Валютное регулирование в Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное регулирование в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Членство во Всемирной торговой организации и партнерское взаимодействие РФ с Европейским Союзом предусматривает осуществление комплекса мероприятий, которые должны быть направлены на развитие рыночных отношений и выход отечественных субъектов хозяйствования на международные рынки заставляет пересмотреть отечественное законодательство, регулирующее валютные отношения, в сторону его либерализации. Система валютного правового регулирования и валютного контроля, существует в РФ, однако не соответствует требованиям и стандартам мирового сообщества. Валютная политика должна основываться на принципах свободного спроса и предложения валютных ценностей на валютном рынке и беспрепятственному осуществлению резидентами и нерезидентами валютных операций.
Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.
К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Список использованных источников:
Нормативно-правовые акты.
- Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I): Кодекс от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп. от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ / Российская газета, № 238-239, 08.12.1994 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II): Кодекс от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп. от 18.07.2011 г. № 216-ФЗ / Российская газета, № 23, 24, 25, 07, 08.01.1996 г.
- «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (по сост. на 21.07.2014)://Парламентская газета.- 2002. — N 131–132.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г. N 181-ФЗ) О валютном регулировании и валютном контроле // Российская газета, № 3367, 17.12.2003
Научная литература
- Андреев, В.К. Предпринимательское право / В.К. Андреев. – М.: Аргус, 2012. – 368 с.
- Анохин, В.С. Предпринимательское право / В.С. Анохин. – М.: Форум, 2009. – 389 с.
- Банковское дело: Учебник // под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 592 с.
- Беляева, О.А. Предпринимательское право России. Курс лекций / О.А. Беляева. – М.: Юстицинформ, 2009. – 425 с. 87,
- Боровкова, В.А. Валютный рынок / В.А. Боровкова. – М.: Питер, 2012. – 55 с.
- Ведев А.И. Российская банковская система: Кризис и перспективы развития / А.И. Ведев. — М.: Ось-89, 2007. — 320 с.
- Голованов, Н.М. Гражданское право / Н.М. Голованов. – СПб.: Питер, 2012. – 750 с.
- Карпенко, О.Ф. Международные и национальные подходы в области регулирования валютного рынка // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. – 2015. — № 3. – с. 220-228
- Комаровский, С.С. Валютный рынок: основы регулирования /С.С. Комаровский. – М.: Юрайт, 2015. – 72 с.
- Корнеев Ю.В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 233-236.
- Мозолин, В.П. Гражданское право / В.П. Мозолин. – М.: Проспект, 2013. – 816 с.
- Нилов, К.Н. Предпринимательское право / К.Н. Нилов. – М.: Флинта, 2014. – 315 с.
- Пономаренко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Издательство «Омега-Л», 2013. — 304 с.
- Радько, Т.Н. Основы гражданского права / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2013. – 488 с.
- Рыбалкина В.Е. Анализ экономики: Страна, рынок, фирма. — М.: Междунар. отношения, 2011. – 290 с.
- Рябов, Е.А. Предпринимательское право / Е.А. Рябов. – М.: Форум, 2009. – 256 с.
- Слесарев, В.Л. Гражданское право / В.Л. Слесарев. – М.: Проспект, 2012. – 768 с.
- Тарасенко, О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России / О.А. Тарасенко. – М.: Проспект, 2015. – 312 с.
- Шестакова, А.Н. Банковская система РФ. Учебное пособие / А.Н. Шестакова. — М.: Вершина, 2006. – 123 с.
Резиденты и нерезиденты РФ
По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.
Резидентами называются:
- Физические лица, которые являются гражданами Российской Федерации, кроме тех граждан России, которые постоянно проживают в другом государстве не меньше, чем один год, в том числе обладающие выданным уполномоченным госорганом определенного иностранного государства видом на жительство, или же на временной основе пребывающих в иностранном государстве сроком не меньше, чем один год на основании рабочей визы или же учебной визы, имеющей срок действия не меньше, чем один год, либо же на совокупности подобных виз с общим сроком действия не меньшим, нежели один год.
- На постоянной основе проживающие в РФ на основании вида на жительство, который предусмотрен актуальным законодательством России, иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства.
- Юридические лица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
- Находящиеся не на территории России филиалы, представительства и прочие подразделения резидентов – юрлиц, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
- Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, а также прочие официальные представительства России, которые расположены не на территории РФ, постоянные представительства РФ при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
- РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые регулируются Законом о валютном регулировании, а также принятыми в точном соответствии с ним прочими ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.
Нерезидентами называют:
- Физические лица, которые не являются резидентами.
- Юрлица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также расположенные не на территории РФ.
- Организации, которые не являются юрлицами, но созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также располагающиеся не на территории России.
- Аккредитованные на территории России дипломатические представительства, а также консульские учреждения зарубежных стран, постоянные представительства данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
- Межгосударственные, а также межправительственные организации, имеющиеся у них филиалы, постоянные представительства в России.
- Расположенные в пределах России филиалы, постоянные представительства, а также прочие обособленные либо же самостоятельные структурные подразделения юрлиц-нерезидентов, которые были созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных стран, располагающихся вне пределов Российской Федерации, а также аккредитованных в РФ представительств (дипломатических), консульских учреждений зарубежных стран, а также постоянных представительств данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
- Прочие индивиды, которые не перечислены в Законе о валютном регулировании в виде резидентов.
Таким образом, список субъектов, которые выступают в статусе нерезидентов в валютных правоотношениях, полностью открыт, то есть статусом нерезидента имеют право обладать абсолютно все индивиды, которые не считаются резидентами.
Резиденты, а также нерезиденты имеют конкретные права и обязанности.
Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ валютные операции, имеют прямое право на:
- Ознакомление с актами проведенных проверок, которые были осуществлены органами, а также агентами валютного контроля.
- Обжалование решения, а также действия либо бездействия органов и агентов осуществления валютного контроля, их должностных лиц в том порядке, который указывает актуальное российское законодательство.
- Возмещение фактического ущерба строго в установленном законодательством порядке, если данный ущерб был причинен неправомерными действиями (либо же бездействием) со стороны органов, а также агентов, осуществляющих валютный контроль, и их должностных лиц.
Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ операции валютного характера, должны:
- В обязательном порядке предоставлять органам, а также агентам, осуществляющим валютный контроль, документацию и данные в тех случаях, которые указаны в соответствующем Законе.
- Обязательно вести в строго установленном порядке учет, а также заниматься составлением отчетности касательно проводимых ими валютных операций, тем самым обеспечивая сохранность определенной документации, а также данных на протяжении не меньше, чем трех лет с момента совершения конкретной валютной операции, но никак не раньше, чем наступит срок исполнения договора.
- Строго выполнять предписания органов, осуществляющих валютный контроль, об устранении выявленных ранее нарушений актов валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования.
Согласно Закону о валютном регулировании органами валютного регулирования в России считаются непосредственно Центробанк, а также Правительство РФ.
Для того чтобы реализовать функции, прописанные в Законе, Центробанк и Правительство строго в пределах собственной компетенции издают акты органов валютного регулирования, которые одинаковы как для резидентов, так и для нерезидентов.
В том случае, если порядок проведения операций валютного характера, а также порядок использования счетов (в том числе установление требования касательно использования особого счета) официально не установлены органами, занимающимися валютным регулированием согласно Закону о валютном регулировании, валютные операции осуществляются, открываются счета, и, при этом, операции по счетам проводятся без каких бы то ни было ограничений. При установлении определенных требований касательно использования особого счета органы, которые занимаются валютным регулированием, не могут вводить ограничения, которые не предусмотрены соответствующим Законом.
Центробанк России определяет единые формы учета, а также отчетности по валютным операциям, точный порядок, а также сроки их представления, он подготавливает и публикует статистические данные по валютным операциям.
Центробанк России, правительство России, а также особые уполномоченные на это Правительством России федеральные органы исполнительной власти проводят абсолютно все без исключений виды валютных операций, которые подпадают под регулировку Законом.
Кроме валютного регулирования российское законодательство предусматривает также валютный контроль.
Валютным контролем называют контроль государства над соблюдением резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, официальных норм валютного законодательства. Валютный контроль может осуществляться по таким направлениям, как:
- Определение точного порядка, а также форм учета, отчетности, всех документов по валютным операциям лиц, являющихся и не являющихся резидентами РФ, проверка точности, полноты и, конечно, объективности учета и отчетности касательно валютных операций, а также рублевых операций лиц, не являющихся российскими резидентами.
- Полный надзор за точным соответствием проводимых лицами, являющимися и не являющимися резидентами, валютных операций актуальному законодательству РФ, а также наличием нужных для этой процедуры разрешений и лицензий.
- Контроль над совершением экспортных и импортных операций.
- Контроль над всеми валютными операциями, которые были связаны с переводами зарубежной валюты из РФ по контрактам, имеющим определенные признаки фиктивности.
- Проверка точного выполнения резидентами обязательств в зарубежной валюте перед государством, обязательств касательно продажи экспортной выручки строго на внутреннем рынке.
- Определение точных полномочий, а также функций органов и агентов, осуществляющих валютный контроль.
В России валютный контроль осуществляется строго Правительством страны, а также органами и агентами, специализирующимися на валютном контроле, в точном соответствии с актуальным Законом о валютном регулировании, а также прочими ФЗ.
Органами валютного контроля в РФ, помимо этого, считаются еще и Центробанк России и федеральный орган (либо же федеральные органы) исполнительной власти, который уполномочен (либо же уполномочены) самим Правительством.
Агентами валютного контроля считаются уполномоченные на то банки, которые подотчетны Центробанку, государственная корпорация под названием «Банк развития внешнеэкономической деятельности (или Внешэкономбанк)» и, помимо этого, не причисленные к уполномоченным банкам профессиональные участники рынка ценных бумаг, например, держатели реестра (или регистраторы), которые подотчетны строго федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.
Контроль над проведением валютных операций лицами, являющимися либо не являющимися резидентами, не причисленными к кредитным организациям, осуществляют строго в пределах собственной компетентности федеральные органы исполнительной власти, которые, в свою очередь, причислены к органам и агентам, осуществляющим валютный контроль.
Правительство страны обеспечивает грамотную координацию деятельности в сфере валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, которые, при этом, являются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, а также их непосредственное взаимодействие с Центробанком.
Правительство страны также обеспечивает грамотное взаимодействие не причисленных к уполномоченным банкам профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов как непосредственных агентов валютного контроля Центробанка РФ.
Центробанк РФ осуществляет прямое взаимодействие с прочими органами валютного контроля, он осуществляет грамотную координацию прямого взаимодействия банков, причисленных к уполномоченным, в качестве агентов валютного контроля, и органов валютного контроля с иными агентами, осуществляющими валютный контроль, во время обмена данными в соответствии с актуальным законодательством России.
Уполномоченные банки в качестве агентов валютного контроля передают напрямую таможенным и налоговым органам для непосредственного выполнения ими положенных функций агентов, осуществляющих валютный контроль, данные в том размере и порядке, который был установлен самим Центробанком.
Валютный контроль осуществляется в следующих базовых формах:
- С помощью документарного присмотра, который основан на точном анализе бухгалтерской, статистической, а также финансовой отчетности.
- С помощью проведения проверок инспекционного характера.
- С помощью использования неких мер воздействия в ситуации, когда нарушается валютное законодательство.
Что относится к валютным операциям на законодательном уровне
Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.
В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.
В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:
-
приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
-
ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
-
перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
-
перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
-
перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.
Понятие валютного контроля
Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:
- 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
- объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
- валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
- органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
- органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Правовое регулирование внутреннего валютного рынка
Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 173-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.
Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».
В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».
Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЗ посвящена исключительно купле- продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.
Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.
Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:
- режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;
- валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;
- режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.
Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.
Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:
- курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных. Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);
- режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент- Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;
- иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.
Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:
- режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
- фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
- иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
- фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
- иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement). В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Алжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.
В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам». Имеются два варианта:
- плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
- свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.
Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.
Россия использует режим свободного плавающего курса рубля. Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.
Валютные интервенции представляют собой операции купли-продажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную. С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.
Методы валютного регулирования
Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:
- управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
- валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
- защита национальной экономики и валюты;
- введение ограничений по операциям с валютой;
- девальвация и ревальвация;
- управление золотовалютными резервами;
- реализация и приобретение золота;
- внесение изменений в режим обратимости валюты;
- диверсификации резервов валюты;
- регулирование баланса.
Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:
- импортных и экспортных;
- ценных бумаг;
- по обмену валютных ценностей;
- реализация доли валютной выручки.
На любом рынке есть три обязательных составляющих: товар, продавец и покупатель. На валютном рынке все это тоже есть, и государство активно регулирует деятельность на нем. Почему? Да потому что по своей сути валютный рынок — это место, где покупаются и продаются деньги, а деньги для любого государства являются топливом, без которого может рухнуть вся экономика. На валютном рынке товаром являются самые разные деньги, как свои, так и иностранные, а также ценные бумаги, ценность которых состоит в способности превращаться в те же деньги. Теперь понятно, что в регулировании валютного рынка кровно заинтересованы банки и другие финансовые организации, например, страховые компании, потому что для них деньги чуть ли не единственный ресурс, за счет которого они живут и развиваются.
Если позволить всякому и каждому бесконтрольно проводить различные валютные операции, в том числе буквально вывозить деньги из страны или переводить их за границу, то банковская система, а вслед за ней все государство могут быть обескровлены и в буквальном смысле разрушены. Состояние валютного рынка зависит от множества внешних обстоятельств: валютной политики государства и его отношений с другими государствами, от качества банковской системы и экономики страны в целом. Эта система не существует сама по себе, она неразрывно связана с мировой финансовой системой, напрямую зависит от поведения ведущих мировых валют, финансовых рынков других стран, ситуации на стратегических рынках (нефтяном, газовом и т.д.).
Если что-то идет не так, валютный рынок всегда страдает первым. Знаменитый финансовый кризис, разразившийся в России в 1998 году, выразился в девальвации (обесценивании) рубля в 2,5 — 3 раза, а затем привел к дефолту — приостановлению платежей по внутреннему долгу. Вслед за валютным рынком страдают люди и страны.
Что подлежит регулированию?
Законодательство, регулируя валютный рынок, определяет:
— кто конкретно от его лица имеет право упорядочивать отношения на рынке;
— что конкретно является товаром;
— юридические признаки покупателя и продавца;
— какой товар продавец имеет право продавать, а покупатель — покупать;
— как оформлять некоторые сделки;
— кто и как контролирует все происходящее на рынке;
— кто и как обязан помогать этому контролеру.
Описывая валютные операции, закон вообще не использует слов «купля», «продажа» или «торговля». Используются более широкие понятия «приобретение» и «отчуждение», а также «использование в качестве средства платежа», «ввоз», «вывоз» и «перевод».
Для того, чтобы операция называлась валютной, важно установить: с чем, собственно, совершается сделка (объект), кто ее совершает (участники сделки) и какие действия при этом совершаются (предмет сделки).
Объекты валютных операций:
1) валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги);
2) валюта РФ (рубли);
3) внутренние ценные бумаги (выпущены в России и удостоверяют право на получение рублей).
4) иностранная валюта (не рубли);
5) внешние ценные бумаги (все, не относящиеся ко внутренним).
Состав участников и совершаемые ими действия, равно как и объекты сделок, четко видны при разбивке валютных операций на разновидности (категории).
Категории валютных операций.
1. Операции по приобретению и отчуждению.
В эту категорию попадают все операции, признаваемые валютными в зависимости от того, кто у кого и что приобретает. Здесь можно выделить операции трех типов:
1) операции, совершаемые между резидентами;
2) операции, совершаемые между резидентом и нерезидентом;
3) операции, совершаемые между нерезидентами.
Между резидентами.
К операциям этого типа относятся приобретение и отчуждение на законных основаниях валютных ценностей (иностранной валюты, внешних ценных бумаг), а также их использование в качестве средств платежа.
Между резидентом и нерезидентом.
К ним относятся приобретение и отчуждение на законных основаниях в обоих направлениях валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также использование всего того же в качестве средства платежа.
Между нерезидентами.
Операции состоят в приобретении и отчуждении на законных основаниях валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также в использовании всего того же в качестве средства платежа.
2. Операции по ввозу и вывозу.
Ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, т.е. всех объектов валютного регулирования и любого из них.
3. Операции по переводу.
В эту категорию попадают переводы с одного счета на другой счет, при том что оба счета принадлежат одному и тому же лицу:
— с заграничного счета любого лица на российский счет и наоборот (переводятся иностранная валюта, валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги);
— с одного российского счета нерезидента на другой, его же, российский счет (переводятся валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги).
В тех случаях, когда резиденты вступают в договорные отношения с нерезидентами, государство обязывает резидентов сообщать ему о заключаемых соглашениях. Паспорт сделки как раз и является этой формой. ЦБ РФ установил, что указанный паспорт следует оформлять при заключении соглашений, предусматривающих:
— вывоз из РФ или ввоз в РФ товаров, за исключением ценных бумаг в документарной форме;
— куплю-продажу или оказание услуг, связанных с куплей-продажей товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;
— передачу недвижимого имущества по договору аренды, лизинга;
— выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
— валютные операции, связанные с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа).
Если сумма по любой из перечисленных сделок не превышает в эквиваленте 50000 долларов США, то паспорт сделки оформлять не нужно.
Уполномоченные банки.
Резидент обязан предоставить паспорт сделки в уполномоченный банк — российскую кредитную организацию, у которой есть лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте.
Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном ЦБ РФ.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Эта система, будучи введенной в действие сравнительно недавно, уже привела к ощутимым результатам: к снижению сокрытой выручки предприятий, уменьшению незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами РФ. Достичь этого удалось посредством двустороннего валютного контроля, с одной стороны контроля за поступлением валютной выручки, а с другой контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары.
Валютный рынок играет важную роль в современной рыночной экономике. Валютная политика и политика обменного валютного курса оказывают непосредственное, хотя и избирательное, воздействие на развитие национальной экономики. Особенно наглядным стало воздействие валютной политики и политики обменного валютного курса на национальное хозяйство в условиях развертывания процессов глобализации как рынков отдельных товаров, так и финансовых рынков. Валютная политика способна как стимулировать устойчивый экономический рост в стране, так и стать его серьезным ограничителем. Выбор оптимальной с точки зрения долгосрочных целей национального развития валютной политики в настоящее время выступает одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики.
В современной России влияние валютной политики на развитие национальной экономики значительно, но ее последствия двояки. Высокая зависимость федерального бюджета от доходов, поступающих от экспортно-ориентированных отраслей, определяет значение политики валютного обменного курса для поддержания как финансовой, так и социально-экономической стабильности в стране. В то же время, с одной стороны, в нашей стране государственная валютная монополия была отменена только в начале 1990-х годов, и еще не сформировались институты, способные регулировать валютный обменный курс исключительно рыночными методами. С другой стороны, значительная часть национальной экономики по большей части ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей. Для этого сегмента национальной экономики колебания валютного курса выступают как экзогенные шоки, подавляющие (в случае ревальвации национальной валюты) или стимулирующие (в случае девальвации) его конкурентоспособность. Противоположно действующие факторы определяют избирательное воздействие валютной политики на национальную экономику.
Постепенная интеграция российской экономики в международное разделение труда, выход национальных компаний на мировые рынки товаров, ресурсов и капиталов порождают необходимость в прогнозируемой и стабильной валютной политике, соответствии требований национального валютного регулирования общепринятой мировой практике с учетом национальных интересов страны.
Вопросы, связанные с формулированием валютной политики, определением ее социально-экономических последствий, находятся в центре острых теоретических и политических дискуссий. В частности, в нашей стране продолжается дискуссия по вопросу о том, следует ли ужесточить валютное регулирование и контроль или же продолжить валютную либерализацию. Постепенный курс на либерализацию валютного регулирования, проводимый в нашей стране со второй половины 2000 г., хотя и находит отражение в изменении действующего законодательства, поддерживается далеко не всеми российскими специалистами.
Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.
На валютном рынке любой экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.
В связи с этим возникает необходимость валютного регулирования и валютного контроля внутри государства, что также является немаловажным фактором для успешного сотрудничества на внешнем валютном рынке.
Валютные ценности — ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ и выпущенные на ее территории.
Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.
Валютная политика в России, как и в других странах, в зависимости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой — повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры. Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой — структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это предполагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валютного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.
Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, управление международными ликвидными (золото-валютными) резервами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.
В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной политики. Конечная цель — оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.