О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).
Статья 5. Гарантия сохранности пенсионных накоплений
1. Государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты в порядке, определенном настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
2. Гарантия сохранности пенсионных накоплений также обеспечивается посредством:
1) аккумулирования пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде;
2) осуществления инвестиционного управления пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда Национальным Банком Республики Казахстан;
3) регулирования деятельности единого накопительного пенсионного фонда путем установления соответствующих требований в отношении привлечения пенсионных взносов и осуществления пенсионных выплат;
4) регулирования деятельности добровольных накопительных пенсионных фондов путем установления соответствующих норм и лимитов, а также требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
5) установления требований к учредителям, акционерам и руководящим работникам добровольных накопительных пенсионных фондов, а также к размеру и составу их уставного капитала;
6) установления требований к руководящим работникам единого накопительного пенсионного фонда;
7) установления требования по хранению пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
8) установления требования по хранению добровольными накопительными пенсионными фондами финансовых инструментов и денег, входящих в состав пенсионных активов, исключительно в банках-кастодианах, не аффилиированных с добровольными накопительными пенсионными фондами;
9) ведения раздельного учета собственных средств и пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда или добровольного накопительного пенсионного фонда, а также установления контроля за их целевым размещением;
10) установления требований по диверсификации и снижению рисков при размещении пенсионных активов;
11) установления размера комиссионного вознаграждения, получаемого единым накопительным пенсионным фондом, добровольным накопительным пенсионным фондом;
12) обязательности ежегодного проведения аудита единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда;
13) регулярной отчетности единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда перед соответствующими государственными органами в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
14) предоставления вкладчику (получателю) информации о состоянии его пенсионных накоплений;
15) предоставления вкладчику (получателю) возможности переводить свои пенсионные накопления, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов, из единого накопительного пенсионного фонда в добровольный накопительный пенсионный фонд или из добровольного накопительного пенсионного фонда в единый накопительный пенсионный фонд, или из одного добровольного накопительного пенсионного фонда в другой добровольный накопительный пенсионный фонд;
16) добровольного страхования пенсионных накоплений в полном объеме или частично по выбору вкладчика (получателя);
17) осуществления учета и оценки пенсионных активов в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) разрабатывает и утверждает правила осуществления деятельности единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольных накопительных пенсионных фондов;
2) разрабатывает и утверждает правила перевода пенсионных накоплений из единого накопительного пенсионного фонда в добровольный накопительный пенсионный фонд, из добровольного накопительного пенсионного фонда в единый накопительный пенсионный фонд, а также из одного добровольного накопительного пенсионного фонда в другой добровольный накопительный пенсионный фонд;
3) разрабатывает и утверждает правила взимания комиссионного вознаграждения единым накопительным пенсионным фондом;
4) устанавливает требования к поверенным, указанным в пункте 2 статьи 35 настоящего Закона, и порядок их выбора;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 11. Назначение пенсионных выплат из Центра
1. Назначение пенсионных выплат из Центра производится:
с 1 июля 2001 года – мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.
При этом назначение пенсионных выплат из Центра женщинам производится:
с 1 января 2018 года – по достижении 58,5 лет;
с 1 января 2019 года – по достижении 59 лет;
с 1 января 2020 года – по достижении 59,5 лет;
с 1 января 2021 года – по достижении 60 лет;
с 1 января 2022 года – по достижении 60,5 лет;
с 1 января 2023 года – по достижении 61 года;
с 1 января 2024 года – по достижении 61,5 года;
с 1 января 2025 года – по достижении 62 лет;
с 1 января 2026 года – по достижении 62,5 лет;
с 1 января 2027 года – по достижении 63 лет.
2. Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» имеют право на назначение пенсионных выплат:
мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее двадцати пяти лет;
женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее двадцати лет.
3. Женщины, родившие (усыновившие, удочерившие) 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 53 лет в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 10 настоящего Закона.
4. Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении возраста, установленного в пункте 1 настоящей статьи, следующим категориям граждан:
1) мужчинам – при наличии трудового стажа не менее двадцати пяти лет на 1 января 1998 года и мужчинам из числа лиц, указанных в пункте 2 статьи 64 настоящего Закона, на момент увольнения со службы. При этом для лиц, указанных в пункте 2 статьи 64 настоящего Закона, в трудовой стаж засчитывается служба в период с 1 января 1998 года до момента увольнения со службы при условии, что обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд в данный период не производились;
2) женщинам – при наличии трудового стажа не менее двадцати лет на 1 января 1998 года и женщинам из числа лиц, указанных в пункте 2 статьи 64 настоящего Закона, на момент увольнения со службы. При этом для лиц, указанных в пункте 2 статьи 64 настоящего Закона, в трудовой стаж засчитывается служба в период с 1 января 1998 года до момента увольнения со службы при условии, что обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд в данный период не производились.
5. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме назначаются категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии у них права на получение пенсионной выплаты в полном объеме из Центра в зависимости от наличия у них фактического трудового стажа на 1 января 1998 года и лицам, указанным в пункте 2 статьи 64 настоящего Закона, на момент увольнения со службы.
6. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, как доля от полной пенсионной выплаты пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года. При этом для лиц, указанных в пункте 2 статьи 64 настоящего Закона, в трудовой стаж засчитывается служба в период с 1 января 1998 года до момента увольнения со службы при условии, что обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд в данный период не производились.
Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту… Документы для оформления пенсии по возрасту в РК
Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 6 мая 2020 года внесены изменения в Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий.
Так, лица, имеющие право на получение базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий и государственного специального пособия представляют по месту жительства заявление и для идентификации — документ, удостоверяющий личность через:
1) Государственную корпорацию — для назначения пенсий и пособий.
При этом по выбору заявителя по принципу «одного заявления» заявление могут подать на оказании государственных услуг:
— лица, по достижении пенсионного возраста, за назначением пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда, базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту;
— лица, в установленном порядке признанные инвалидами, за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.
2) подразделение МСЭ — при первичном установлении инвалидности по выбору услугополучателя подается заявление по принципу «одного заявления» за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.
3) через портал — для назначения базовой пенсии, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
4) через проактивную услугу — предоставление заявления при назначении государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца через проактивую услугу не требуется. Порядок оказания проактивных услуг по назначению государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрен главой 4 настоящих Правил.
В случае обращения за назначением пенсий и государственных социальных пособий лиц, имеющих статус оралмана, для идентификации представляется удостоверение оралмана.
Для назначения пенсий и пособий недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы, подаются их законными представителями.
Заявление для назначения пенсий и пособий третьими лицами подается по доверенности.
При представлении документов, составленных на иностранном языке, нотариус свидетельствует верность перевода документа на казахский или русский язык.
Для назначения пенсионных выплат по возрасту заявителем представляются Дополнительно:
1) при наличии справка о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), — документ о доходах, выданный органом государственных доходов.
В случае ликвидации организации (предприятия) представляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.
В случае невозможности представления архивного документа о среднемесячном доходе, размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.
Лицами, работавшими в российских организациях комплекса «Байконур», представляется справка работодателя о доходах, выплаченных в валюте Российской Федерации (при наличии).
Сведения об официальном курсе национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленном Национальным банком на день обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту, отделение Государственной корпорации получает из официального интернет-ресурса Нацбанка.
2) К документам, подтверждающим трудовой стаж, относятся: трудовая книжка; справки архивных учреждений, электронные копии архивных документов, удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива, или с места работы при отсутствии или негодности трудовой книжки, отсутствии соответствующих записей в трудовой книжке, наличии исправлений, неточностей, разночтений.
При наличии также представляются:
— документ об образовании;
— военный билет или справка управления (отдела) по делам обороны;
— свидетельства о рождении детей (выписка из актовой записи о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— справка о реабилитации, выданная органами прокуратуры в соответствии со статьей 10 закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
— справка военного комиссариата об участии в боевых действиях;
— решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;
— документ, подтверждающий проживание за границей супруги (супруга) работника учреждений, находившихся на территории Советского Союза, учреждений РК, международной организации;
— документ, подтверждающий проживание супруги (супруга) военнослужащего, сотрудника специального государственного органа в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;
— документ, подтверждающий трудовую деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в РК в целях постоянного проживания на исторической родине.
Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми представляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
— документ, удостоверяющий личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
— диплом об окончании средне-специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
— свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.
3) свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии).
В случае назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно представляются: свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет.
К документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
— документы, удостоверяющие личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— документ об обучении в учебном заведении детей;
— свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
— военный билет;
— решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).
Нормативная база оформления пенсии россиянам в Казахстане в 2022 г.
Порядок оформления пенсии в Казахстане россиянам с ВНЖ регулируется несколькими нормативными актами:
-
законом №2337 от 19.06.1995 г. «О правовом положении иностранцев»;
-
законом №105-V от 21.06.2013 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
-
Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.
-
Договором о Евразийском экономическом союзе, вступившим в силу с 2015 г.;
-
Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, вступившим в силу с 01.01.2021 г.;
-
Правилами предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, утвержденными Приказом Минздрава РК №223 от 14.04.2015 г.
Что такое гарантия от государства
Пенсионные накопления в Казахстане защищены законом: это прописано в статье 5 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Конкретно в статье говорится следующее: государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) в ЕНПФ в размере фактически внесённых взносов с учётом уровня инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты.
Поясним, что это значит.
Пенсионные накопления формируются из двух составляющих: первая – пенсионные взносы (ОПВ, ОППВ, ДПВ), вторая – инвестиционный доход, пеня и иные поступления.
Согласно закону, пенсионными активами управляет Национальный банк совместно с Советом по управлению Национальным фондом, который возглавляет Президент РК. Нацбанк принимает инвестиционные решения в соответствии с инвестиционной декларацией ЕНПФ, совет вырабатывает предложения по повышению эффективности управления пенсионными активами.
Пенсионные активы инвестируются в различные инструменты – диверсифицировано и с учётом баланса риска и доходности.
В структуре портфеля, по данным на 1 ноября этого года:
- 38,21% – государственные ценные бумаги Республики Казахстан;
- 15,55% – облигации квазигосударственных организаций Казахстана;
- 14,53% – государственные ценные бумаги иностранных государств;
- 11,99% – облигации банков второго уровня;
- 2,89% – облигации МФО;
- 2,87% – денежные средства;
- 2,85% – депозиты в иностранных банках;
- 2,41% – депозиты БВУ РК;
- 2,27% – акции и депозитарные расписки эмитентов РК;
- 2,24% – облигации иностранных эмитентов квазигоссектора;
- 1,79% – депозиты Нацбанка РК;
- 0,93% – активы, находящиеся во внешнем управлении у Aviva Investors Global Services Limited;
- 0,53% – прочие активы;
- 0,30% – PPN (структурные ноты);
- 0,26% – акции и депозитарные расписки иностранных эмитентов.
Как изменятся пенсии и пособия с 1 января 2021 года
Кому и на какую сумму эти выплаты увеличатся, редакции сообщила руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения №1 департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Шымкенту Людмила Викторовна Ефремова.
Пенсии по возрасту, назначенные до января 2021-го, подлежат повышению на 7 процентов от получаемого размера пенсии. Например, размер пенсии до повышения – 67900 тенге, с 1 января 2021 года – 72653 тенге. Минимальный размер пенсии увеличится с 40441 тенге до 43272 тенге. Для граждан, которые первично обратятся за назначением пенсии в 2021 году максимальный доход (заработная плата) для исчисления размера не может превышать 46-кратного месячного расчетного показателя – 134182 тенге. К примеру, фактический доход составил более 200000 тенге, то для исчисления пенсии будет принят доход – 134182 тенге.
С 1 января 2021 года устанавливаются
Месячный расчетный показатель (МРТ) – 2917 тенге,
Прожиточный минимум (ПМ) – 34302 тенге.
Минимальный размер базовой пенсионной выплаты составит 18524 тенге.
Минимальная пенсия (для назначаемых в 2018 году) – 43272 тенге.
