Как проходит камеральная проверка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит камеральная проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Виды камеральных проверок
Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:
-
Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.
-
Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.
При углубленной проверке инспектор имеет право:
-
запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;
-
вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;
-
запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);
-
привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;
-
провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.
Как оспорить результат камеральной проверки
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
С 1 июля этого года у налоговиков будет в распоряжении еще одно основание, чтобы затребовать данные к отчетности, а также новые обстоятельства для приостановки и возобновления камералки.
ИФНС сможет требовать пояснения по действиям, не подлежащим или освобожденным от налогообложения.
Сейчас можно запрашивать дополнительные разъяснения по льготам, которых нет у других категорий налогоплательщиков.
Планируется, что в Налоговом кодексе будет уточнен перечень случаев, когда налоговая может не принять отчет. Один из них – подпись деклараций лицом, которое не обладает такими полномочиями.
Также меняются правила проведения возобновленной проверки. Пока схема такая: если камералка не закончена, а уточненная декларация уже предоставлена, проверка переключается на второй вариант. Если налогоплательщик получит уведомление, что его отчеты не приняты, инспекция возобновит проверку первого.
Обновленная версия правил предполагает, что в срок проверки, которая возобновлена, не будет включаться время, потраченное на прекращенную камералку. Информация, которая появилась у ИФНС в процессе прекращенной проверки, может быть использована для налогового контроля.
Как проводится камеральная проверка
Камеральная налоговая проверка – это разновидность мероприятий налогового контроля, заключающаяся в проверке представляемой компаниями налоговой отчетности. За некоторыми исключениями, обязательной проверке подлежат любые сдаваемые организациями и ИП налоговые декларации и расчеты.
До конца 2022 года установлен временный запрет (мораторий) на проведение большинства проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Согласно условиям моратория, плановые проверки в текущем году будут проводиться только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Эти изменения не распространяются на камеральные налоговые проверки и не налагают никаких препятствий для их осуществления налоговыми органами. Мораторий их не затрагивает. Камеральные налоговые проверки в 2022 году проводятся без ограничений и в порядке, установленном соответствующими нормами НК РФ.
В отличие от выездных проверок, камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговой инспекции, принявшей от компании ту или иную налоговую отчетность (абз. 1 п. 1 ст. 88 НК РФ). Причем камеральные проверки проводятся по самому факту представления налоговой отчетности, без вынесения специального решения руководителя ИФНС.
Проведение проверки по месту расположения ИФНС не означает, что налоговики не могут вызвать должностных лиц проверяемой организации или ИП для дачи пояснений или показаний. НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений на данный счет. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, в том числе и директор, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (письмо ФНС от 09.08.2019 № ЕД-4-15/15859@).
В ходе камеральной проверки налоговые органы имеют возможность запрашивать пояснения и документы, касающиеся, в том числе, фигурирующих в представленной налоговой отчетности льгот.
Одновременно с этим возможности налоговиков по истребованию документации в рамках камеральных проверок значительно ограничены. Так, при проведении камеральной проверки ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией прямо не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ). К примеру, при проверке декларации по НДС, в которой был заявлен вычет, ИФНС вправе запросить у плательщика только счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие приобретенной продукции на учет. Все остальные документы налоговики, проводящие камеральную проверку, запрашивать не вправе.
Если в ходе камеральной проверки налоговики установят факт совершения налогового правонарушения, они составят акт проверки, который впоследствии будет являться основанием для привлечения плательщика к налоговой ответственности. Оспорить акт, представив письменные возражения, плательщик может в течение 1 месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Представление дополнительных документов
Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. В частности, документы могут быть затребованы в случаях:
- в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
- при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Порядок проведения камеральной проверки
Инспекторы откроют камеральную проверку на следующий день после предоставления налоговой отчетности в надзорный орган.
Приведем пример того, что вправе делать инспекторы на проверке. В основном это касается проверок юридических лиц. Итак, при проверке сотрудник ИФНС вправе:
- запрашивать документы, пояснения или уточнения;
- производить выемку документов;
- опрашивать контрагентов и свидетелей;
- проводить экспертизу и осматривать офисы и помещения налогоплательщика.
Камеральная проверка условно состоит из двух этапов:
- Автоматизированный контроль.
- Углубленная проверка.
Как узнать результаты камеральной проверки
Статус камеральной ревизии вы можете посмотреть в личном кабинете на сайте госуслуг или ФНС России.
Если в ходе контрольных мероприятий инспектор выявит ошибки, неточности или расхождения, он должен сообщить вам об этом. По закону инспектор высылает требование, в котором написано, что нужно сделать:
- представить пояснения;
- внести исправления.
Если вы такое требование не получали — значит проверка вашей декларации 3-НДФЛ завершилась без ошибок. После успешных камеральных мероприятий никакой акт, справка или иной документ не составляется. Об успешном контроле инспектор вам сообщать не должен. И если вы увидели, что заявленные в декларации суммы отражены на вашем лицевом счете, это автоматически означает, что процесс завершился успешно.
В ходе камеральной проверки 3-НДФЛ специалист налогового органа может запросить у вас дополнительные документы или сведения, если он не будет уверен в расчетах — их придется уточнить.
Налоговики не вправе требовать у вас документы, которые не имеют отношения к проверяемому налогу. Если вы подали 3-НДФЛ на вычет, а инспектор просит данные об уплаченном налоге на профессиональный доход — ПНД (если вы зарегистрированы как самозанятый), то вы имеете право не подавать такие документы.
Если вы хотите оформить, например, вычет на лечение, то иные документы, не относящиеся к этому вычету, у вас требовать не вправе.
Если в ИФНС проверяют декларацию по НДС, то потребовать могут только счета-фактуры и договоры.
- Если вам пришло требование о предоставлении пояснений, то вы можете их подать лично, направить по почте или через личный кабинет — как вы отправляли сам отчет. Но есть определенный срок, когда вы должны пояснить какие-либо моменты — не более 5 рабочих дней со дня получения требования о предоставлении пояснений.
- Если вам пришло требование о внесении исправлений, вы должны исправить данные в документе и направить его уточненный вариант. То есть отправить декларацию заново, но только на титульном листе указать что это корректирующая (уточненная) декларация.
Сроки камеральной налоговой проверки налоговой декларации — 3 месяца с возможностью увеличения срока до 4-х месяцев
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Налоговому кодексу.
Налоговый кодекс РФ Статья 88, пункт 1.2:
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Проще говоря, налогоплательщик сдает свою налоговую декларацию. Специальная программа в ИФНС регистрирует ее в этот же день. А на следующий день уже начинается сама камеральная налоговая проверка, которая, как говорит нам Налоговый кодекс, длится три месяца.
Есть случаи, когда налоговая откамераливается раньше. Такое бывает, когда налоговая успевает выполнить все мероприятия, необходимые для проверки, досрочно. Это и проверка налоговой декларации на арифметические ошибки, и сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущего, об этом мы рассказывали в предыдущей статье.
В то же время налоговики могут продлить камеральную налоговую проверку еще на один месяц. Такое случится, если они обнаружат ошибки и расхождения в предоставленной отчетности. Этот месяц ИФНС потратит на углубленную проверку декларации. Инспекторы запросят у налогоплательщика дополнительную информацию и будут её изучать.
Как быть в случае непонятного статуса проверки?
Предпринимать какие-либо действия до окончания камеральной проверки декларации не стоит. Лучше дождаться окончания трехмесячного срока проверки. После этого можно еще раз проверить статус проверки в ЛКН. Если статус проверки не изменился на завершенный или смысл написанного в статусе непонятен, то следует написать в свою налоговую инспекцию письмо в свободной форме с вопросом относительно окончания камеральной налоговой проверки и ее результата. Если результат камеральной проверки оформлен в виде акта, попросите прислать его через ЛКН. Отвечать на письмо налоговая инспекция будет в течение 30 календарных дней, но это всё равно лучше, чем пытаться дозвониться до отдела камеральных проверок физических лиц.
В этом году неважно работает процедура возврата налогового вычета по банковским реквизитам, указанным в самой налоговой декларации. Соответствующий лист появился впервые в налоговых декларациях за 2020 год с названием «Приложение к разделу 1. Заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц». Чтобы деньги действительно вернулись по банковским реквизитам, некоторым налогоплательщикам приходится пользоваться кнопкой «Распорядиться переплатой». То есть, как и раньше, придется формировать электронное заявление на возврат налога.
Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.
Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».
Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:
- ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
- теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.
Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.
Какие дополнительные мероприятия проводят
Помимо истребования документов, налоговики в рамках камеральной проверки могут:
— запросить пояснения по выявленным расхождениям;
— пригласить руководителя или главбуха в налоговую для дачи пояснения;
— запросить документы по вашей организации у третьих лиц;
— допросить лиц, которые осведомлены об обстоятельствах проверки.
Допросы, беседы с руководством, сотрудниками компании и контрагентами — признаки того, что налоговая обнаружила какие-то серьезные несоответствия или сомнительные операции в отчетности. Например, заявлен вычет по НДС, а у поставщика документы по поставкам не отражены в декларации. Или контрагент в “черном списке” и относится к числу недобросовестных.
В этом случае возрастает не только риск того, что ФНС настоятельно предложит уточнить декларации и доплатить налоги, но и что налоговики придут в компанию уже с выездной проверкой.
Большая ошибка думать, что все предварительные мероприятия (вызов в ФНС, запрос документов, встречные проверки и т. д.) не требуют особого внимания, вот когда придут… Когда к вам придут — защищать интересы и права бизнеса будет труднее, ведь у налоговиков уже будет собрана доказательная база, которую вы сами им и предоставите.
Критерии отбора на проверку
Несмотря на то, что нельзя узнать заранее о предстоящей выездной проверке, вы самостоятельно может просчитать риски.
Критерии, которые учитываются при выборке налогоплательщиков в список для ВНП, перечислены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/33@. Например:
— высокий процент доли вычета по НДС по отношению к рассчитанному налогу;
— уровень заработной платы ниже по отрасли на 10% и более;
— отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
— опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Т. е. вы можете сократить вероятность попадания в выборку по выездной проверке, просто отслеживая критерии, которые применяет ФНС.
Как оформляется проверка
Окончание выездной проверки оформляется справкой о проведении выездной налоговой проверки. После вручения справки налоговики уходят из организации и какие либо мероприятия в рамках проверки уже проводить не могут. Руководитель инспекции при ознакомлении с материалами проверки и принятии итогового решения, может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.
Далее в течение двух месяцев составляется акт выездной проверки, где указываются все выявленные нарушения, начисления недоимки и пеней, и обоснования проверяющих по данным пунктам. При несогласии вы можете в течение месяца со дня получения акта подать возражение.
После этого в течение 10 рабочих дней выносится итоговое решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении.
Изменения в отношении проведения камеральных проверок по НДС в 2020 году
Начиная с 1 октября 2020 года, «наиболее добросовестные» налогоплательщики могут рассчитывать на укороченную камеральную проверку декларации по НДС в которой заявлено возмещение налога. Укороченная проверка проходит 1 месяц после крайнего срока сдачи декларации, установленного НК РФ (письмо ФНС № ЕД-20-15/129 от 6 октября 2020 года). Если подается «уточненка» с возмещением НДС из бюджета, то месяц проверки отсчитывается от даты подачи уточненной декларации.
Такие нововведения являются пилотным проектом, самое интересное, кто же заслужит подобные преференции и право на укороченные сроки проверки. Добросовестными налогоплательщиками, по мнению ФНС, считаются плательщики налога, безупречно прошедшие автоматизированный контроль с помощью системы АСК НДС-3. Кроме того, вычеты в декларации у них должны быть подтверждены инспекцией более чем на 70%. Одновременно более 80% вычетов должны составлять счета-фактуры поставщиков низкого и среднего уровней риска, а также не менее 50% контрагентов должны присутствовать в предыдущей декларации.
Не вправе рассчитывать на укороченную проверку те, кто подавали заявление на применение заявительного порядка возмещения НДС (статья 176.1 НК РФ). Это вызвано тем, что две льготы одновременно применяться не могут.
Нельзя не сказать о том, что у этой льготы есть и оборотная сторона медали. Компании, которые получат право на возмещение НДС из бюджета в укороченный срок, будут находиться под особым контролем у налоговиков. Если в ходе наблюдения фискалы обнаружат, что налогоплательщику напрасно было оказано высокое доверие, то он попадет в список кандидатов на выездную налоговую проверку со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями (рекомендации ФНС № ЕД-5-2/307дсп@ от 12 февраля 2018 года).
Когда требование из ФНС можно проигнорировать?
Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:
- инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
- отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
- содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
- направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.