомовой территории (общее имущество МКД), при желании собственники квартир могут решить вопрос об установке вокруг газона небольшого заборчика или высадке кустарников. По остальным газонам можно писать предложения по установке ограждений в местную администрацию — например, в Санкт-Петербурге через сайт Наш Петербург.
  • Штрафы за другие нарушения. Если в вашем регионе вдруг не оказалось статьи за парковку на газоне или её отменили, внимательно перечитайте региональный закон или кодекс об административных правонарушениях. Возможно, там есть штрафы за повреждение зелёных насаждений или нарушение правил благоустройства по части порчи газонов. Требуйте привлечения нарушителя к ответственности по альтернативной подходящей статье.

Порядок оспаривания решения

Водителям, которым выписан штраф за стоянку на газоне, предоставляют возможность опротестовать протокол. На это отводится 10 дней с момента оповещения гражданина о взыскании.

Применение санкций может отменить суд. Для этого требуется веские основания:

  • на фото, видео не видно, что машина находится на озелененной территории;
  • не удалось установить адрес нарушения;
  • гражданин заехал на участок по объективной необходимости;
  • на земле нет растительности – исключение, если этот момент обозначен в законе, где указано, что стоянка запрещена даже на грунте без зелени и т.д.

Чтобы опротестовать назначение наказания, потребуются следующие бумаги:

  • российский паспорт;
  • заявление с требованием отменить штраф;
  • постановление;
  • документальные доказательства невиновности.

Порядок обжалования решения о применении санкций:

  1. Составляют иск.
  2. Собирают пакет.
  3. Обращаются в суд.
  4. Ожидают заседания.

Если уполномоченный орган принимает положительное решение по заявлению, то наказание отменяют. При отрицательном ответе гражданин должен закрыть долговые обязательства.

Как сотрудник ГИБДД может доказать данное правонарушение?

Чтобы вынести постановление о наложении административного штрафа, сотрудник ГИБДД должен иметь доказательства совершенного правонарушения. Что является доказательством парковки на газоне:

  • кадастровый план территории с размеченными на нем участками;
  • план благоустройства города, где указано месторасположения газонов;
  • фото фиксация нарушения — фото должно быть четким, номера автомобиля должны быть видны, редактирование запрещено;
  • видео фиксация нарушения — материалы должны быть четкими, номерные знаки должны быть различимыми;
  • показания свидетелей — составляются в официальной форме, с указанием данных свидетеля;

Какой штраф за парковку на газоне в 2021 год?

Наложение штрафов осуществляется согласно ст. 12.19 КоАП РФ и региональными нормами. Наказание за заезд ТС на газон в 2021 году осуществляется в виде штрафа и колеблется от 500 до 5000 рублей (в разных регионах РФ – наказание различное).

Читайте также:  Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю

Так, к примеру, в Москве санкции за остановку ТС на газоне более суровые. Например, для физлиц – штраф составляет от 4500 до 5000 рублей, должностному лицу, придется раскошелиться на 50 000 рублей, а если ТС зарегистрировано на учреждение, то величина взыскания может достичь до 300 000 рублей (ст. 8.25 Московского административного кодекса).

Законодательными нормами Северной столицы наименьшее взыскание составит 3 000 рублей – для рядовых водителей, 5000 рублей – для чиновников и 150 000 – для юр. лиц.

В регионах такое наказание выписывается в меньших суммах от 500 – 60 000 рублей.

К примеру, Рязанская область приняла нормативы 04.12.2008 года, в которых физлицу за остановку на газоне накладывают взыскание от 500 до 2000 рублей. При повторении нарушения – наказание ужесточается (п. 3.5).

Региональными нормативами Н. Новгорода от 2003 года в ст. 3.10 установлено минимальное взыскание величиной 2000 рублей для рядовых водителей и величиной 60 000 рублей для учреждений.

Мера взыскания за остановку ТС на газоне зависит от того, как часто нарушитель совершает подобные правонарушения. Если ТС остановлено на газоне впервые, то штраф будет минимальным. При повторении нарушения водителю придется раскошелиться на большую сумму.

Ниже, для большей наглядности, приведена таблица взысканий в перечисленных регионах РФ.

Парковка на газоне: кто и как штрафует

В законе нет понятия “газон”, а в ПДД он упоминается только при описании тротуара (ст. 1 ПДД), как элемент, разделяющий пешеходную зону и проезжую часть.

При составлении протокола инспектор ГИБДД или местные власти используют определение газона из толкового словаря, например, Татьяна Ефремова определяет газон как “участок земли с коротко подстриженной травой”.

Иногда сотрудники ГИБДД пишут в протоколе, что водитель совершил парковку на газоне, не описывая понятие такого зеленого насаждения.

В некоторых регионах понятие “газон” закреплено в местных законах. Например, в Московской области под ним понимается искусственно созданный участок с травой и возможностью размещения на нем зелёных насаждений и парковых сооружений (ст.

4 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве»). А власти в Твери определили подобную поверхность как травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, а также естественная травяная растительность (п. 1.

5 Приложения к Решению Тверской городской думы №368 от 16 октября 2014 года).

Но отсутствие точного термина в федеральных законах ещё не говорит о том, что наказание за стоянку на газоне незаконно, поэтому стоит быть предельно внимательным и парковаться только на асфальте.

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала отвечает, что штрафы законны, так как в одном случае нарушены ПДД (правила парковки), за что предусмотрено наказание в рамках федерального КоАП. А в другом случае — региональное законодательство о защите зеленых насаждений или правила благоустройства, штраф за нарушение которого установлен местными нормативными актами.

— Выделенные полосы для общественного транспорта, для такси — станет ли их больше? Это вообще эффективная мера?

— Это крайне эффективная мера. С введением выделенной полосы городской транспорт становится более востребованным. Как только вводим выделенную полосу, сразу же на 30% увеличивается скорость автобуса или электробуса, на 30-40% снижается аварийность на этом маршруте, и количество пассажиров сразу же растет на 15-20%.

У нас нет плана ввести «выделенки» везде. Мы будем вводить их там, где действительно это необходимо, где большое количество наземного городского транспорта, где есть большой поток пассажиров.

Сейчас в городе 127 выделенных полос общей протяженностью 434 км. Большинство выделенных полос доступны и для такси, и для школьных автобусов, и для всех видов городских и частных перевозчиков, которые работают у нас на маршрутах.

Если человек видит, что автобусы один за другим объезжают все пробки и проезжают, пока он сидит в пробке в личной машине, это повод решить: может, в какие-то дни недели тоже пользоваться городским транспортом, оставить свою машину дома.

Будущее — за электродвигателем

— Сколько сейчас электробусов в городе? Есть ли план, чтобы весь наземный транспорт стал электрическим?

— В будущем он точно будет электрическим, мы в этом не сомневаемся. Сейчас в Москве почти 1050 электробусов. В январе будет объявлен конкурс на покупку тысячи электробусов — по 500 в 23-м и 500 в 24-м, с контрактом жизненного цикла на 15 лет. Общая сумма контракта составит около 70 миллиардов, огромная цифра.

У электробусов очень высокое качество. Им внутри не нужна дизельная печка, они обогреваются от батареи. Емкость аккумулятора с момента, когда мы начали покупать электробусы, увеличилась на 50%.

Конструкция электробусов надежнее, чем у дизельных автобусов. Все потому, что в электробусе значительно меньше вращающихся, трущихся, подвижных деталей. Это позволяет выдерживать коэффициент технической готовности не ниже 0,9.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *