Разница между Внутренней и Внешней мотивацией
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между Внутренней и Внешней мотивацией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала подчеркнем необходимость правильного понимания основных видов мотивации. Чаще всего внутреннюю мотивацию описывают как исходящую от самого человека, а внешнюю – от внешних источников. Таким образом, в категорию внутренней мотивированности закончить дело или реализовать проект попадают и волевые усилия, и намерение получить результат, чего бы это ни стоило. Однако же психологическое определение внутренней мотивации немного другое.
Внутренняя мотивация Определение и примеры
Концепция внутренней мотивации заложена в рамках теории самоопределения 70-х годов. Эта теория была предложена и разработана психологами и профессорами Эдвардом Л. Деци и Ричардом М. Райаном и фокусируется на мотивация выбора человека, который не обусловлен внешними факторами.
Согласно этой гипотезе, у человека есть врожденные психологические потребности, которые заставляют его вести себя определенным образом, без необходимости внешнего стимула, который мотивирует такое поведение..
Ричард М. Райан и Эдвард Л. Дечи определяют внутреннюю мотивацию как «присущую человеку склонность идти в поисках новизны и проблем, чтобы расширять и использовать свои способности, исследовать и учиться».
Следовательно, единственная цель или награда, которую ищут с помощью внутренне мотивированных действий, — это внутреннее развитие самого себя, или обнаружение вещей, которые не были известны, приобретение знаний или превосходство в некоторых качествах..
Понятие внутренней мотивации имеет большое значение для психологии развития. Аудейер, Каплан и Хафнер в своей статье 2007 года утверждают, что исследовательские действия, типичные для мотивации, о которой мы говорим, имеют решающее значение для развития ребенка. И это то, что, как показали различные исследования, внутренняя мотивация тесно связана с когнитивным и социальным прогрессом.
В этом типе мотивации выполняемая деятельность сама по себе является способом получения удовольствия..
Тем не менее, внутренняя мотивация может поощряться через некоторые внешние элементы, хотя мы должны быть осторожны с тем, какие из них используются, так как они могут также дать противоположный эффект.
Родители Теории Самоопределения разработали обзор 128 исследований о влиянии внешнего вознаграждения на внутреннюю мотивацию..
Они пришли к выводу, что материальные внешние награды уменьшают внутреннюю мотивацию, в то время как другие нематериальные факторы, такие как положительная обратная связь, увеличивают ее. С другой стороны, отрицательный отзыв также способствовал его снижению.
С другой стороны, внешние стимулы могут снизить самооценку, порожденную внутренней мотивацией.
Виды систем стимулирования сотрудников
- Мотивация отдельного работника. Связана с удовлетворением индивидуальных устремлений и потребностей, на которые компания не оказывает существенного влияния (мечты, хобби, семья). Это эффективно в начале карьеры.
- Взаимная мотивация сотрудников. Это в основном работа в группах, при которой создаются позитивные отношения между членами команды. Они основанные на взаимопомощи и поддержке, дружбе и ответственности.
- Мотивация компании. Основана на классических принципах воздействия на сотрудников посредством управления, формирования систем вознаграждения за достижения, признания, поддержки, интереса к работе и чувства ответственности.
Мотивация идентификации с другим человеком
Мотивацией идентификации с другим человеком называют желание одного человека быть похожим на другого. Часто это какой-то кумир, но чаще это авторитетный человек (родственник), побуждающий конкретного индивида равняться на него. Очень частым примером мотивации идентификации с другим человеком служат подростки, которые постоянно кого-то копируют.
Не всегда мотивация идентификации с другим человеком имеет положительные результаты: человек стремится быть лучше. Но иногда люди берут пример с плохих людей. Тяга подражать кумиру — серьезный мотив. Если кумир вызывает восторг, много сильных эмоций, это подсознательно заставляет человека подрожать ему. Подражание может проявляться в различных аспектах, таких как одежда, повадки, мимика, внешний облик, манера поведения и т.д. При подражании кумиру у индивида появляется уверенность в себе, происходит энергетический подъем.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа “почему?”, “зачем?”, “для какой цели?”, “ради чего?”, “кокой смысл?”. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Для того, чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть два аспекта этого явления:
- что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;
- каково соотношение внутренних и внешних сил;
Мотивацией является процесс побуждения себя, а также других к деятельности с целью достижения личных целей или целей организации. Психологические методы мотивации появились с повышением роли человека-личности. Понятие мотивации выражена совокупностью внутренних и внешних сил, побуждающие человека к деятельности, задающие границы, а также формы деятельности, придающие данной деятельности направленность, которая ориентирована на определенные цели. Влияния мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально, при возможном изменении под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Потребностями являются возникающее и находящееся внутри человека индивидуальное проявление у каждого человека того, что достаточно общее для разных людей, от чего человек стремится освободиться.
Мотив представляет собой то, что находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества и внутренних по отношению к человеку факторов и от действия других, вызывая определенные действия человека.
Мотивационная структура человека — это совокупностью мотивов обладающих определенной стабильностью, при возможном её изменении. Мотивирование, как процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством пробуждения в нём определенных мотивов, является сердцевиной, а также основой управления человеком.
Процесс стимулирования заключается в процессе использования различных стимулов для мотивирования людей. Принципиальное отличие стимулирования и мотивирования, заключается в том, что стимулированием выражается одно из средств, при помощи которого может осуществляться мотивирование. Направленность в качестве характеристики деятельности человека указывающей на цель его стремления, при осуществлении определенных действий. При этом, человек выполняет свою работу по тем причинам, что данная работа приносит ему определенное моральное и материальное удовлетворение, но делать её ещё и в связи с его стремлением помочь своей организации добиться её целей. Поэтому, для управления архи- важно знать направленность действий человека, при умении, при помощи, ориентирования данных действий в направлении определенных целей.
Содержательная теория мотивации А. Маслоу, представляет потребности личности в качестве иерархию, обосновав идею о приоритете потребностей, которые лежат ближе к основанию пирамиды, выделил такие пять основных мотивов. Практическое значение работ А. Маслоу представляет собой указание направления деятельности руководителю с целью создания сильной мотивации. Потребности в самоактуализации имеют самый сложный характер, по той причине, что нередко в организации отсутствуют возможности обеспечения раскрытие руководителем творческих, а также художественных способностей подчинённых.
Как работает мотивация: движение к цели
Главными мотиваторами, подталкивающими человека к действию, являются желание добиться чего-либо и страх что-либо потерять. К первому можно отнести всю деятельность, направленную на различные достижения (покупка, поиск, победа), а ко второму – стремление избежать утрат (времени, финансов, возможностей).
Все остальные являются производными этих 2 факторов. Все свои поступки человек совершает по причине одного из этих стимулов.
Для одного посещение спортзала с большим количеством людей является позитивным аспектом, т. к. есть возможность общения, а для другого – негативным, т. к. большое скопление людей вызывает у него дискомфорт.
Виды систем стимулирования сотрудников
- Мотивация отдельного работника. Связана с удовлетворением индивидуальных устремлений и потребностей, на которые компания не оказывает существенного влияния (мечты, хобби, семья). Это эффективно в начале карьеры.
- Взаимная мотивация сотрудников. Это в основном работа в группах, при которой создаются позитивные отношения между членами команды. Они основанные на взаимопомощи и поддержке, дружбе и ответственности.
- Мотивация компании. Основана на классических принципах воздействия на сотрудников посредством управления, формирования систем вознаграждения за достижения, признания, поддержки, интереса к работе и чувства ответственности.
Внутренняя и внешняя мотивация
Главным признаком мотивированного поведения человека является наличие намерения — интенции к выполнению деятельности. В зависимости от наличия или отсутствия интенции и от восприятия ее источника личность может находиться в одном из трех основных мотивационных состояний: состоянии внутренней мотивированности, внешней мотивированности или состоянии амотивации.
Состояние внутренней мотивации
определяется потребностями в самодетерминации и компетентности, являющимися одними из ведущих психологических потребностей Я человека. В этом состоянии человек ощущает, что он является истинной причиной осуществляемого преднамеренного поведения (имеет внутренний локус причинности), и воспринимает себя как эффективного агента при взаимодействии с окружением (чувство компетентности).
Состояние внешней мотивации
детерминировано силами внешними по отношению к «Я» и направленными на инициацию и/или регуляцию поведения человека. В этом состоянии человек воспринимает причины своего преднамеренного поведения как внешние, навязанные извне, а себя как «пешку», которую контролирулируют другие. В этом состоянии человек может воспринимать себя компетентным и эффективным, но это чувство не будет приводить к внутренней мотивации.
Состояние амотивации
характеризуется отсутствием интенции — намерения к осуществлению поведения — и сопровождается чувством некомпетентности и неэффективности при взаимодействии с окружением.
Внешняя мотивация
– детерминация поведения физиологическими нуждами и средовой стимуляцией.
Внутренняя мотивация
— обусловленность поведения, непосредственно не выводящаяся из нужд организма и воздействий среды.
Внешняя мотивация – конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне «Я» личности. Мотивация приобретает внешний характер тогда, когда инициирующий и регулирующий факторы поведения становятся внешними по отношению к «Я» человека.
Поведение, которое приводит к положительным последствиям, закрепляется и имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным последствиям, имеет тенденцию к прекращению. (Эффект Торндайка).
Для возникновения мотивации к определенному виду поведения личность должна быть уверена, что существует прямая связь между осуществляемым поведением и его последствиями; последствия должны быть эмоционально значимы для личности, должны иметь для нее определенную ценность.
Высокая мотивация будет в том случае, когда человек будет уверен, что желательные для него последствия являются прямым результатом предпринимаемого поведения.
«Концепция локуса причинности» (Р. де Чармс)
Когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой, то ее активность является внешне мотивированной («внешний локус причинности»).
При внутренней мотивации личность имеет представление о том, что причины, обусловливающие поведение, находятся внутри ее, и она предпринимает его по своей воле («личностная причинность»).
Внутренняя мотивация – конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я».
Многочисленные исследования продемонстрировали, что внешняя и внутренняя мотивации могут значительно энергетизировать поведение и существенно изменять его направление, другими словами, оказывать решающее влияние на его детерминацию.
Сравнение внешней и внутренней мотивации поведения
(по результатам исследований).
Влияние внешней мотивации | Влияние внутренней мотивации |
Внешне мотивированное поведение прекращается, как только исчезает внешнее подкрепление | Внутренне мотивированное поведение может продолжаться достаточно долго при отсутствии всяких видимых наград |
Предпочтение сложности и объема задания | |
Испытуемые предпочитают более простые задания. Они делают только то, что необходимо для получения награды | Предпочитают более трудные задания (оптимальной трудности) |
Степень алгоритмизации деятельности | |
Отрицательно сказывается на когнитивной гибкости; облегчает выполнение дсятельности, требующей алгоритмического метода (умножение многозначных чисел, запоминание простых геометрических фигур, парное запоминание). Значительно ухудшает качество и скорость решения эвристических задач | Положительно влияет на когнитивную гибкость; облегчает выполнение деятельностей, требующих эвристического метода (все виды творческих задач, нс имеющих заранее данного алгоритма: завершить электрическую цепь, продолжить закономерность чисел и т.п.) |
Креативность | |
Подавляет креативность; способствует росту напряженности, уменьшает спонтанность | Способствует креативности |
Эмоции | |
При взаимодействии с другими преобладают отрицательные эмоции | Способствует получению удовольствия от работы; вызывает эмоции интереса и радостного возбуждения |
Самоуважение | |
Преобладание внутренней мотивации повышает самоуважение |
Как видно из таблицы, каждый вид мотивации имеет свои плюсы и минусы, оказывая различное влияние на психические процессы. Наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. Внешняя мотивация может иметь преимущество при решении частных задач.
Мотивационная сила, которая движет человеком, может быть связана с самой деятельностью, а может исходить извне и определяться массой других факторов. В первом случае мы говорим о внутренней мотивации и испытываемых позитивных эмоциях от самой деятельности, во втором – о внешней. Управлять обеими этими характеристиками сложно, ведь они на самом деле крайне субъективны и бывают мало подконтрольны волевым и рациональным внушениям, особенно в долгосрочной перспективе.
Если речь заходит о внешней мотивации, чтобы она была эффективной, необходимо учитывать ряд факторов – как индивидуальных, так и ситуационных. Так, психологические особенности человека будут играть свою роль, а что касается вознаграждения за труды, оно должно быть действительно значимо в данном конкретном случае. К тому же человек должен быть уверен как в том, что награда будет справедливо распределена, так и в том, что он в состоянии показать результаты, достойные ее.
Используя внешнюю мотивацию, важно не переборщить с ней, т.к. она может привести к исчезновению внутренней. Важно не допускать эффекта сверхоправдания, чтобы не убить удовольствие от работы внедрением материальных стимулов.
Спросите себя:
- Пытаюсь ли я заменить внутреннюю мотивацию внешней? Где в моей жизни имеет место эффект сверхоправдания?
- Какие значимые поощрения я могу создать для себя, своих детей, подчиненных, людей в моей жизни?
- Могу ли я повысить эффективность своих действий или своих работников, учитывая факторы ожидания, содействия и валентности?
- Где субъективные факторы могут оказывать на мою мотивацию блокирующее воздействие? Что можно с этим сделать?
Итак, управлять внешней мотивацией не так просто, но с внутренней дело обстоит еще сложнее. Трудно заставить кого-то получать наслаждение от деятельности, если она неинтересна и неприятна, даже самого себя, не правда ли? Вопрос о том, как можно разжечь в себе или в ком-то желание что-то делать и «подкрутить» внутреннюю мотивацию, конечно же, занимает человечество давно, и на этот счет существуют различные взгляды и имеются некоторые открытия. Это большая тема, и ей стоит посвятить отдельную статью.
А пока предлагаем вам лучше разобраться в своих внутренних психических механизмах и приобрести способность управлять собой на нашей онлайн-программе «Психическая саморегуляция». Она поможет вам научиться справляться со сложными жизненными ситуациями и лучше использовать свои внутренние ресурсы.
Удачи, друзья!
Внешние и внутренние мотивы деятельности
Мотивация – это делать труд радостным.
(Вернер Зигерт, Лючия Ланг)
Принято считать, что потребности лежат в основе мотивов поведения и деятельности человека, они как причины определяют следствие. В научных работах порой трудно найти различия в определении потребностей и мотивов, по сути, они образуются друг из друга и составляют единое целое. Потребность перерастает в мотив, мотив становится потребностью. Поэтому чаще говорят о потребностно-мотивационной детерминации деятельности. Индивид живет и развивается в коллективном потребностно-мотивационном поле, которое формируется личными и коллективными, сознательными и бессознательными проявлениями. Мотивация детерминирована не только системой потребностей индивида, но и многочисленными ситуационными факторами.
В психологии под мотивами понимают внутренние факторы, которые побуждают человека к деятельности. Отмечается, что в роли мотивов могут выступать потребности, привычки, интересы, влечения, традиции, ценности, нравственные нормы, эмоции, установки, идеалы, стереотипы, события, факты, любые энергоинформационные сигналы из внешнего или внутреннего мира индивида (33, 102).
Любая деятельность имеет направленность, которую можно разделить на три вектора: направленность на цель, направленность на процесс, направленность на цель и процесс в различных соотношениях. В теориях мотивации учитывают и рассматривают в основном три параметра активности поведения и деятельности: инициация – кем, чем, как, когда, что побуждает человека к активности; интенсивность – сила мотиваторов; направление
– куда движется мотивированный человек. Исходя из источников, выделяют
внешнюю и внутреннюю мотивацию, которые, действуя разрозненно или в совокупности, могут быть постоянными или ситуационными. При внешней мотивации детерминирующие факторы находятся вне эго личности или вне ее поведения. Внутренняя же мотивация – это когда инициирующие факторы проистекают изнутри личности и находятся внутри поведения (137. С. 118). По мнению В.И.Чиркова, как только личность начинает воспринимать себя как первопричину своего собственного поведения, можно говорить о внутренней мотивации или самомотивации. И, соответственно, когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой, тогда говорят о внешней мотивации.
Для обоснования поведения и деятельности мотивированной социальной личности создано множество теорий мотивации: теория компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальной активности и стимуляции, теория личностной потребности, теория самодетерминации, процессуальные и содержательные теории мотивации и другие.
Термин мотивация происходит от латинского слова movere, которое переводится как «двигать». Это понятие имеет несколько трактовок:
- Побуждение к действию.
- Динамический психофизиологический процесс. С его помощью контролируется поведение. Определяется активность, устойчивость, направленность, организованность.
- Способность индивида удовлетворять желания с помощью деятельности.
Основные функции:
- Стимулирующая — побуждает индивида выполнять определенные действия. Мотивация будет присутствовать до тех пор пока индивид не получит необходимое.
- Направляющая — перенаправляет энергию на нужный объект. От этой функции зависят поведенческие стратегии.
- Побуждающая — вызывает потребностное состояние, при котором начинается мобилизация энергии. Изменяется поведение, проявляется повышенная активность в действиях.
- Регулирующая — характер поведения предопределяется мотивом.
Многие путают мотив с целью или потребностью, но эти понятия имеют разную трактовку. Потребности — подсознательное желание избавиться от дискомфорта. Цель — результат сознательного выбора человека, направленности действий.
Методы, способы, приемы и формы мотивации. Процесс мотивации.
Если, вы уже дочитали до этого параграфа, то по-большому счету, у вас уже должно было сформироваться представление о различных возможных способах и методах мотивации. Многие из них перечислены в примерах внутренней и внешней мотивации. Но хотелось бы отметить, что далеко не все методы применимы ко всем людям. Некоторым, необходимо просто захотеть достичь какой-либо цели, и это уже будет достаточно сильной мотивацией, особенно если включить в эту схему упорство. Другим для запуска процесса внутренней мотивации необходим небольшой толчок от другого человека. К примеру, сейчас можно найти очень много различных мотивационных курсов, которые профессионально подтолкнут человека, действовать более активно добиваясь своих целей.
Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми: VK
Внешняя мотивация – это побуждение к деятельности посредством сил извне. То есть человек воспринимает причины своего поведения как навязанные, а себя считает всего лишь пешкой. Такая мотивация регулируется внешними материальными и психологическими условиями: деньгами, вознаграждением и даже наказанием. Побуждение к действию строится на стимулах, которые вытекают из сложившейся ситуации.
Внутренняя мотивация обусловлена потребностями в компетентности и личном выборе, которые являются ведущими для человеческого «Я». При таком виде побуждения люди понимают, что они являются истинной причиной осуществляемого, и воспринимают себя при взаимодействии с окружением как эффективного агента. То есть в случае с внутренней мотивацией используются потребности, интересы, намерения, цели, желания, уверенность в себе, возможность самореализации, чувство удовлетворения от труда.
Рассмотрим отдельно каждый вид мотивации.
Главное различие между Внутренней и Внешней мотивацией состоит в том, что при Внешней мотивации существует материальный или нематериальный результат, действующий как награда, которую человек хочет достичь, тогда как при Внутренней мотивации вознаграждением является само поведение.
Когда мы думаем о мотивации, первое, что приходит в наш разум, — это его источник — внутренний или внешний. Внутреннюю мотивацию лучше всего описать как поведение, направленное внутренними наградами. Напротив, Внешняя мотивация относится к мотивации, основанной на внешних потребностях человека, таких как деньги, должность и оценки. Мотивация может быть описана, как невидимая сила, которая движет, активирует или толкает людей и заставляет их действовать. Это то, что побуждает человека к действию и заставляет его с энтузиазмом продолжать курс действий для достижения желаемых целей. Когда мы наблюдаем за человеком, работающим для достижения определенной цели или результата, считается что но имеет мотивацию. Существует два основных типа мотивации — Внутренняя мотивация и Внешняя мотивация.
Мотивационная сила, которая движет человеком, может быть связана с самой деятельностью, а может исходить извне и определяться массой других факторов. В первом случае мы говорим о внутренней мотивации и испытываемых позитивных эмоциях от самой деятельности, во втором – о внешней. Управлять обеими этими характеристиками сложно, ведь они на самом деле крайне субъективны и бывают мало подконтрольны волевым и рациональным внушениям, особенно в долгосрочной перспективе.
Если речь заходит о внешней мотивации, чтобы она была эффективной, необходимо учитывать ряд факторов – как индивидуальных, так и ситуационных. Так, психологические особенности человека будут играть свою роль, а что касается вознаграждения за труды, оно должно быть действительно значимо в данном конкретном случае. К тому же человек должен быть уверен как в том, что награда будет справедливо распределена, так и в том, что он в состоянии показать результаты, достойные ее.
Используя внешнюю мотивацию, важно не переборщить с ней, т.к. она может привести к исчезновению внутренней. Важно не допускать эффекта сверхоправдания, чтобы не убить удовольствие от работы внедрением материальных стимулов.
Спросите себя:
- Пытаюсь ли я заменить внутреннюю мотивацию внешней? Где в моей жизни имеет место эффект сверхоправдания?
- Какие значимые поощрения я могу создать для себя, своих детей, подчиненных, людей в моей жизни?
- Могу ли я повысить эффективность своих действий или своих работников, учитывая факторы ожидания, содействия и валентности?
- Где субъективные факторы могут оказывать на мою мотивацию блокирующее воздействие? Что можно с этим сделать?
Итак, управлять внешней мотивацией не так просто, но с внутренней дело обстоит еще сложнее. Трудно заставить кого-то получать наслаждение от деятельности, если она неинтересна и неприятна, даже самого себя, не правда ли? Вопрос о том, как можно разжечь в себе или в ком-то желание что-то делать и «подкрутить» внутреннюю мотивацию, конечно же, занимает человечество давно, и на этот счет существуют различные взгляды и имеются некоторые открытия. Это большая тема, и ей стоит посвятить отдельную статью.
Суть и цели МОТИВАЦИИ.
С научной точки зрения, у данного явления не существует четкого и остаточного определения или объяснения. Достоверно известно то, что мотивация очень тесно связана с эмоциями, но отличается от них. На данный счет существует множество теорий, некоторые из которых предполагают, что мотивация может основываться на необходимости минимизировать физическую боль и максимизировать удовольствие. Это может включать в себя удовлетворение, как простейших, так и грандиозных потребностей. К таким можно отнести потребности в пище и отдыхе, в обладании определенными благами, достижение уровня престижа или статуса, и тому подобные вещи. Из всего вышесказанного, можно сформулировать мысль о том, что суть и цель мотивации заключается в максимальном удовлетворении всех потребностей человека.