Основные функции и полномочия трудовой инспекции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные функции и полномочия трудовой инспекции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с действующей нормативной базой в области регулирования трудовых отношений ГИТ наделена рядом следующих полномочий:
• контроль исполнения работодателем норм трудового права, выявление фактов его нарушения, выдача предписаний по устранению установленных недочетов;
• рассмотрение входящих в компетенцию ГИТ дел об административных правонарушениях, наложение штрафов на работодателя в случае выявления несоблюдения им трудового законодательства;
• временная приостановка деятельности учреждения при установлении факта нарушений трудовых прав сотрудников;
• расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
• подготовка материалов для суда и правоохранительных органов в целях привлечения к ответственности работодателя по факту нарушений трудового законодательства, оповещение органов власти об их свершении.
Задачи трудовой инспекции
Основными задачами трудовой инспекции являются:
— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;
— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;
— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;
— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;
— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.
-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;
— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;
— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.
Во время оформления сотрудника на работу, чаще всего допускаются следующие нарушения:
- Трудовое соглашение заключается в устной форме. Статья 67 ТК РФ устанавливает форму заключения трудового договора. Согласно данной законодательной норме, соглашение заключается исключительно в письменной форме в двух экземплярах, одни из которых передается работнику. Если по истечению трехдневного срока работником не было подписано соглашение — это повод для жалобы.
- Оформление срочного трудового договора. В ст. 59 ТК РФ перечислены случаи, при которых заключение срочного соглашения считается оправданной мерой. Если же у работодателя отсутствовали основания для заключения срочного договора с работником, но несмотря на это, трудовое соглашение было подписано обеими сторонами — это прямое нарушение ТК.
- Необоснованный отказ в приеме на работу. В соответствии со ст. 64 ТК РФ, соискателю не может быть отказано в приеме на работу по причине личной неприязни. Данное правило касается расовой принадлежности, национальности, вероисповедания, семейного положения и иных социальных обстоятельств.
Следует учесть, что лицо, которому было отказано в трудоустройстве, может потребовать от работодателя в письменной форме обосновать причину отказа. Невыполнение данного требования также является основанием для обращения в трудовую инспекцию.
Когда жалоба в трудовую инспекцию может быть отклонена?
Рассмотрим наиболее распространенные причины, по которым жалоба в трудовую инспекцию может быть отклонена:
- Вы не указали все личные данные.
- Вы неправильно или неполно указали данные работодателя.
- Субъективная точка зрения (ваша жалоба составлена эмоционально, но не содержит веских доводов, не подкреплена документами, не указано, что конкретно нарушает работодатель).
- Безграмотность. Если жалоба содержит большое количество ошибок, составлена несвязно, безграмотно, содержит ненормативную лексику, ее тоже оставят без рассмотрения.
- Жалоба не попала к адресату (например, при отправке онлайн произошел какой-то системный сбой, не дошло письмо, просто было утеряно из-за человеческого фактора и т.д.). В этому случае есть смысл направить повторную жалобу, указав, что она повторная.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции
Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:
- частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
- Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
- Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
- Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
- Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года.
Основания для проведения проверки
Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:
- при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
- при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
- задержка выплаты или невыплата заработной платы;
- неверный расчет компенсаций при увольнении;
- невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
- отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
- некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
- несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
- при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
- по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.
ВНИМАНИЕ! Деятельность трудовой инспекции должна осуществляться строго в соответствии с законодательством.
В перечень документов, касающихся работы трудовой инспекции, входит несколько наименований:
- Статья 353 (часть 1) Трудового кодекса РФ.
- Постановление Правительства №324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости».
- Постановление Правительства №156 «Вопросы федеральной службы по труду….».
- Федеральные законы 294 и 59.
- Приказ Роструда №211, в нем даются указания на регламент службы.
- Конвенция Международной организации труда №81. В России она ратифицирована была в 1998 году.
Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.
Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.
Начало проверочных мероприятий, целью которых является установление соблюдения работодателем трудовых норм, состоит в предъявлении начальству проверяемой организации документа о проверке.
В нем описывается цель осуществляемой ревизии, официальное название юридического лица, сведения об ответственном инспекторе инспекции. Также отражается, какой срок отводится на проверку.
Совершая проверочные действия, уполномоченные сотрудники инспекции руководствуются определенными нормативными актами в трудовой сфере. Из этого списка следует выделить следующие ФЗ: №90 (от 2006), №157 (от 2008), №206 (от 2009), №421 (от 2013).
Сотрудники ТИ имеют законодательно закрепленный список полномочий. Главным органом, осуществляющим гос. надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов в трудовой сфере, является Роструд (Федеральная служба по труду и занятости).
В структуре Роструда имеются другие подконтрольные органы на территории. С их помощью обеспечивается быстрота обработки обращений. Речь идет о Гос. инспекциях труда в соответствующих субъектах РФ. Эти службы наделены теми полномочиями, что и Роструд – осуществляют гос. надзор (контроль) за правильной реализацией законодательства в трудовой сфере, обеспечивают соблюдение трудовых норм.
