Штраф за выезд на встречную полосу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2023 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Нелишним будет сказать, что при оплате штрафа в срок до 20 дней с момента фиксации нарушения и составления постановления, можно существенно сэкономить. В этот период гражданину дается возможность заплатить штраф со скидкой в 50%.
Способ оплаты нарушитель может выбрать самостоятельно, в любом из них будет применяться правило уменьшения суммы наказания. Тем, кто зарегистрирован на сайте Госуслуг и пользуется его возможностями, при входе в личный кабинет система отразит имеющуюся задолженность по штрафам ГИБДД. Здесь же можно узнать способы оплаты и дату выписанного постановления.
Важно, что по истечении льготного периода придется уплатить полную сумму по документу, выписанному инспектором или пришедшему по почте.
Смотрите познавательное видео, где разбирают 16 ситуаций за выезд на полосу встречного движения.
Уголовная ответственность
Любое нарушение Правил дорожного движения, повлекшее за собой тяжкие последствия, является основанием для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.
Следует отметить, что статья 264 УК не содержит в себе упоминаний именно о выезде на встречную полосу. Дело в том, что данная статья предусматривает уголовную ответственность за любое нарушение ПДД, если в результате этого нарушения пострадали здоровье или жизнь других участников движения, в том числе и пешеходов. Так:
- ч.1 ст.264 УК предусматривает наказание за нарушение ПДД, если в результате был причинен тяжкий вред здоровью других участников движения. Санкция части 1 ст.264 УК предусматривает назначение наказания в виде либо лишения свободы до 3 лет, либо ограничение свободы до 2 лет, либо ареста до 6 месяцев. Дополнительное наказание в виде лишения водительских прав не является обязательным и применяется по усмотрению суда;
- ч.3 ст. 264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти другому участнику движения. Санкция этой части предусматривает наказание либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ с обязательным лишением водительских прав независимо от вида основного наказания;
- ч.5 ст.264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти двум и более участникам дорожного движения. Санкция этой части предусматривает наказание только в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав на срок до 5 лет.
Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:
- При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
- Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
- Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
- Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.
Суммы штрафов за различные виды нарушений
Пересечение сплошной линии разметки, разделяющей трафик на два односторонних потока, происходит ввиду разных обстоятельств, в зависимости от которых и будет устанавливаться сумма материального взыскания. Всего КоАП РФ предусматривает 4 возможных варианта:
- Объезд препятствия. В данном случае подразумевается выезд на встречную полосу или трамвайные пути с целью минования автомобильной пробки. Расценивается такой маневр сотрудниками ДПС от 1000 до 1500 рублями штрафа;
- Разворот или съезд с дороги с предварительным пересечением непрерывной полосы разметки. В соответствии со ст. 12.16 КоАПа, смена направления движения и поворот налево через одинарную или двойную линию караются материальным взысканием в размере от 1000 до 1500 тысяч руб.;
- Опережение транспортного средства с использованием реверсивной полосы. Это наиболее частое нарушение, попадающее в объективы дорожных камер ГИБДД, за которое КоАП предусматривает наказание в виде выплаты 2000 — 5000 рублей или лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев;
- Повторная остановка ТС при игнорировании п. 9 настоящих правил. Попав на видеофиксацию инспектора ГАИ второй раз за короткий промежуток времени, водитель понесет ответственность в виде ареста водительского удостоверения на период до 1 года.
В каких случаях за выезд на встречку полагаются штрафы и лишение корочки с 1 января 2021 года на территории Российской Федерации, мы выяснили. Далее рассмотрим несколько обстоятельств, при которых протокола можно избежать, благодаря спорности ситуации.
Водителю захотелось свернуть с дороги в месте, где это не разрешено, а поблизости нет сотрудников ГИБДД. Он, не беспокоясь о том, что его нарушение увидят, совершает это действие. Но спустя несколько суток к нему на почту приходит извещение с требованием заплатить штраф.
Как это случилось? Все просто, запрещенный маневр был зафиксирован камерой дорожного наблюдения.
У таких устройств есть недостатки (они располагаются в укромном месте) и в то же время плюсы. Например, если водитель совершил повторный выезд на встречную полосу, и это зафиксировал не дорожный инспектор, а камера, то у него не заберут права, а назначат штраф в размере 5 000 рублей.
Но это не означает, что если поблизости нет поста Государственной инспекции безопасности дорожного движения, то можно опять совершить правонарушение, не беспокоясь за свои права. К злостным нарушителям применяются более жесткие административные меры.
Посмотрите видео. Выезд на встречку штраф или лишение:
Штраф за встречку определен на законодательном уровне и составляет в зависимости от ситуации от 500 до 5000 рублей. При этом определения встречной полосы в Законодательстве нет. Зато в четвертой части статьи 12.15 четко указана ответственность, которая полагается за правонарушение. С водителя, нарушившего ПДД в первый раз, могут взять штраф. Но если он продолжает нарушать закон, то дело может дойти и до лишения прав. В Пункте 9.7 указывается, что движение транспортных средств осуществляется согласно указанной разметке. Наезжать или пересекать ее можно только при перестроении и когда рядом нет никаких запрещающих знаков.
Штраф за выезд на встречную полосу резко повысился в последние годы. В 2015 году в Правила внесли поправку, и на данный момент штраф составляет 5000 рублей. Это очень внушительная сумма, поэтому количество желающих выехать на встречку резко сократилось.
Каждому водителю необходимо запомнить ситуации, при которых выезд на встречную полосу разрешен. Это поможет избежать конфликтных ситуаций, аварий и сэкономить немало средств.
- При движении по дороге без разметки. При этом нужно учитывать, что если на ней имеются запрещающие обгон знаки, то двигаться нужно строго по своей полосе.
- При движении по трехполосной дороге. Такие участки встречаются нечасто, и в основном их делают перед съездами или поворотами налево. На таких дорогах средние полосы предназначены специально для совершения маневра, поэтому на них можно обгонять машины, пока это позволяет разметка.
- При отсутствии запрещающих обгон знаков. В ПДД данное правило обозначено достаточно четко – если нет никаких запрещающих знаков или разметки, то обгонять машины можно. Но вот если вы едете по участку дороги со сплошной разделительной линией, то рисковать не стоит.
- При объезде непреодолимого препятствия. К нему можно отнести сломавшееся или попавшее в ДТП транспортное средства, а также обвал дороги или ремонтные работы.
Встречная полоса — когда на нее разрешен выезд?
Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?
- Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
- Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.
Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:
- Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
- Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
- Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.
Различные дорожные ситуации и штрафы
Чтобы ответить на вопрос о том, какой штраф за выезд на встречную полосу придется заплатить, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Например, перемещение по дороге с односторонним движением в обратном направлении является нарушением, которое с высокой вероятностью может стать причиной аварии. За подобную ошибку водителя могут лишить прав.
В редких случаях выезд вопреки правилам признается крайней необходимостью. Судебная практика показывает, что даже при угрозе ДТП такой маневр чаще всего становится причиной штрафа или изъятия прав. Если водитель пытался избежать аварии, ему придется найти свидетелей и доказать, что он соблюдал дистанцию, а резкое торможение не могло смягчить удар. Выезд на встречную чаще всего считается необходимостью, если пешеход нарушил правила, а водитель мог сохранить ему жизнь только таким способом.
Что такое выезд на полосу встречного движения
В идеале, автомашина должна всегда передвигаться по своей полосе и в одном направлении. На практике, это нереально, так как в процессе вождения приходится выполнять множество маневров – обгоны, перестроения, повороты и развороты. При совершении таких маневров почти всегда задействуются смежные полосы в попутном направлении или встречка.
В зависимости от условий обстановки и вида автодороги, разграничение между участками попутного и встречного движения может происходить следующим образом:
- условно, т.е. без нанесения какой-либо разметки, без установки ограждений (месторасположение машин встречных потоков определяется на усмотрение самих водителей, с учетом размера проезжей части и норм безопасности);
- в виде одинарной или двойной линии, прерывистой разметки (она наносится по согласованию с ГИБДД);
- в виде временных или постоянных ограждений, разграничивающих потоки (островки безопасности, бордюры, иные виды ограждений).
Объезд препятствий и выезд на встречную
Иначе говоря, объезд препятствия, коему в ПДД не дано точного определения. Однако, в КоАП указывается, что таковым можно назвать любой неподвижный предмет, мешающий движению прямо по предназначенной дорожной полосе, и который невозможно объехать справа.
Пробки и медленно едущие ТС, не позволяющие осуществлять более быстрое передвижение, не относятся к данной категории, и попытка объезда таких «препятствий» через встречную полосу с пересечением сплошной 1.6 карается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей по ч. 3 статьи 12.15 КоАП РФ.
Статья 12.16 КоАП РФ предусматривает менее серьезное наказание за нарушение разметки на дороге с четырьмя полосами, предписывая водителям штраф не более 500 рублей.
Штраф или лишение прав за выезд на встречную полосу движения
Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.
Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.
Маневр участника движения на дороге с выездом на встречную полосу подразумевает ситуацию, когда он покинул свою полосу и оказался на полосе, где транспорт движется навстречу. Тогда часто возникают аварийные ситуации, влекущие за собой столкновения, опасные для жизни пассажиров.
В ряде случаев выезд на встречку допустим, но основная масса таких происшествий влечет нарушений ПДД и применение наказаний, прописанных в ст. 12.15 и 12.16 КоАП. Именно этим нормативным документом устанавливаются виды нарушений и размер полагающегося наказания.
Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.
Нарушение | Наказание | Исключение |
---|---|---|
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.
Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. |
1 000 — 1 500 рублей | Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников. |
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении. |
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим. |
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | — |
Штраф за выезд на встречную полосу
Есть немало нарушений, которые ошибочно квалифицируются по ст. 12.15, при этом не подходящих под эту статью. Для того чтобы не попасться на уловки неграмотных или хитрых сотрудников ДПС, необходимо твердо знать ПДД и свои права. Рассмотрим несколько примеров.
Движение по разметке. Если сотрудник ДПС вменяет вам движение по встречной полосе и предлагает передать дело в суд, а вы уверены, что двигались по разметке — сообщите ему об этом. Движение по разметке попадает под действие ч. 1 ст. 12.15 КоАП:
Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
В данном случае налицо нарушение пункта 9.7 ПДД.
Бывает неудачное стечение невнимательности и невезения, когда водитель, не убедившись, что за впереди следующей машиной свободно, начинает обгон на прерывистой разметке. Но из-за того, что нет места перестроиться в свой ряд, вынужден некоторое время следовать по встречной полосе, и завершать маневр с пересечением сплошной линии.
Если такая неприятность с вами произошла, предпримите все возможные действия, которые помогут вам в суде защитить свои интересы. Оцените обстановку и зафиксируйте с помощью телефона или фотоаппарата важные моменты. Внимательно отнеситесь к качеству снимков. Изображение должно быть четким.
Смотрите, какая тема — Движение по встречной обочине — штраф или лишение прав?
Итак, движение по обочине запрещено. Разрешена только остановка и стоянка на обочине за исключением исключений. Штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей (ч.1 ст. 12.15 КоАП).
Здесь следует отметить, что движение в целях остановки (не можем же мы остановиться мгновенно, ведь закон инерции никто не отменял) по обочине относится к термину «остановка» — таково разъяснение Верховного суда РФ.
Но речь выше о попутной обочине, которая находится справа. Но что будет за обгон или просто движение по встречной обочине? Можно ли за это лишиться прав или будет штраф? Ответ на этот вопрос довольно прост и логичен, если вспомнить Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения.
Итак, мы знаем, что за движение по обочине положен штраф в размере 1,5 тысячи рублей, а за запрещённый обгон положен либо штраф 5 тысяч рублей, либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Это предписывает часть 4 статьи 12.15 Кодекса. Давайте взглянем на неё полностью:
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.
Как видим, данное наказание предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. Теперь обратимся к ПДД, пункту 1.2, где находятся определения используемых в этих ПДД терминов.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Таким образом, полоса движения является элементом проезжей части дороги. Является ли обочина проезжей частью и, как следствие, имеет ли полосы для движения? Конечно же, нет, так как она не предназначена для движения автомобилей и других транспортных средств.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Как видим, логика здесь проста: лишение прав может быть за выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения; обочина полосой для движения не является, поэтому и лишения быть не может. Как видим, за обгон или движение по встречной обочине положен штраф в размере 1500 рублей.
Но есть один нюанс — на встречную обочину Вы попадаете либо пересекая встречную полосу, либо при сразу повороте на дорогу. Поэтому, если Вы скажете или в объяснении в протоколе укажете, что попали на встречную обочину через встречную полосу, где выезд на неё запрещён, то это уже будет квалифицировано по части 4, которая предусматривает лишение прав.
Также штраф 1500 рублей предусмотрен за обгон по обочине справа. Хотя, обгоном по определению это уже являться не будет, так как последний предусматривает выезд на встречную полосу для движения.
Бывают ситуации на дороге, когда выезд в периметр встречной полосы движения был не намеренным, а произошел из-за негативного состояния покрытия или плохих погодных условий. Подобные обстоятельства, если их удастся доказать в суде, способны избавить водителя от штрафа или лишения прав, поэтому все аспекты, приведшие к вынужденному выезду на часть дороги отведенной встречному потоку, должны быть задокументированы в виде фотографий, видеозаписи и/или показаний очевидцев.
Если вина не очевидна и может быть оспорена, то соглашаться со всеми доводами инспектора и подписывать протокол ДТП без замечаний не следует, необходимо сделать обязательную приписку о том, что с выводами не согласен, перечислив объективные обстоятельства выезда на встречную полосу движения.
Несмотря на имеющиеся прецеденты доказательства невиновности при выезде на встречку, сделать это достаточно проблематично, чем и пользуются инспекторы ГИБДД, предъявляя претензии водителям. Следовательно, чтобы обезопасить себя от штрафа или лишения прав целесообразно внимательно следить за знаками и разметкой, не допуская нарушений, особенно в крупных городах, магистрали которых снабжены автоматическими камерами наблюдения.
Вполне естественно, что нарушение правил не может остаться без последствий. На основании норм КоАП определяется такое наказание за выезд на встречную полосу в первый раз:
- за попадание в ряд противоположно направленного передвижения или такую же трамвайную линию с целью объезда преграды – штрафные санкции в сумме от одной до полутора тысяч рублей. Под препятствиями понимают стационарные объекты, находящиеся в зоне перемещения и мешающие управляющему авто продолжать двигаться в прежнем направлении. Это не относится к затору или машине, остановившейся согласно требованиям правил. Поэтому, если кто-то хочет таким образом избежать нахождения в пробке, придется уплатить штраф;
- выполнение разворота или перемещения авто в левую сторону, если это запрещается нанесенными линиями разметки или соответствующими знаками, влечет наказание, аналогичное отмеченному ранее;
- при правонарушении, приведенном в первом пункте, но при этом не вызванном объездом преграды, величина налагаемых штрафных санкций существенно выше – пять тысяч рублей либо годичное отстранение от управления автомобилем. Имеется одна особенность. Мера воздействия в виде финансовой выплаты предусмотрена в случае установления данного факта видеокамерой. Если же это сопровождается остановкой сотрудником ГИБДД, то он может самостоятельно выбирать, какой мере воздействия подвергнуть гражданина, находящегося за рулем.
Вполне понятно, что нарушители, привлеченные к ответственности впервые, подвергаются менее серьезным мерам, чем в случае повторного отклонения от правил.