Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Как получить утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

УТС по КАСКОЧтобы понимать, как считают УТС автомобиля по ОСАГО, нужно разобрать составляющие формулы: Бесплатный расчет утраты товарной стоимости автомобиля производится по методу Хальбгевакса. 7.2. Договор исчерпывающим образом оговаривает и содержит все существенные и иные условия, которых должны придерживаться Стороны при исполнении Договора. Все, что не урегулировано настоящим Договором, регулируется нормами гражданского законодательства Республики Казахстан.

Основные методики расчета УТС автомобиля

Лишение имущественной стоимости обусловливается невозможностью восстановить транспортное средство до состояния предшествующего аварии. Данные факторы выражены следующими необратимыми процессами, как то:

  • нарушение технических параметров;
  • габаритов машины;
  • физических характеристик конструктивных узлов, деталей;
  • эксплуатационных характеристик вследствие повреждения механических элементов.

Невольному участнику ДТП следует обратить внимание, что компенсационные выплаты по утс рассчитываются только для автомобилей не старше 5 лет со дня эксплуатации. Кстати, срок эксплуатации транспортного средства обусловлен датой его производства. Показатель дополняется и величиной эксплуатационного износа, который не должен превышать 35%. Расчет так же не берет во внимание замененные полностью детали. Однако бывают случаи, когда величина утерянной стоимости не покрывает размер ущерба. Подобное случается при мелких авариях с новой машиной. Тогда провести точный расчет поможет квалифицированный оценщик.

Можно и самостоятельно рассчитать утери, но при подаче искового заявления в суд рассматриваются документы, где значение утери рассчитано специализированной организацией и подтверждено соответственными подписями и мокрой печатью. Расчеты же страховой компанией утраты товарного вида могут достигать 20%, взятых от первоначального оценивания экспертом после наступления страхового случая.

При малейшем сомнении о правильности расчетов агентством, водитель имеет право прибегнуть к помощи независимой экспертной организации. Конечно, страховщик будет избегать результатов такого оценивания, но данный документ может фигурировать в суде. Подобная практика недавно утверждена законодательством, и водитель может настоять на возмещении УТС по ОСАГО в 2023 году, опираясь на решение закона. Расчеты утери первоначальной цены проводятся одним из двух классических приемов:

  • метод руководящего документа — РД;
  • способ Хальбгевакса.

Что говорят эксперты про новую методику

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Читайте также:  О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Метод руководящего документа

Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:

У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой

У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:

m

У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,

1

где:

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.

Метод руководящего документа

Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:

Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию

Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:

Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу

Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:

  1. Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
  2. Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
  3. Цена окрашивания — 5000 руб.
  4. Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.

Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?

Взыскать УТС автомобиля в 2023 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:

  • полис КАСКО;
  • бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
  • бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
  • протокол о ДТП;
  • бумаги, предоставленные оценщиком.

Если вам отказали в выплате УТС

Случаи, когда страховая компания отказывает в выплате УТС по ОСАГО, встречаются достаточно часто. Если отказ произошел не по указанным выше причинам, и вы считаете, что страховая компания отказывает в возмещение потери товарной стоимости автомобиля по надуманным основаниям, и такой отказ не соответствуют закону, взыскание компенсации можно произвести по судебному решению.

Отказ страховой компании в выплате УТС может быть обжалован в судебном порядке путем направления искового заявления в суд. Как свидетельствует опубликованная судебная практика, суды зачастую встают на сторону страхователя.

Исковое заявление составляется по общим правилам, оплачивается государственной пошлиной, и к нему прикладываются документы, подтверждающие право вашего требования.

Как Рассчитать Утс Автомобиля После Дтп Калькулятор – Как предписывает закон

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: калькулятор и образцы заявлений • ЦР здесь означает стоимость Б У автомобиля, а СО сумма за ремонт. ухудшения прочности технических узлов, произошедшие в результате восстановления автомобиля;. Если вам нужна консультация, я все доступно расскажу!

  • Методика Минюста. Этот способ является основным, его чаще всего используют судебные эксперты. Он определяет, сколько процентов начальной стоимости автомобиля было утеряно после ДТП и ремонта. Такой способ применяется для автомобилей не старше 5 лет (а в случае отечественных автомобилей срок сокращается до трёх лет), главное, чтобы амортизация автомобиля была не больше 35%. Сумма компенсации высчитывается по формуле УТС = Сп*ΣKi/100. Ki показывает сумму ущерба для каждой поврежденной детали, Сп – средняя цена не поврежденного автомобиля.
  • Методика Хальбгевакса. Эксперты могут самостоятельно выбрать, какой способ они хотят использовать для экспертизы. Отличие этого способа — оценка не амортизации, а пробега автомобиля – он должен быть не больше 100000 км, а для отечественных автомобилей всего 50000. Определяется по формуле: УТС = (К/100)*(ЦР+СО). ЦР здесь означает стоимость Б/У автомобиля, а СО – сумма за ремонт.
Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

Как законными способами добиться от страховщиков включения утраты товарной стоимости в сумму компенсации
Хозяин автомобиля, попавшего в аварию, не был инициатором этой аварии ;. По закону страховые компании обязаны выплачивать УТС по ОСАГО, но некоторые пытаются уклониться, так что часто приходится обращаться в суд, когда попытки досудебного урегулирования не возымели эффекта. В страховую компанию необходимо будет направить ряд документов:
Независимый специалист объективно оценит такие важные моменты как.