Минимальная зарплата – 42500 тенге.
Назначенные до 1 января 2021 года ежемесячные выплаты гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства (регрессные выплаты) с 1 января 2021 года повышаются на 5 % от получаемого размера.
Повышение госсоцпособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту, госспецпособий для лиц, занятых на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, детских пособий (единовременных и по уходу за ребенком до года), а также пособий многодетным семьям и родителям (опекунам, попечителям) предусмотрено с учетом изменения размера месячного расчетного показателя (МРП) и прожиточного минимума (ПМ).
ПОСОБИЯ УЧАСТНИКАМ ВОЙНЫ
Специальное государственное пособие инвалидам и участникам Великой Отечественной войны составят 46672 тенге (16 МРП).
Лицам, приравненным и инвалидам Великой Отечественной войны – 22024 тенге (7,55 МРП).
Лицам, приравненным к участникам Великой Отечественной войны – 18057 тенге (6,19 МРП).
Вдовам воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, – 13069 тенге (4,48 МРП).
Женам (мужьям) инвалидов и участников войны, умерших в послевоенное время и признанных при жизни инвалидами, которые не вступили в повторный брак, – 7468 тенге (2,56 МРП).
Пособия труженикам тыла – 6214 тенге (2,13 МРП).
Героям Советского Союза, кавалерам ордена Славы трех степеней, являющимся участниками войны, ежемесячно будет выплачиваться – 404384 тенге (138,63 МРП).
Лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы» и «Қазақстанның Еңбек Ері».
Размер ежемесячного пособия составит – 138,63 месячного расчетного показателя – 404384 тенге.
Героям Социалистического Труда, являющимся участниками войны, – 217755 тенге (74,65 МРП).
Жертвам политических репрессий – 3122 тенге (1,07 МРП).
Персональным пенсионерам (за заслуги перед республикой) – 3122 тенге (1,07 МРП).
Пособия по инвалидности увеличатся так:
инвалидам от общего заболевания:
I группы – 65860 тенге (1,92 ПМ),
II группы – 52483 тенге (1,53 ПМ),
III группы – 35675 тенге (1,04 ПМ),
инвалидам детства с 16 лет:
I группы – 65860 тенге (1,92 ПМ),
II группы – 54541 тенге (1,59 ПМ),
III группы – 41163 тенге (1,20 ПМ),
детям-инвалидам до 16 лет – 48023 тенге (1,40 ПМ).
ПОСОБИЯ ЗА РАБОТУ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Пособие для получателей по списку № 1 (лицам, работавшим на предприятиях с особо вредными условиями труда), составляющие 9,42 МРП, увеличатся до 27479 тенге.
Для получателей по списку № 2 – до 24445 тенге (8,38 МРП).
ПОСОБИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА
При отсутствии одного из родителей детям или нетрудоспособным членам семьи будет выплачиваться ежемесячно:
— на одного – 29500 тенге (0,86 ПМ),
— на двоих – 51110 тенге (1,49 ПМ),
— на троих – 63459 тенге (1,85 ПМ),
— на четверых – 67232 тенге (1,96 ПМ),
— на пятерых – 69634 тенге (2,03 ПМ),
— на шестерых и более – 72378 тенге (2,11 ПМ).
Круглые сироты будут получать по 40477 тенге (1,18 ПМ) на каждого.
ДЕТСКИЕ ПОСОБИЯ
Единовременное пособие по случаю рождения ребенка увеличится:
— на первого, второго и третьего ребенка – до 110846 тенге (38,0 МРП),
— на четвертого – до 183771 тенге (63,0 МРП).
Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до года для неработающих женщин составят:
— на первого – 16802 тенге (5,76 МРП),
— на второго – 19865 тенге (6,81 МРП),
— на третьего – 22899 тенге (7,85 МРП),
— на четвертого и более – 25962 тенге (8,9 МРП).
Воспитывающим ребенка-инвалида – 48023 тенге (1,4 ПМ).
Пособие по уходу за инвалидом I группы с детства – 48023 тенге (1,4 ПМ).