Всего в структуре Федеральной службы насчитывается 82 Трудовых инспекции, при этом каждая из них:
- осуществляет надзорные функции – следит за четким соблюдением трудовых норм работодателями,
- организовывает проверки (ревизии) – запланированные по графику или внеплановые,
- проводит оценку мнений сотрудников организации – с этой целью организовываются опросы в устной форме,
- инспектирует документы по лицам, работающим в организации, копирует их,
Заметьте! Так, инспектора вправе проверять:
- учредительную документацию,
- коллективный договор,
- расписание в организации,
- журналы (табели), согласно которым ведется учет рабочего времени,
- ведомости по получаемой сотрудниками зарплате,
- подписанные с сотрудниками ТД (трудовые договоры) и их трудовые книжки,
- документы, связанные с охраной труда в организации,
- выполняет надзорные функции внутренних расследований причин, по которым произошли НС с сотрудниками или выясняет причины персонально,
- анализирует причины происшедшего на производстве травматизма, отвечают за разработку профилактических мер,
- контролирует начисления и выплаты сумм, начисляемых в качестве пособий по соц. страхованию при НС на производстве или по причине нетрудоспособности работника, за счет юрлица (работодателя),
- информирует сотрудников об их правах, гарантированных трудовым законодательством,
- проводит проверку поступающих от граждан жалоб о нарушениях работодателем их прав, выявляет факты нарушений, контролирует их исправление,
- назначает гос. экспертизу для исследования трудовых условий и выплаты сотрудниками сумм компенсаций за вредные производственные условия,
- в отдельных случаях полномочия проверяющих позволяют им временно ограничивать деятельность юридических лиц (в общем или отдельных структур),
- обеспечивает отстранение специалистов от выполняемой работы при условии нарушения ими трудовых норм,
- отстраняет от работы лиц, не обладающих знаниями для соблюдения производственной безопасности,
- назначает начальству организации админ. штрафы в случае выявления правонарушений,
- если в этом возникает надобность – передает собранную информацию о нарушениях органам власти, Суду, Прокуратуре.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Сроки проведения проверки
Для проверки отводится по закону не больше 20 (рабочих) дней. Исключение составляют лишь малые предприятия – здесь на проверку планового характера отведено всего 50 час. По микропредприятиям – только 15 час.
Когда же речь идет о проведении в малом предприятии незапланированной выездной проверки или же документарной, то правило не будет действовать – длительность мероприятий составит стандартно 20 (двадцать) рабочих дней.
Учтите! При наличии в проверяемом юр. лице филиалов срок по каждому обособленному подразделению определяется в отдельном порядке. Общая продолжительность проверки составляет не более 60 (шестидесяти) рабочих дней.
Если в этом возникает необходимость, ТИ продлевает срок, необходимый для завершения проверочных действий на месте, однако не больше, чем на 20 дн. для стандартных организаций и 15 ч. для малых (микро-) предприятий. Продлевать внеплановую и документарную проверку нельзя.
К сожалению, довольно часто встречаются недобросовестные работодатели, нарушающие права своих наёмных работников. Поводы для конфликтов могут быть разные:
- между работником и работодателем может возникнуть личная неприязнь, а это может привести к предвзятому отношению со стороны работодателя. Субъективная оценка действий работника не является правонарушением, хотя может привести к неправомерному привлечению к административной ответственности;
- работодатель постоянно и систематически нарушает нормы действующего трудового законодательства, а работник не может с этим смириться.
Трудовая инспекция рассматривает споры, которые могут возникнуть между работником и работодателем. К ним относятся:
- несоблюдение работодателем норм и правил приёма нового сотрудника на работу. К наиболее распространённым причинам обращения относится немотивированный отказ в приёме на работу соискателя. К другим аналогичным нарушениям можно отнести: в договоре не указана сумма оклада и иных выплат, которые сотрудник будет получать при выполнении своих обязанностей;
- приём с испытательным сроком беременной женщины. При этом сама беременная должна должным образом оповестить работодателя о своём положении. Сделать это нужно, представив ему справку из медицинского учреждения, в котором женщина состоит на учёте. Справка должна быть подписана лечащим врачом, заведующей женской консультации, а также главным врачом медицинского учреждения;
- работодатель не ознакомил своего нового работника с правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами. Если этого не произошло, то работодатель не может привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.
Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные – документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные – работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.
Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:
- оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
- собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
- по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
- если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения: описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
- ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
- сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.
Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.
Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:
- для филиалов – 2 месяца;
- для малого бизнеса – 50 часов;
- на микропредприятиях – не более 15 часов;
- остальные работодатели – 20 дней.
В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.