Рекомендуется подготовить четыре набора копий документов. Первый предоставляется страховщику, второй остается у автовладельца, третий направляется в суд, если дело дойдет до разбирательства, 4 — второму участнику аварии.

Расчет стоимости оценки

Данный показатель не характеризует общее состояние авто либо его узлов, комплектующих и т.п. Он используется для оценки уменьшения стоимости запасных частей, подлежащих замене. На степень износа влияет срок эксплуатации, пробег и класс, к которому относится автомобиль.

  • если замене подлежат сваренные между собой элементы, то ∑ Ki нужно уменьшить на 20%;
  • стоимость ремонта съемной детали вместе с покрытием УТС не должна быть больше, чем покупка и замена на новую деталь;
  • обнаружение устраненного до аварии кузовного перекоса снижает коэффициент вдвое;
  • если необходимо полное или частичное покрытие кузова автомобиля лакокрасочным покрытием, то это снижает цену автомобиля.

УТС по ОСАГО в 2023 году
Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы.
Применяется только для полиса с ограниченным числом водителем.

Ограничения по водителям Коэффициент
Договор ОСАГО имеет ограниченя по водителям. 1
Договор ОСАГО не имеет ограничений по водителям. 2.32
Договор ОСАГО оформлен на юридическое лицо и не имеет ограничений по водителям. 1.97

Для расчёта величины утраченной стоимости машины необходимо сохранить всю документацию о произведённых восстановительных работах и результатах осмотра транспортного средства. Бумаги лучше всего отсканировать и сделать нужное количество копий.

Составление Отчета об оценке

Данный метод может быть рекомендован для оценки УТС автомобилей иностранного производства на территории России, на основании того, что применяется ведущими экспертными фирмами Европы. Также данный метод, как один из нескольких, применяется фирмой Audatex и Eurotax.

  • автомобиль не старше 5 лет;
  • это первое ДТП данного автомобиля;
  • стоимость ремонта автомобиля более 5% его стоимости;
  • стоимость запасных частей и материалов составляет менее 90% стоимости работ по восстановлению автомобиля.
  • обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
  • написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
  • предъявить автомобиль к экспертизе;
  • после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
  • обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
  • когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
  • в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.

Общие положения новой методики по расчету утраты товарной стоимости

Под товарной стоимостью автомобиля понимается цена, за которую машину можно реально продать на рынке. Конечно, это очень условный показатель, так как он зависит от региона регистрации ТС, состояния рынка спроса и предложения, массовости или уникальности машины. Даже незначительное повреждение авто при ДТП влияет на товарную стоимость автомобиля, так как ремонт никогда не приведет к восстановлению исходных характеристик.

Читайте также:  Можно ли использовать материнский капитал на реконструкцию дома?

При расчете выплат по ОСАГО утрата товарной стоимости автомобиля является одной из ключевых проблем:

  • в Законе № 40-ФЗ и Правилах ОСАГО содержаться очень расплывчатые формулировки для расчета УТС;
  • большинство страховых компаний всегда отказывают в возвещении утраты товарной стоимости, даже если в экспертном заключении сделан объективный расчет;
  • при рассмотрении спора в суде также возникают проблемы, так как единая методика ЦБ РФ не содержит правил расчета УТС.

Если для «древней» подержанной машины утрата товарной стоимости не столько критична, то для новых авто разница в цене может составлять десятки и сотни тысяч рублей.

Как устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и повреждениями

Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
  • проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
  • анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.

Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.

При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.

Особенности расчета УТС после ДТП

В проекте методики предусмотрены и специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:

  • устранение перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
  • замена несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
  • ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного средства, бамперов;
  • полная или частичная разборка салона автомобиля.

Не будет рассчитываться показатель УТС:

  • эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями (незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски площадью не более 0,25 дм2);
  • повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид автомобиля (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.).

Величина утраты товарной стоимости зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению. Величина утраты товарной стоимости при повреждении транспортного средства определяется в отношении каждого поврежденного элемента и рассчитывается по формуле, указанной в методике.

Значение коэффициента утраты товарной стоимости при подетальной окраске наружных поверхностей кузова рассчитывается по формуле:

КУТСокр = КУТСокр(1) + КУТСокр (N-1)ˑ(N — 1), %, где:

  • КУТСокр – коэффициент утраты товарной стоимости при поэлементной окраске наружных элементов;
  • КУТСокр(1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске первой кузовной составной части или бампера;
  • КУТСокр(??−1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера;
  • N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата товарной стоимости.

При учете утраты товарной стоимости для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять утрату товарной стоимости для их частей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *