Забалансовые счета бюджетного учета в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забалансовые счета бюджетного учета в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.
Состав бюджетного плана счетов
Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).
В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.
Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.
Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.
2. Финансовые активы.
Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.
3. Обязательства.
Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…
4. Финансовый результат.
В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.
5. Санкционирование расходов бюджетов.
Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.
Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.
Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении
Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.
Рассмотрим практический пример.
Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:
- списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
- закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).
Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:
- восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)
Особенности для бюджетных учреждений
Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.
В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:
- ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
- ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
- обязательств, ожидающих исполнения.
Знаете, сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Сейчас в бюджетном учете применяется 31 счет!
Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.
№ ЗСЧ |
Наименование |
---|---|
01 |
«Имущество, полученное в пользование» |
02 |
«Материальные ценности, принимаемые на хранение» |
03 |
«Бланки строгой отчетности» |
04 |
«Задолженность неплатежеспособных дебиторов» |
05 |
«Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» |
06 |
«Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности» |
07 |
«Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» |
08 |
«Путевки неоплаченные» |
09 |
«Запасные части к транспортным средствам» |
10 |
«Обеспечение исполнения обязательств» |
11 |
«Государственные муниципальные гарантии» |
12 |
«Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками» |
13 |
«Экспериментальные устройства» |
14 |
«Расчетные документы, ожидающие исполнения» |
15 |
«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения» |
16 |
«Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» |
17 |
«Поступления денежных средств» |
18 |
«Выбытия денежных средств» |
19 |
«Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» |
20 |
«Задолженность, невостребованная кредиторами» |
21 |
«ОС стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации» |
22 |
«Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» |
23 |
«Периодические издания для пользования» |
24 |
«Имущество, переданное в доверительное управление» |
25 |
«Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» |
26 |
«Имущество, переданное в безвозмездное пользование» |
27 |
«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» |
30 |
«Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» |
31 |
«Акции по номинальной стоимости» |
40 |
«Активы в управляющих компаниях» |
42 |
«Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями» |
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.
Единый тариф страховых взносов
С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС объединили в единый фонд ‒ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее ‒ Социальный фонд России). Такая реформа повлияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов, состав отчетности и порядок ее сдачи, а также условия назначения пособий. Источник изменений: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе ЕНП отдельные тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, ОСС и ВНиМ отменяются и с 2023 года будет действовать единый тариф страховых взносов (далее ‒ ЕСТ). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не входят в ЕСТ. Начислять и уплачивать эти взносы по-прежнему надо отдельно в соответствии Федеральным законом № 125-ФЗ.
Страховые взносы следует начислять единой суммой. Для этих целей Минфин России ввел новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета, который предназначен для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ ‒ счет 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядок начислений останется прежним, изменится лишь номер счета (Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний продолжайте отражать по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Перечень объектов, подлежащих учету на счете, не изменился. По-прежнему он предназначен для учета:
- имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды;
- имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
- имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения) в соответствии с законодательством;
- музейных предметов и коллекций в составе государственной и негосударственной части Музейного фонда России;
- прав ограниченного пользования чужими земельными участками, в том числе сервитута, а также объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.
Указанные забалансовые счета открываются к балансовым счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначены для аналитического учета соответственно поступлений и выбытий денежных средств. В связи со схожестью назначения обоих счетов в пункты 366 и 368 Инструкции № 157н внесены идентичные поправки.
Прежняя редакция Инструкции № 157н предусматривала ведение аналитического учета по счетам в разрезе счетов (лицевых счетов), кодов бюджетной классификации, кодов финансового обеспечения, кодов классификации операций сектора государственного управления, видов валют. Учет ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) и (или) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по соответствующим классификационным кодам поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Изменения расширили возможности учреждений. Они вправе предусмотреть в положениях учетной политики аналитический учет по счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» в разрезе контрагентов, идентификационных номеров расчетов (уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии), с указанием дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, правовых оснований (включая дату исполнения) при учете расчетов по целевым поступлениям (выбытиям)).
Роль забалансовых счетов в финансовом планировании бюджетных организаций
Забалансовые счета играют важную роль в финансовом планировании бюджетных организаций. Они позволяют отслеживать и контролировать движение денежных средств, не отраженных в бухгалтерской отчетности, но имеющих существенное значение для работы организации.
На забалансовых счетах записываются операции, которые не могут быть отражены в основной бухгалтерской системе. К таким операциям относятся, например, расходы, связанные с закрытием бюджетного года, но произведенные после составления финансового отчета, а также особые поступления и выплаты, не предусмотренные установленным порядком.
Записи на забалансовых счетах позволяют полнее сформировать финансовое планирование бюджетных организаций. Они помогают учесть все потенциальные доходы и расходы, учитывая специфику работы каждой организации. Благодаря этому, руководство бюджетной организации может прогнозировать свои финансовые ресурсы и планировать свою деятельность на будущее.
Для удобства и наглядности отслеживания финансовых операций на забалансовых счетах используется таблица. В ней указываются детали каждой операции, такие как дата, описание, сумма, а также ссылки на соответствующие документы. Такая структура позволяет легко ориентироваться в финансовых данных и обеспечивает прозрачность работы организации.
Важно отметить, что использование забалансовых счетов требует аккуратности и ответственности. Поскольку эти счета не отражаются в основной бухгалтерской отчетности, они должны быть тщательно контролируемы и документально обоснованы. При этом необходимо соблюдать все установленные правила и требования бюджетного учета.
Забалансовый счет 07 в бюджетном учете
По нему ведется учет двух видов МЦ:
- призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
- сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.
Рассмотрим практический пример.
Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:
- расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
- стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
- оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
- списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).
Оформление списания основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 для списания объектов основных средств, которые перестали соответствовать критериям для признания актива, применяются следующие документы: Списание инвентарного объекта, Списание хоз. инвентаря, Списание библиотечного фонда с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172).
Для отражения объектов на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
в документе следует установить флаг Принять на хранение (02.1). Подробнее об оформлении списания объектов основных средств на забалансовый счет 02 можно прочитать в разделе методической поддержки редакции 1 программы на ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ, в статье «Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность».
В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяются документы:
- Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта) с типовой операцией Списание пришедших
в негодность объектов ОС, НМА, НПА (401.10.172); - Списание транспорта с типовой операцией Списание пришедших в негодность транспортных средств (401.10.172);
- Списание мягкого и хоз. инвентаря (ОС) с типовой операцией Списание хоз. Инвентаря;
- Списание библиотечного фонда с типовой операцией Списание пришедшего в негодность библиотечного фонда.
Зачем нужна забалансовая отчетность?
На первый взгляд, у предприятий, работа которых не связана жесткими правилами ведения забалансового учета, отсутствует необходимость в нем. Однако это не совсем так. Разберемся, почему.
Во-первых, бухгалтеры, проходившие аудиторскую проверку, прекрасно знают, что без забалансового учета, составленного должным образом, они не смогут получить положительное заключение специалистов. Прямая ответственность за его отсутствие не установлена. Однако КоАП предусматривает административное наказание за отсутствие информации по показателям, отражающим не менее 10 % данных о хозяйственных операциях.
Во-вторых, в последнее время проверка забалансового учета работниками налоговой службы стала регулярной и более тщательной. Это вполне объяснимо: налоговую службу постоянно проверяет государство и требует результатов работы. Инспекторы задают бухгалтерам самые разные вопросы. Например, где в балансе отражено помещение, в котором сотрудники предприятия выполняют свои обязанности? Если оно в документах не отражено, значит, люди сидят дома или трудятся на улице? Если в учете не показано помещение, как возможно принятие затрат на аренду в состав расходов по налогу с прибыли? Имущество в балансе отсутствует, значит, издержек нет. Инспекция вполне может направить дело в суд. А судебная практика далеко не всегда складывается в пользу плательщика.
В-третьих, составление забалансовой отчетности способствует сближению бухгалтерского и управленческого учета. Руководители любят задавать финансистам разные вопросы. К примеру, ноутбук за 40 тыс. руб. в учете не отражен, поскольку его списали в материалы, а затем в затраты. Это означает, что он больше предприятию не принадлежит, и любой работник может его забрать себе? Или, к примеру, несколько лет назад был куплен пакет программного обеспечения. После того, как операция ушла со статьи затрат предстоящих периодов, в учете этого ПО нет. Руководитель же хочет увидеть количество программ и сроки их лицензий в балансе.
Порядок применения новых забалансовых счетов.
В соответствии с Приказом № 198н в Инструкцию № 157н введены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и изложен порядок их использования (представлены в таблице).
Забалансовый счет |
Порядок применения (пункт Инструкции № 157н) |
33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО» |
Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6) |
38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» |
Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2) |
39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии» |
Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4) |
45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» |
Предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396) |
Общий порядок учета на забалансовых счетах бюджетного учета
Перечень стандартных забалансовых счетов утвержден Инструкцией № 157н:
- от 1 до 27, а также 29–31, 33, 38–40, 42, 45 и 53.
Инструкция не ограничивает права учреждения применять дополнительные забалансовые счета, но их нужно согласовать с учредителем и утвердить в учетной политике. Нарушения в учете по забалансовым счетам искажают отчетность, что грозит штрафами.
- Ко всем забалансовым счетам применяется простая схема учета: поступление отражают только по дебету, а выбытие — по кредиту, без корреспонденций.
- Данные по забалансовым счетам не обязательно отражать в журналах операций и Главной книге.
- Все материальные ценности и другие активы и обязательства, которые учитывают на забалансовых счетах, инвентаризируют в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
, , , , . . :
1 401 01 272 ” ” ( ), 2 106 04 340 ” , (, )”
1 (2) 105 06 440 ” “.
09 :
- 09.1 “, “;
- 09.2 “, “;
- 09.3 ” , “;
- 09.4 ” , “;
- 09.5 ” , “;
- 09.6 ” , “.
. 0504041 , , .
1. . 2009 . 4 . 3100 . . , , 09.4 ” , “, 09.5 ” , ” . .
, . |
|||
.. |
|||
) |
2 106 04 340 |
2 105 06 440 |
12 400 |
09.4 .. |
4 . |
||
09.5 .. |
4 . |
4 2009 . , .
.
. 0504051.
Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
Учетная карточка отражает движение каждого отдельного названия документа (издания), прошедшего безынвентарный учет.
Инвентарная книга представляет собой опись всех документов, поступивших в библиотеку. Записи в ней расположены в хронологическом порядке поступления и должны вестись аккуратно, разборчивым почерком. Подчистки не допускаются. Ошибки зачеркиваются, правильная надпись делается сверху и заверяется подписью библиотекаря в графе «Примечания».
При отсутствии пунктов вторичного сырья или в случаях, когда сдача документов на переработку экономически нецелесообразна, сотрудники библиотеки уничтожают исключенные из библиотечного фонда документы в специально отведенном для этих целей месте в присутствии уполномоченных учредителем лиц, которые составляют акт об уничтожении списанных объектов библиотечного фонда.
Все документы, поступающие в библиотеку, принимаются по сопроводительному документу (счет, накладная, акт и так далее), за исключением документов, полученных по подписке, а также в подарок. Записи в сопроводительном документе сравниваются с фамилиями авторов и названиями, ценой и количеством экземпляров полученных документов.
О том, как вести учет библиотечного фонда в свете положений названного стандарта, расскажем в консультации. 1 40 457 09.02.18 С 2022 года начали действовать пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе СГС «Основные средства».
Библиотечный учет с редакцией в 2022 году
Обязанность по учету обычно возлагается на сотрудников отдела создания фонда. За достоверность сведений, указанных в учетных документах, отвечает руководитель этого отдела. Однако в маленьких библиотеках может просто не быть подобного отдела с узкой специализацией. Что делать при наличии этих обстоятельств? Следует возложить ответственность за учет на работника учреждения с высокой квалификацией.
Цифровизация потребует от библиотек внедрения новых форматов хранения информации и методов работы с ними.
В настоящее время все учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Нормативно-правовая основа Учет библиотечных фондов осуществляется не только по правилам бухгалтерского учета: операции с книгами — это целая наука!
Помимо утвержденной Стратегии развития, в 2022 году в России будет запущена новая программа «Библиотека в креативной экономике». Ее цель — сделать библиотеку центром притяжения для представителей креативных индустрий.