При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:
- трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
- трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
- рабочий график и табель учета отработанных часов;
- больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
- график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
- расчетные листы;
- бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
- устав компании и правила внутреннего распорядка;
- оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
- положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
- доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.
В ходе проверки, инспекторы вправе:
- проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
- получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
- брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
- вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
- предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
- направлять в суд материалы;
- принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.
Не имеют права:
- запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
- изымать у работодателя оригиналы документов.
Если с проверкой пришла трудовая инспекция…
Работа государственных инспекций труда, являющихся территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), регламентирована нормами Трудового кодекса и закона № 294-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Основная деятельность трудинспекции — проверка работодателей на предмет соблюдения ими трудового законодательства.
Как правило, о предстоящей проверке известно заранее:
- из плана проверок, опубликованного в соответствии со ст. 11 закона № 294-ФЗ;
- предупреждения, которое должно быть сделано не менее чем за сутки (п. 16 ст. 12 закона № 294-ФЗ).
Как получить консультацию трудовой инспекции
Существует два способа обращения:
- Устный, носит консультационный характер. При вербальном общении сотрудники инспекции разъяснят работнику алгоритм действий и проанализируют конфликтную ситуацию в соответствии с законодательными нормами.
- Письменный. Подается на рассмотрение в виде заявления или жалобы. В тексте документа должна быть указана следующая информация:
- Наименование территориального органа, которому адресовано заявление.
- ФИО работника и название предприятия, на котором он работает.
- Описательная часть (содержит информацию о допущенных работодателем нарушений).
- Перечень прилагаемых к заявлению документов.
- Дата и подпись заявителя.
Жалоба, которая соответствует требованиям делопроизводства, в обязательном порядке будет рассмотрена членами комиссии.
Стоит отметить, что анонимные обращения не принимаются к рассмотрению. В тексте обращения в обязательном порядке должны быть указаны реквизиты заявителя: его ФИО, должность, табельный номер (при наличии) и контактный телефон.
ВНИМАНИЕ! Деятельность трудовой инспекции должна осуществляться строго в соответствии с законодательством.
В перечень документов, касающихся работы трудовой инспекции, входит несколько наименований:
- Статья 353 (часть 1) Трудового кодекса РФ.
- Постановление Правительства №324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости».
- Постановление Правительства №156 «Вопросы федеральной службы по труду….».
- Федеральные законы 294 и 59.
- Приказ Роструда №211, в нем даются указания на регламент службы.
- Конвенция Международной организации труда №81. В России она ратифицирована была в 1998 году.
Рекомендации работодателям при проведении проверки ГИТ
Главная > О Центре > Публикации
Светлышева Ольга Юрьевна, преподаватель Центра по направлению Управление персоналом и кадровому делу
Cпециалист по кадрам не знает, как разрешить ситуацию, но в Государственную Инспекцию Труда (ГИТ) за разъяснением не обращает — боится, что сразу придет проверка. Руководитель организации заявляет, что у него частная компания, поэтому он может делать, что хочет и никто его не имеет права проверять. Потом в организацию приходит человек, представляется инспектором ГИТ, просит начальника отдела кадров перредать 20 трудовых книжек работников ему для проверки и обещает вернуть их через неделькудругую. Вам знакомы эти ситуации?
На обзорном семинаре, который прошел 7 сентября, мы рассмотрели типичные ошибки, связанные с проверкой ГИТ, выяснили, в каких нормативных актах есть подтверждение правильного поведения работодателя и выработали 8 рекомендаций, которые помогут любому работодателю успешно проходить проверку ГИТ.
Часто работодатели испытывают тревогу, опасения и даже страх перед проверкой Государственной инспекции труда. Причины могут быть разные:
- страх перед ответственностью;
- страх потери статуса;
- неуверенность в правоте своих действий;
- непонимание правильности выполнения своих функций;
- страх перед любой проверкой;
- перфекционизм или синдром «отличника».
Чтобы всего этого избежать, вам нужно следовать семи простым рекомендациям.
Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи
Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.
При совершении проверки инспекторы имеют право выполнять определенные действия, регламентированные нормативными актами трудового законодательства. Это Федеральные Законы №90-ФЗ от 20.06.2006 года, №242 от 18.07.2011 года, №421 от 28.12.2013 года, №206 от 24.07.2009 года, №157 от 22.07.2008 года. Сотрудники инспекции наделены определенными полномочиями и вправе выполнять следующее:
Справка
Функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, с нормами трудового права, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Роструд располагает территориальными органами для более оперативной обработки обращений граждан. Это уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации. Сейчас Федеральной службы по труду и занятости располагает 82 государственными инспекциями труда.
- осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства;
- устраивать ревизионные проверки в любое время;
- изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса;
- инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы: учредительный пакет документов,
- коллективный договор,
- штатное расписание,
- табели (журналы) учета рабочего времени,
- зарплатные ведомости,
- трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
- документы по охране труда;