Лекция 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в российской федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в российской федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.
Бухгалтерские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету
Учетный стандарт (ПБУ) – свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности.
Цель стандартов состоит в обеспечении единообразного подхода к учету, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности и особенностей формирования национальной системы бухгалтерского учета.
Стандарты (ПБУ):
-
определяют основы учета на соответствующих участках (учета основных средств, учета материалов, учета денежных средств, учета финансовых вложений и т.д.);
-
дают основные понятия, необходимые для их единого толкования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
-
определяют подходы к решению вопросов и возможные варианты их решения, т.е. предусматривают многовариантность решения учетных проблем.
В стандартах не содержится конкретного механизма применения бухгалтерских приемов. Они излагаются в методических рекомендациях, указаниях, письмах Минфина РФ, т. е. в документах третьего уровня. Основным и главным национальным бухгалтерским стандартом является единый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме того, утверждены и действуют 20 национальных учетных стандартов:
-
ПБУ № 1/2008 «Учетная политика организации» утв. приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.
-
ПБУ № 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ № 116н от 24.10.2008 г.
-
ПБУ № 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв.приказом Минфина РФ № 154н от 27.11.2006 г.
-
ПБУ № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г.
-
ПБУ № 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г.
-
ПБУ № 6/2001 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ № 7/98 «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина РФ № 56н от 25.11.98 г.
-
ПБУ № 8/2001 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 96н от 28.11.2001 г.
-
ПБУ № 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина № 33н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ № 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина РФ № 48н от 29.04.2008 г.
-
ПБУ № 12/2000 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина РФ № 11н от 27.01.2000 г
-
ПБУ № 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000 г.
-
ПБУ № 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ № 153н от 27.12.2007 г.
-
ПБУ № 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ № 107н от 06.10.2008 г.
-
ПБУ № 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2002 г.
-
ПБУ № 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. приказом Минфина РФ № 115н от 19.11.2002 г.
-
ПБУ № 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации», утв. приказом Минфина РФ № 114н от 19.11.2002 г.
-
ПБУ № 19/2002 «Учет финансовых вложений», утв. приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.2002 г.
-
ПБУ № 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 105н от 24.11.2003 г.
-
ПБУ № 21/2008 «Изменение оценочных значений», утв. приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008 г.
В нашей стране бухгалтерский учет ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных российским законодательством. Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента Российской Федерации. В-третьих, акты Правительства и так далее.
Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из четырех уровней (см.приложение 1).
Нормативный акт — это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права[11]. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации[12].
«Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации»[13]. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин «законодательство» применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином «правовой акт» принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин «подзаконный акт» («акт законодательства») применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.
Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (см.приложение 2). Например, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н[15], определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Министерством Финансов Российской Федерации утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т.п.), например Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) (утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н[16].
Необходимость существования Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме. Отечественные Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Министерство Финансов России в ближайшем будущем должно внести изменения в действующие Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ). Минфин России в Программе разработки федеральных стандартов по бухгалтерскому учету на 2016–2018 годы утвердил перечни ПБУ, которые хотят скорректировать. Данная программа утверждена Приказом Минфина от 23 мая 2016 года № 70н[17].
В частности, в 2017 году планируют внести изменения в ПБУ по бухгалтерскому учету в части упрощенных способов учета. В 2018 году планируют внести изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Следовательно, уже в ближайшее время могут измениться сразу несколько Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Ответы по результатам тестирования для программированного контроля
Номер и название главы | Номер вопроса | Номер правильного ответа |
Глава 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации | 1 | 1 |
2 | 3 | |
3 | 3 | |
4 | 1 | |
5 | 1 | |
6 | 4 | |
7 | 4 | |
8 | 3 | |
9 | 1 | |
10 | 4 | |
11 | 4 | |
12 | 4 | |
13 | 3 | |
14 | 3 | |
15 | 4 |
Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии.
Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета.
Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards).
В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.
Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Дата утверждения |
ПБУ 3/2006 |
Учет активов и обязательств, стоимость |
27.11.2006, N 154н |
ПБУ 5/01 |
Учет материально-производственных запасов |
09.06.2001, N 44н |
ПБУ 6/01 |
Учет основных средств |
30.03.2001, N 26н |
ПБУ 14/2007 |
Учет нематериальных активов |
27.12.2007, N 153н |
ПБУ 15/2008 |
Учет расходов по займам и кредитам |
06.10.2008, N 107н |
ПБУ 17/02 |
Учет расходов на научно-исследовательские, |
19.11.2002, N 115н |
ПБУ 19/02 |
Учет финансовых вложений |
10.12.2002, N 126н |
ПБУ 20/03 |
Информация об участии в совместной |
24.11.2003, N 105н |
Положение по бухгалтерскому учету |
30.12.1993, N 160 |
Федеральный закон РФ о бухгалтерском учете
Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
- Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете» бюджетным и налоговым законодательством, Инструкцией по бюджетному учету и иными нормативными правовыми актами РФ.
- С принятием Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Бюджетного кодекса можно говорить о четырехуровневой системе нормативно- правового регулирования учета в бюджетных учреждениях:
- К первому уровню (высшему) регулирования учета относятся: Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.
- В Законе о бухгалтерском учете дано определение сущности бухгалтерского учета, указаны его задачи, основные правила его ведения, оценки имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее представления, приведены основные понятия по бухгалтерскому учету и отчетности.
Нормы Закона о бухгалтерском учете являются нормами прямого действия и обязательны для организаций всех организационно- правовых форм (включая учреждения) и форм собственности (включая государственную и муниципальную). В отношении бюджетных учреждений с.
13 Закона сделана оговорка: «Состав бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений определяется Министерством финансов РФ(в отличии от состава бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, который непосредственно определен в тексте Закона о бухгалтерском учете.
Необходимость организации и ведения бюджетного учета закреплена непосредственно в Бюджетном кодексе РФ, кроме того оговорено , что учет доходов бюджета является элементом исполнения бюджетов по доходам, установлено единая методология учета исполнения федерального бюджета на основе плана счетов устанавливает Министерство финансов.
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
- Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
- Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
- Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
- Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
- Закон № 402-ФЗ.
- Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
- План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.
Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно. - Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Четвертый уровень. Рабочие документы организации
Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.
Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.