24. ПРАВО БЕЗВОЗМЕЗДНОГО СРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «24. ПРАВО БЕЗВОЗМЕЗДНОГО СРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательного переоформления никто не требует, но если вы планируете участок продать или, например, подарить, стоит оформить его в собственность. Тем более что закон допускает возможность бесплатного оформления земли с правом ПНВ в собственность. Необходимо только уплатить стандартную пошлину, как в любых других случаях.
Как происходит наследование участков
Получение и оформление наследства ничем не отличается. Такой участок можно даже завещать. Правда, чтобы разделить этот участок, наследникам придется все же оформить на него собственность и уже после этого разделить, если его размер позволяет.
Чтобы оформить участок в наследство, необходимо обратиться в течение полугода к нотариусу с документами, подтверждающими право на наследство:
- свидетельство о смерти предыдущего владельца;
- паспорт наследника и другие документы, подтверждающие родство;
- документы, подтверждающие, что у умершего было право на пожизненное наследуемое владение;
- кадастровый паспорт участка;
- выписка ЕГРП;
- заявление наследника.
Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.
Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).
Основные отличия от земель, находящихся в собственности
В отличие от земель, на которых возникло право собственности, наделы из числа используемых на правах ПНВ, не имеют следующих преимуществ:
- Они не могут продаваться, обмениваться, участвовать в дарении и иным образом отчуждаться при жизни дарителя.
- Наследование – единственная форма изменения владельца, которая осуществляется на основании наследственного дела.
- Не допускается передача ЗУ в аренду или использование в качестве залога.
- При нарушении норм пользования допускается изъятие по упрощённой процедуре и без выплаты компенсации, так как собственником земель является муниципалитет, а не землевладелец.
- Такие наделы не подлежат реорганизации путём разделения или слияния, к ним нельзя оформить прирезки и провести иные процедуры, связанные с изменением конфигурации ЗУ.
Основные отличия от постоянного (бессрочного) пользования ЗУ
Право постоянного (бессрочного) пользования возникло также в советском земельном законодательстве и продолжает функционировать только в отношении тех земель, которые были переданы в пользование в тот период.
В настоящее время это право предоставляется только муниципалитетам, для физических лиц оно пролонгируется на основании старого законодательства, а для юридических утратило силу. В сравнении с постоянным пользованием земли ПНВ имеют некоторые преимущества:
- могут передаваться наследникам;
- могут включаться в завещательное распоряжение;
- иногда выступают в роли наследуемого земельного пая (о наследовании земельного пая по закону и завещанию мы писали тут).
Остальные характеристики те же, других юридических нюансов между этими видами права не предусмотрено.
Бессрочное пользование не допускает передачу ЗУ по наследству. В этом случае, исходя из сопутствующих обстоятельств, возникают следующие варианты:
- Участок без капитальных построек после смерти владельца изымается государством, наследникам не передаётся.
- При наличии капитальных строений ЗУ переходит к наследникам вместе с домом, но право собственности на землю у наследников не возникает. Право остаётся ограниченным – на время владения домом.
- Муниципалитет вправе урезать площадь придомовой территории до установленного на территории населённого пункта минимума. Участок под домом переходит к наследнику вместе с жильём.
В этом плане очевидны преимущества правообладателей участков на основании ПНВ.
Комментарий к Ст. 54 ЗК РФ
1. Права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном Кодексом. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е. нарушения требований законодательства по использованию земли, наступает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК (ст. ст. 284 — 286).
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков, может наступить после привлечения их к административной ответственности. При этом состав правонарушения и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же.
Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании КоАП. Указанным Кодексом, в частности, установлены следующие виды правонарушений, за которые следует административная ответственность:
— уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
— самовольная переуступка права пользования землей;
— самовольный обмен земельного участка;
— проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
— сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
— самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;
— уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
— невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
— использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
— нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
Перечисленные правонарушения следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.
3. Об осуществлении государственного земельного контроля см. гл. XII Кодекса и комментарий к ней.
Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о допущенном земельном правонарушении
———————————
Не приводится.
4 — 5. Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и ЗК о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N А74-2148/05-Ф02-7028/05-С2 был сделан вывод о том, что суд правомерно отказал в иске о прекращении права ответчика на земельный участок, поскольку обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 Постановления администрации города Абакана от 22 декабря 1993 г. N 443 земельный участок площадью 1,71 га, находящийся в 6-м микрорайоне 9-го жилого района, предоставлен АООТ «С» для строительства 16 коттеджей, что подтверждается государственным актом N РХ-01-002090 от 1 марта 1994 г.
На основании протокола общего собрания АООТ «С» от 10 февраля 1999 г., Приказа генерального директора от 23 февраля 1999 г. N 1 АООТ «С» перерегистрировано в ОАО «С», что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц.
Истец, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не использовался спорный земельный участок в течение трех лет, ссылаясь на подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования.
Указанные выводы мотивированы непредставлением истцом в материалы дела документов, подтверждающих факт наложения на ответчика административного взыскания в виде штрафа, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.
В соответствии со ст. 287 ГК прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.
Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в п. 2 ст. 54 ЗК обозначено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
В зависимости от категории лиц, обладающих возможностью использовать землю любое количество времени, такие участки могут иметь разные документы, подтверждающие такое право.
Если прежде бессрочная аренда предоставлялась с помощью локальных актов, то для юрлиц, перечисленных выше, потребуется составление договора на бессрочное пользование с вышестоящими органами госвласти, в собственности которых находятся передаваемые ЗУ.
Ниже в таблице рассмотрим, какие пункты должен включать в себя договор постоянного бессрочного пользования:
Что указать в договоре |
|
1 |
Реквизиты сторон. |
2 |
Адрес и площадь ЗУ. |
3 |
Предмет договора. |
4 |
Категория земель. |
5 |
Цели применения. |
6 |
Сроки передачи ЗУ в пользование. |
7 |
Кадастровый план участка. |
8 |
Общие правила пользования ЗУ. |
Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
-
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
-
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:
1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
порче земель;
невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исковое заявление о признании права постоянного бессрочного пользования земельным участком (образец)
В Федеральный суд Октябрьского района
г. Екатеринбурга
ИСТЕЦ:
М.
Ответчик:
Администрация города Екатеринбурга
г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24 а.
Исковое заявление
о признании права пользования земельным участком и права собственности на жилой дом
В августе 1969 году я, М. совместно с моим мужем М., приобрели жилой дом с постройками, расположенный по адресу г. Екатеринбург, пер. Вязовый, у гражданина А. На тот момент А. проживал в доме, был зарегистрирован в нем и фактически распоряжался им. После передачи денег за жилой дом с постройками, передал нам ключи от дома и построек и домовую книгу. Договор купли-продажи не сохранился. Определить место жительства продавца не представляется возможным из-за истечения сроков давности сделки.
В своё время гражданин А. приобрел дом у гражданина К., который, предположительно, и построил дом в 1955 году. Данный дом находится на территории старого района ЖБИ. В 50-е годы ХХ века, на строительстве завода ЖБИ г. Свердловска, в большинстве своем, работали иногородние граждане, (лимитчики), которые нуждались в жилье. Поэтому, для улучшения бытовых условий этих граждан, властями города Свердловска было разрешено строительство индивидуальных домов. Впоследствии, так как, в основе, проживающие во вновь построенных домах были иногородние граждане, и для облегчения поступления корреспонденции, была проведена нумерация домов, и обозначены улицы в данном жилом поселке.
Для обустройства поселка граждане, проживающие в нем, строили дороги, проводили электричество и освещение. Для этого устраивали субботники.
Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.92г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», от 04.09.95г. № 876 «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю», Постановления Правительства Свердловской области от 15.06.93г. № 188-п «Об инвентаризации земель населенных пунктов» с целью организации учета, рационального планирования и использования земель городов и других населенных пунктов области, установления территорий, в границах, которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с «Программой инвентаризации земель городов и иных населённых пунктов на территории Свердловской области», утверждённой Постановлением правительства от 21.02.1996г. № 119-п, и п.2.2 Постановления главы города от 06.05.2000г. № 456 «Об утверждении программы расходования средств, поступающих от взимания земельных платежей, на 2000г. проведена инвентаризация земель Октябрьского района.
Постановлением главы города Екатеринбурга № 336 от 30.03.2001 года «Об утверждении материалов инвентаризации земель Октябрьского района г. Екатеринбурга» на Главное Управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений города Екатеринбурга (Вяткин М.Б.) была возложена обязанность выдать правоустанавливающие документы фактическим землепользователям, список фактических землепользователей к этому постановлению прилагается, в список фактических землевладельцев был включен и М. На тот момент мы находились в браке, следовательно, и я приобрела право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Принудительное прекращение права
Решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть принято исключительно судом в связи с ненадлежащим использованием АУ этого земельного участка по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления земельных участков . Если такое решение примет государственный орган или орган местного самоуправления, оно будет признано недействительным (см., например, Постановления ФАС ЦО от 21.09.2009 по делу N А08-1654/07-13-6, от 29.07.2009 по делу N А64-3170/08-8, от 04.04.2008 по делу N А35-6929/06-С9).
Только этот орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-1297/2009(1706-А45-9), Ф04-1297/2009(3717-А45-9)).
Примечание. Систематическая неуплата земельного налога — причина принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования АУ земельным участком (пп. 3 п. 2 ст. 45 ЗК РФ).
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принудительно перечислены в ст. 45 ЗК РФ. Одно из оснований, указанных в п. 2 этой статьи, — использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными ст. ст. 7, 8 ЗК РФ.
Как известно, использование земли в РФ является платным. Формами платы выступают земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Земельный налог относится к местным налогам, поэтому обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где он введен в действие в соответствии с нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований (законом конкретного субъекта РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить отдельные особенности. Во-первых, этим органам следует утвердить налоговые ставки, по которым уплачивается земельный налог на территории соответствующего муниципального образования (субъекта РФ). Во-вторых, они наделены полномочиями по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим при расчете земельного налога АУ обязательно должны изучить местный нормативный правовой акт (закон) по земельному налогу.
Автономным учреждениям в первую очередь нужно обратить внимание, не распространяется ли на них какая-либо из льгот, установленных Налоговым кодексом (ст. 395) или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Кстати, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Руководствуясь данной нормой, антимонопольный орган одного из субъектов РФ требовал признания недействительной льготы по земельному налогу, согласно которой освобождались от уплаты этого налога бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется из краевого, районного бюджетов и бюджетов поселений на основе сметы доходов и расходов, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь судьи ФАС ДВО признали, что предоставление льготы по земельному налогу только бюджетным учреждениям не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между частными и бюджетными (автономными) учреждениями (Постановление от 25.03.2009 N Ф03-909/2009). К аналогичному выводу пришли судьи ФАС УО (см. Постановление от 20.05.2009 N Ф09-3179/09-С1). Объяснение такое: частные учреждения вообще не являются плательщиками земельного налога. Автономные учреждения данный момент могут взять себе на вооружение, если на территории их муниципального образования будет предусмотрена льгота только для бюджетных учреждений, а не для государственных и муниципальных учреждений. Установление такой льготы вполне может быть оспорено.
Также следует обратиться к п. 2 ст. 389 НК РФ, в котором перечислены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К примеру, к таковым относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 указанного пункта). По мнению судей, под данное освобождение подпадают земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования школе милиции и государственному учреждению здравоохранения, входящим в систему МВД России. С аргументами, приведенными арбитрами, можно ознакомиться в Постановлениях ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6852/2007(38844-А45-26), ФАС СЗО от 26.02.2008 по делу N А66-7083/2007.
Как выглядит договор бессрочного пользования земельным участком
Чтобы подтвердить свое право бессрочного постоянного пользования земельным участком, должны быть оформлены соответствующие письменные юридически значимые документы.
Если ранее это оформлялось через локальный акт, то для юрлиц важное значение играет договор с вышестоящими уполномоченными структурами, предоставляющими право бессрочного пользования.
Право бессрочного пользования земельным участком
Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2019 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.
Другой комментарий к Ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации
1. Статья 287 ГК РФ закрепляет норму о том, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Положения комментируемой статьи устанавливают перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. С одной стороны, закрепление этих оснований в законе является гарантией обеспечения стабильности реализации указанных прав на землю, а с другой стороны, возможность прекращения прав служит цели обеспечения публичных интересов, если землепользователи или землевладельцы не выполняют требования земельного законодательства.
Все основания, перечисленные в комментируемой статье, делятся на две группы. К первой группе относятся случаи, когда право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения прекращаются по волеизъявлению их обладателя. Это случаи отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок урегулированы в ст. 53 ЗК РФ.
Ко второй группе относятся случаи принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Всего предусмотрено семь таких оснований, указанных в п. 2 комментируемой статьи. Особо следует отметить, что решение о прекращении прав на землю по этим основаниям может быть принято по общему правилу только в судебном порядке. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка определены в ст. 54 ЗК РФ.
2. Действует ряд законодательных актов, которые развивают положения ЗК о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, их изъятие для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, осуществляется путем прекращения этих прав.
При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет. При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком гражданина, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.
В случаях изъятия земельных участков путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения предоставление других земельных участков взамен изымаемых осуществляется на праве собственности гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность. Предоставление земельных участков в указанных случаях осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов.
Пункт 2 ст. 47 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает, что садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены ЗК.
Статья 9 ЛК РФ закрепляет правило о том, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
В законодательстве предусмотрены и случаи прекращения рассматриваемых прав на земельные участки. В ст. 15 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» указаны особенности прекращения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. В случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое право прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи. Основаниями прекращения этого права на земельный участок могут быть решения органа государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, которые подлежат передаче для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан принять соответствующие решения в течение определенного срока с даты представления Фондом кадастровой выписки о земельном участке; кадастрового паспорта земельного участка; кадастрового паспорта образуемого земельного участка в случае необходимости образования земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Наряду с основаниями и условиями прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в законодательстве предусмотрен случай, когда установлен запрет на прекращение этого права. Пункт 2 ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» запрещает изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. В п. 2 указанной статьи весьма нечетко указан титул, на котором могут использоваться земли государственных природных заповедников. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Видимо, в этом случае имеется в виду право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Срок права постоянного (бессрочного) владения участком земли
Срок на предоставление частным юридическим и физическим лицам прав для постоянного владения земельными участками точно не определяется, так как законодательством предусматривается возможность использования земель на постоянной и бессрочной основе.
В отличие от права владения земельными участками, которое предоставляется на пожизненный срок на основании процедуры наследования, возможность постоянного использования земельного имущества является менее стабильным понятием. Такая характеристика проявляется в возможности досрочного прекращения возможности бессрочного использования территорий, ранее момента прекращения субъектом владения своей деятельности на землях.