ПОСОБИЯ МНОГОДЕТНЫМ МАТЕРЯМ
Для многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа» (семь и более детей), а также «Күмiс алқа» (шесть и более детей), ежемесячное пособие увеличится до 18669 тенге (6,4 МРП).
ПОСОБИЯ НА ПОГРЕБЕНИЕ
Пособие на погребение – 45797 тенге (15,7 МРП).
Пособие на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны – 106763 тенге (36,6 МРП)
С 1 января 2020 года введен новый вид государственного пособия многодетным семьям, имеющим 4 и более несовершеннолетних детей (до достижения 18-летнего возраста) или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет.
- О проекте
- Редакция
- Рекламодателям
- Правила сайта
- Вакансии
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане с 2021 года
6) возврат агенту обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) пени лиц, не имеющих индивидуального идентификационного номера и (или) договоров о пенсионном обеспечении, и (или) в реквизитах которых допущены ошибки;
Примечание РЦПИ!
Подпункт 28) предусмотрен в редакции Закона РК от 02.08.2021 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2021).
Примечание РЦПИ!
Данная редакция подпункта 28) действует до 01.01.2021 в соответствии с Законом РК от 02.08.2021 № 342-V (порядок введения в действие см. пп. 3) ст. 2).
Так в Казахстане и не произошла дифференциация налогов. Даже с Зарплатой в 200 000 тг/месяц зарплата на руки увеличилась от фиктивной дифференциации на аж на 1 400 тг/мес, что составляет на сегодня аж 7-10 булок хлеба. А у тех у кого зарплата всего 100 000тг увеличилась на 700 тг/мес = 3-5 булок хлеба. Типа государство увеличило МЗП в 1,5 раза для того, чтобы у населения увеличилась ЗП на руки. Смешно и горько за народ. 10% с предпринимателя, имеющего доход даже всего 1 млн тг в месяц: 100 000 тг заплатил государству и осталось ему на проживание 900 000тг. Условно не будем считать то, что он сумел скрыть. А у бедного народа, живущего на одну зарплату как сдирали 10% так и сдирают за вычетом 42 500тг/мес. Что увеличило зарплатнику на руки всего 700-1400 тг/месяц. Нашим бы правителям-грабителям такие ЗП и такое увеличение делать в десятилетие раз.
Сокращения: СО — социальные отчисления, ОПВ — обязательные пенсионные выплаты, МЗП — минимальная заработная плата, МРП — месячный расчетный показатель, ИПН — индивидуальный подоходный налог, РК — республика Казахстан, ОСМС — обязательное социальное медицинское страхование.
2. Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» имеют право на назначение пенсионных выплат по возрасту:
5. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме назначаются категориям граждан, указанным в пунктах 1-3 настоящей статьи, при отсутствии у них права на получение пенсионной выплаты по возрасту в полном объеме в зависимости от наличия у них трудового стажа не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года.
- Казахстан 23
- Видео 23
- США 15
- Коронавирус, Covid-19 15
- Россия 11
- Политика 9
- Правительство 7
- Коррупция 7
- Кадры 6
- Назначения 6
- Парламент 5
- Алматы 5
- Наука и техника 5
- Искусство 5
- Врачи 5
- Нур-Султан 4
- Путин Владимир 4
- IT 4
- Медицина 4
- Байден Джо 4
Казахстанцы ждали принятия этого закона год и три месяца. Впервые глава государства заявил о возможности использования пенсионных накоплений на покупку жилья в сентябре 2019 года, выступая с первым Посланием народу Казахстана. Сначала изымать будущую пенсию предлагалось и на оплату высшего образования. Год правительство разрабатывало разные варианты, но получалось, что лишь 230 тысяч казахстанцев смогут воспользоваться этой возможностью. Такой вариант не устраивал никого.
Ровно через год, в сентябре 2020 года, Касым-Жомарт Токаев, выступая с вторым Посланием народу Казахстана, заявил, что деньги из ЕНПФ можно будет снимать и на оплату лечения. До конца года парламентарии приняли соответствующие поправки.
