Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Избежать ошибок при декларировании товаров поможет квалифицированный таможенный брокер. Компания ТАЙСУ-ТБ имеет 20-ти летний опыт работы в сфере таможенного оформления. У нас есть собственный штат квалифицированных декларантов, которые знают все тонкости проведения таможенного контроля. Мы заранее готовим все необходимые документы для таможни, чтобы выпуск товара прошел без замечаний.
Недекларирование товаров
Недекларирование товаров при перемещении их через границу подразумевает под собой фактическое отсутствие действий, направленных на фактическое декларирование товара или его части. То есть, физическое или юридическое лицо не предприняли никаких действий для того, чтобы задекларировать товар. По сути, при недекларировании речь идет о бездействии лица, которое должно было задекларировать товар.
Самым распространенным примером недекларирования товаров физическим лицом является ситуация, в которой пассажир, пересекая границу по «зеленому коридору», имел при себе товар, подлежащий декларированию. Например, дорогостоящий товар, стоимость которого превышала установленные лимиты. В таком случае таможенные органы возбуждают дело по недекларированию товара.
Примером недекларирования товара юридическим лицом может быть ситуация, в которой при поставке товара в адрес декларанта помимо заявленных товара в ходе досмотра таможня обнаруживает еще иной товар. Достаточно часто подобные ситуации возникают, когда отправитель по своей инициативе направляет комплетуарный или промотовар. Например, несколько образцов другой продукции. Зачастую декларант может и не знать о таком «подарке», за недекларирование которого ему придется нести ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
О недостоверном декларировании продукции
Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу при проведении контрольно-надзорных мероприятий на основании информации, полученной из Федеральной службы по аккредитации и ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выявлены случаи недостоверного декларирования пищевой продукции юридическими лицами, занятыми ее оборотом.
Недостоверное декларирование — это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии.
В соответствии со ст. 23 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» с целью контроля соответствия пищевой продукции требованиям указанного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции заявитель проводит испытания образцов пищевой продукции в аккредитованной испытательной лаборатории.
Доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий Управлением установлено, что декларации о соответствии приняты на основании протоколов испытаний испытательных лабораторий, у которых отсутствует какое-либо техническое оснащение и испытательное оборудование, средства измерения и стандартные образцы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иные технические средства и материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Кроме того, при оценке протоколов испытаний, на основании которых юридическими лицами были приняты декларации о соответствии, выявлены многочисленные нарушения в части их оформления, примененных методик исследований и достоверности полученных результатов.
Некоторыми юридическими лицами не были представлены протоколы испытаний пищевой продукции, на основании которых были приняты декларации о соответствии. В соответствии п. 7 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия декларации.
На основании имеющихся доказательств Управлением сделан вывод о том, что сведения о соответствии продукции установленным требованиям, указанные в декларациях о соответствии, являются недостоверными, т.к. процедура декларирования проведена с нарушениями установленных требований.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий Управлением вынесено 28 постановлений об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.44. КоАП РФ в отношении 16 юридических лиц; вынесены предписания о прекращении действия 28 деклараций о соответствии, принятых с нарушением действующего законодательства.
Комментарий к статье.
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу ТС.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС. Противоправное деяние, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы и т.п.), не может быть квалифицировано по ч. 1 настоящей статьи. Под декларированием, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларантом, в свою очередь, признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Приведенные положения позволяют признать, что недекларированием товаров является уклонение декларанта или лица, действующего от имени декларанта, от заявления таможенному органу сведений о перемещаемом через таможенную границу ТС товаре, подлежащего декларированию.
Субъекты — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.
Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений. Причем данная недостоверная информация должна служить или может служить цели освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Это означает, что цель является важным квалификационным признаком объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения. Классификационный код единой ТН ВЭД представляет собой применяемую таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности систему классификации товаров, предназначенных для их кодирования и идентификации в целях проведения таможенных операций. Страной происхождения товара в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК ТС считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Таможенной стоимостью признается стоимость товара, определяемая в соответствии с международными соглашениями государств-участников ТС и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.
Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусматривает положения о разграничении ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Приведенный документ отмечает, что ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, при условии что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица — декларанты и юридические лица — таможенные представители и их должностные лица. Таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Физические лица — субъекты данного состава административного правонарушения могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
3. Комментируемый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, закрепляет следующий признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представления недействительных документов (п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Сообщение недостоверных сведений или предоставление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ).
Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
4. Примечание к комментируемой статье посвящено исчислению размера административного наказания в виде административного штрафа. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает относительно неопределенную санкцию в виде административного штрафа, размер которого зависит от размера стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, или суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин или налогов. Закрепленное в примечании положение касается расчета санкций, закрепленных в ч. 1 комментируемой статьи. Примечание предусматривает правило, в соответствии с которым административный штраф, налагаемый на граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, определяется посредством вычитания из суммы цены товара, являющегося предметом административного правонарушения, стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных законодательством государств-участников ТС.
Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признаны непротиворечащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2012 N 28-П).
Штрафы за недостоверное декларирование
Законодательство установило штраф за недостоверное декларирование товаров, в размере стоимости самого товара. Сумма штрафа может достигать от половины до двукратной стоимости этого товара.
Очевидно, что штрафы за подобные действия и ситуации, которые возможно были не умышленными, очень высоки. Помимо этого экспортера может ждать и конфискация при привлечении данного лица к ответственности по ст.16.2 КоАП РФ. Но как показывает практика. Таких случаев очень мало, и как правило, привлеченное лицо ограничивается штрафом.
Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, которые следуют к дальнейшим разбирательствам в финансовом эквиваленте, и отнимут в свою очередь немало Вашего драгоценного времени, призываем всегда достоверно указывать всю необходимую информацию о товаре или оборудование, если это пищевая продукция, то верно указывать ее состав, если это оборудование, то, верно и максимально полноценно указывать технические характеристики и количество.
Нужно всегда помнить, что на границе в любом случае Вас проверят, и будут сверять товар, который Вы везете с документами, в которые указана него вся информация.
Если Вы в чем-то сомневаетесь, если у Вас товар, который требует индивидуального подхода, или Вы не знаете наверняка более точный код ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), или Вас товар ранее уже использовавшийся, то есть Б/У, просим обратиться к таможенному брокеру или Органу заранее, прежде чем перевозить товар и уточнить все возможные нюансы по перевозу такого товара, получить всю необходимую информацию и предостеречь себя от неприятностей на границе по факту перевоза.
Так же Вы можете обратиться за бесплатной консультацией к сотрудникам портала. Оставьте нам Ваши контактные данные и наш специалист свяжется с Вами, и уточнит для Вас все интересующие моменты. Он подберет нужный код и дальнейшую процедуру, ведь возможно при провозе на территории РФ данный товар автоматический попадет под какой либо регламент Таможенного союза, и потребуется соответствующая разрешительная документация, обо всем этом Вам без проблем предоставим информацию во избежание правонарушения по телефону или на электронный адрес!
Стоимость юридических и консультационных услуг в сфере ВЭД
Услуга |
Стоимость |
Консультация |
3000 руб/час |
Составление жалобы в вышестоящий таможенный орган |
от 20 000 руб |
Составление заявления, представительство в судах при обжаловании действий/бездействий и решений таможенных органов |
от 40 000 руб |
Составление заявления/жалобы на постановление по делу об АП, представительство в судах при обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 16.2, 16.3, 16.17 КоАП РФ и др.) |
от 30 000 руб |
Комментарий к ст. 16.2 КоАП РФ
1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.
2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.
Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.
Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.
Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании — те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.
В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.
Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.
3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.
Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).
Согласно ст. 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона. Представление данных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства (см. также подп. А — В п. 7 комментария к ст. 13.12).
4. Порядок подачи декларантом и принятия таможенным органом грузовых таможенных деклараций (ГТД), в том числе временных, неполных, временных периодических, заполненных на бланке формы ТД1 (основной лист) и на дополнительных бланках формы ТД2 (далее — добавочный лист), которые используются при декларировании в одной таможенной декларации товаров разных наименований; перечень документов для проверки сведений, заявленных в ГТД, а также порядок их представления; порядок оформления запроса таможенного органа о представлении дополнительных документов, необходимых для таможенных целей; условия внесения изменений и дополнений в ГТД или ее изъятия определены Правилами приема грузовых таможенных деклараций, утвержденными Приказом ГТК России от 29 ноября 2002 г. N 1284 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2003 г. N 4167).
Согласно п. 2, 4 — 7 указанных Правил декларирование товаров с подачей ГТД производится тому таможенному органу (таможенному посту, таможне), который уполномочен принимать ГТД и в котором в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле, в том числе с нормативными правовыми актами ГТК России, производится таможенное оформление товаров.
На ввозимые товары ГТД должна подаваться в сроки, не превышающие 15 дней со дня представления товаров и транспортных средств указанному таможенному органу.
Можно ли смягчить или вовсе избежать наказания?
Важно помнить, что незнание закона ни в коем случае не освобождает от ответственности. Изготовитель (импортёр) несёт ответственность за безопасность продукции, обязуется подтверждать качество, соблюдать требования действующего законодательства.
В некоторых случаях можно смягчить наказание:
- Административная ответственность не применяется по истечении срока давности, если с момента недостоверного декларирования прошло более 1 года.
- При первичном нарушении возможно наложение штрафа в минимальном размере, официальное предупреждение вместо взысканий.
- Компания или ИП может оспорить обвинение, предоставив весомые аргументы. Законодательная база ЕАЭС формируется относительно недавно, поэтому встречаются ситуации, в которых толкование со стороны регистрирующих и проверяющих органов отличаются.
- Когда требования законодательства нарушены по вине третьей стороны (лаборатории, сертификационного центра, регистрирующего органа), возможно избежать привлечения к ответственности при наличии доказательств, подтверждения договорных отношений.
Согласно ст. 20 ТК ЕАЭС классификацию товаров осуществляет декларант и иные лица. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом.
Под иными лицами в соответствии с законодательством понимаются как таможенные органы, так и таможенный представитель, которому декларант может поручить осуществление классификации товаров.
При этом субъектом, принимающим решения о классификации товаров в Республике Беларусь и осуществляющим проверку достоверности сведений, указанных в декларации на товары, в том числе о классификационном коде товара, является исключительно таможенный орган Республики Беларусь.
В силу пункта 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, для классификации товаров обязательными не являются.
Поэтому указанный в товаросопроводительных документах (например, инвойсе) код товара не будет являться основанием для его принятия таможенным органом.
Классификация товаров осуществляется исходя из сведений о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации с учетом:
- Основных правил интерпретации ТН ВЭД;
- Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД;
- Рекомендаций и разъяснений по классификации товаров, которые даны Всемирной таможенной организацией;
- Решений (разъяснений) Евразийской экономической комиссии.
Комментарий к Статье 16.2 КоАП РФ
1. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования.
В соответствии с Таможенным кодексом декларированию таможенному органу подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ либо таможенный режим которых изменяется. Декларированием является заявление таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах. Форма, порядок декларирования, перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Федеральной таможенной службой РФ.
Достоверное декларирование товаров означает их точное описание, которое позволяет идентифицировать такие товары для таможенных целей и однозначно относить их к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
2. Субъектом правонарушения является декларант (лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер).
3. Дела по комментируемой статье рассматривает таможенный орган в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа, а в случае назначения конфискации дело подлежит рассмотрению судьей. По данной статье предусмотрены следующие административные наказания:
— основное наказание в виде административного штрафа для граждан и юридических лиц — от одной второй до двукратной стоимости товаров или транспортных средств, для должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
— основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является, кроме того, фактом занижения налоговой базы (ст. 122 Налогового кодекса). Таким образом, одно и то же деяние одновременно может порождать ответственность и по Налоговому кодексу, и по КоАП.
Декларирование товаров в несобранном или разобранном виде
Товары в несобранном или разобранном виде декларируют согласно правилам, закрепленным в статье 117 «Особенности таможенного декларирования товара…» ТК ЕАЭС.
Особенность декларирования такой продукции в том, что одновременно с указанными в статье нормами нужно выполнять еще один ряд условий:
- В отношении предметов торговли выдано решение об их классификации.
- Декларант составляющих частей товара – лицо, которому выдано решение о классификации продукции.
- Декларирование всех компонентов проводится в одном и том же тамож. органе.
- Компоненты продукта ввозятся на тамож. территорию Союза в адрес одного получателя или вывозятся с такой территории от одного отправителя.
Решения о классификации товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, принимаются в отношении только определенного перечня товаров (п. 3 статьи 21 «Решения о классификации товаров, решения и разъяснения о классификации отдельных видов товаров…» ТК ЕАЭС).
Провозить несобранные или разобранные предметы торговли можно только при использовании следующих таможенных режимов:
- процедура выпуска для внутреннего потребления;
- процедура экспорта;
- процедура таможенного склада;
- процедура свободной таможенной зоны;
- процедура свободного склада;
- процедуру реэкспорта или реимпорта.
Согласно п. 2 ст. «Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде…» 103 Федерального закона №289-ФЗ, до начала декларирования товара, ввозимого в виде компонентов, декларант направляет в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование, уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом.
В уведомлении указываются следующие сведения:
- данные о декларанте;
- номер решения о классификации и дата его выдачи;
- планируемые сроки ввоза или вывоза товара;
- место нахождения груза на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого груза).
Каждая отдельная партия подлежит предъявлению таможенному органу, который будет принимать и оформлять груз.
В соответствии со статьей 111 «Условный выпуск товаров» Федерального закона №289-ФЗ, части продукта, помещенные под режим выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными до момента принятия таможней решения о выпуске последнего компонента товара в соответствии с заявленной процедурой.
Классификационные признаки товаров
Одной из существенных задач товароведения является разработка научных основ и принципов классификации и кодирования товаров. Классификация
является операцией деления понятия (множества объектов) на классификационные группировки (подмножества) по определенным признакам и в соответствии с установленными правилами.
Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления прейскурантов и каталогов, при сертификации товаров, для совершенствования системы стандартизации товаров, международной торговой статистики. Классификация товаров – одно из основных действий в таможенных процедурах, в международной торговле и инвестициях.
Согласно ст. 40 Таможенного кодекса РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. В зависимости от цели классификации используют те или иные классификационные признаки. В товароведении важнейшими классификационными признаками являются назначение, исходные материалы, способ производства, особенности происхождения, степень обработки и другие.
Рассмотрим некоторые классификационные признаки продукции и товаров, которые используются при изучении предмета.
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) выделяет 98 классов продукции по отраслевому признаку.
1. По отраслям производства
продукцию можно подразделить на промышленную и сельскохозяйственную. Примером промышленной и сельскохозяйственной продукции может быть хлеб и зерно соответственно.
2. По сфере реализации.
Сферой реализации товаров является оптовая и розничная торговля. По сфере реализации товары подразделяются на:
— товары народного потребления (ТНП);
— товары производственного назначения (ТПН).
ТНП – товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использовании, не связанного с предпринимательской деятельностью. Торговля товарами народного потребления является розничной торговлей. ТПН – товары, предназначенные для продажи (юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям) с целью их использования в хозяйственной деятельности. ТПН реализуются в оптовой торговле. Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Это могут быть средства производства, к ним относятся средства труда (машины, станки, оборудование) и предметы труда (сырье, материалы).