Согласно опубликованным 21 января 2021 года официальным правилам по снятию пенсий, снять деньги может сам вкладчик или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки).
Как изменится пенсионная система в 2021 году?
Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.
Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.
Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
В РК нет понятия социальная пенсия. Существуют только:
- государственное социальное пособие:
- по инвалидности,
- по случаю потери кормильца,
- госпособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов,
- специальное госпособие:
- лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 гр.,
- работающим на вредном производстве.
Месячное пособие по случаю утраты кормильца и инвалидности начисляется в кратном показателе к ПМ. Размер пособия по инвалидности в 2022 г.:
- получает инвалид 1 группы — 1,92 ПМ (69 155 тг);
- 2 гр. — 1,53 ПМ (55 108 тг);
- 3 гр. — 1,04 ПМ (37 459 тг).
Что за международные стандарты?
«Обновления в пенсионной системе дают возможность людям выбирать наиболее выгодные и удобные варианты получения пенсионных выплат. К тому же во многих развитых странах пенсионные аннуитеты давно являются главным инструментом обеспечения стабильности в пожилом возрасте», – считает председатель правления КСЖ «Freedom Finance Life» Азамат Ердесов.
Практически во всех странах, где уровень пенсионных выплат не сильно отличается от заработной платы, пенсионная система действует по следующему принципу: во-первых, работодатель и работник делают взносы с дохода, которые в будущем формируют основную пенсию, а во-вторых, граждане заключают договоры с компаниями по страхованию жизни по программе пенсионного аннуитета.
С учетом среднемесячной номинальной заработной платы (222 261 тенге) казахстанцы получают при выходе на пенсию в 2,15 раза меньше. Похожее соотношение зарплат и пенсионных выплат имеется в России, Италии, Финляндии и Канаде. Однако в некоторых странах размер пенсий ниже ежемесячного заработка всего в 1,27 раза – как, например, в Дании.
В США пенсионная система выглядит так: в среднем ежемесячная заработная плата у американцев составляет $4,15 тыс., что в 2,76 раза больше пенсионных выплат ($1,5 тыс. в месяц). Пенсионный возраст наступает в 67 лет для мужчин и в 65 лет для женщин. При желании выйти на пенсию раньше срока можно оплатить штраф в 20% от пенсионных выплат и отправиться на заслуженный отдых в 62 года. В сравнении с такой системой казахстанская выглядит более выгодной.
В последнее время в СМИ часто упоминают сингапурскую модель пенсионного обеспечения. Изменения, произошедшие в пенсионной системе Казахстана, а именно возможность использования «излишков» накоплений на приобретение недвижимости, лечение, передачу управляющей компании, несколько схожи с сингапурской моделью пенсионного обеспечения, но все же имеют существенные отличия.
«По сравнению с другими странами люди в Сингапуре обязаны делать вклады в пенсионную систему по очень высокой ставке. Но в результате этого им разрешается осуществлять большие предпенсионные изъятия (для покупки жилья, оплаты медицинских услуг, инвестирования и т.д.). –рассказывает Гульмира Убегалиева, председатель правления АО «КСЖ «Евразия». – К примеру, пенсионные отчисления жителей Сингапура поступают на счет Центрального Сберегательного фонда, ежемесячные взносы осуществляются как за счет работника, так и за счет работодателя, совокупные отчисления составляют около 37% от заработной платы: за счет работодателя – 17%, за счет работника – 20%. На размер ставки (по каждому из трех счетов) влияет возраст жителя, к примеру, для жителей, достигших 65 лет, ставка составляет 11,5%. Пропорция распределения между счетами также меняется: чем старше житель, тем больше отчислений поступает на медицинский счет, который является полным аналогом нашего ОСМС, на него поступает от 8 до 10,5% от заработной платы».
Изменения в законе о пенсионном обеспечении позволят казахстанцам заранее позаботиться о своей старости, не потеряв качество жизни после выхода на пенсию, к тому же модернизация отечественной пенсионной системы продолжается, и можно надеяться, что наша модель пенсионной системы станет общепризнанным эталоном в мире.