ТНП в товароведении делят на непродовольственные товары и пищевые продукты (отдельно рассматриваются табачные изделия).
Непродовольственный товар —продукт производственного процесса,предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.
В практике розничной торговли выделяют следующие группы непродовольственных товаров: товары из пластических масс, товары бытовой химии, силикатные товары, строительные товары, мебельные товары, металлические товары, электротовары и бытовые машины, текстильные товары, швейные товары, трикотажные товары, обувные товары, пушно-меховые товары, галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.
3.По способу использования: продукция потребляемая и эксплуатируемая.
Потребляемая продукция характеризуется расходом самой продукции в процессе её использования (духи, стиральный порошок, бензин). Эксплуатируемая продукция характеризуется расходом не самой продукции, а её ресурса до технического износа или морального устаревания (бытовые машины, одежда, мебель).
4. По степени переработки
продукция делится на
:
сырье, полуфабрикаты, изделия, продукты, расходные изделия.
Сырье
– продукция, предназначенная для дальнейшей переработки.
Сырье может быть природным, т.е. добытым в природе, и химическим, то есть полученным в результате производства, но подлежащим дальнейшей переработке в материал или изделие.
Природное сырье делится на минеральное (железная руда, глина, песок, алмазы) и органическое (шелковые коконы, шкурки пушных зверей, хлопок, лен, древесина). Примерами химического сырья являютсясинтетические душистые вещества, используемые в парфюмерии, смолы для получения синтетических волокон (капрон, лавсан), пластмассы, органические растворители и др.
Полуфабрикат –
это продукция, которую следует подвергнуть дальнейшей обработке, прежде чем она станет готовым изделием (пряжа для производства ткани, выделанная кожа для пошива обуви).
Под изделием
понимается единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.
К продуктам
относится продукция, являющаяся результатом труда, но не изделием, и предназначенная для потребления (не эксплуатации), например смазочное масло, медицинские препараты, продукты питания, удобрения. Количество продуктов измеряется в единицах длины (ткани), объема (топливо), массы (стиральный порошок). Однако, если продукты выпускаются в стандартной промышленной упаковке, повреждение которой может затруднить их использование (пачка стирального порошка, тюбик зубной пасты, упаковка лекарства, баллон с газом), они рассматриваются как изделия и называются
расходными
изделиями.
Степень переработки продукции учитывается при построении таможенно-тарифных классификаций.
Ответственность декларанта при определении кода ТН ВЭД
Допустим, декларант заявил в таможенной декларации неверный код товара по ТН ВЭД и одновременно указал недостоверные или неполные сведения, повлиявшие на классификацию товара: его наименование, характеристики и свойства. К тому же эта ситуация повлекла за собой занижение суммы таможенных платежей либо вообще их неуплату. При данных обстоятельствах для декларанта наступает административная ответственность по ст. 16.2 КоАП РФ. Наказание здесь предусмотрено в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — в размере от ½ до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных платежей с конфискацией товаров или без таковой.
Может случиться и так, что следствием недостоверного указания кода ТН ВЭД станет несоблюдение установленных запретов и ограничений. В этом случае юридическое лицо получит административный штраф от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией товаров (или без нее), а должностное лицо — штраф от 10 до 20 тысяч рублей.
Классификация по ТН ВЭД ЕАЭС
При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) декларант обязан представить их к таможенному оформлению путем подачи таможенным органам декларации на товары (ДТ).
Порядок заполнения таможенной декларации закреплен в Инструкции о порядке заполнения ДТ (далее – Инструкция), утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) от 26.04.2012 № 39.
В соответствии с Инструкцией в 31 графе ДТ указываются следующие сведения о перемещаемом товаре:
В соответствии со ст. 52 ТК ТС, ст.106 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» товары при их декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД), т.е. отнесению к одному из перечисленных в номенклатуре десятизначных цифровых кодов. Этот десятизначный код декларант обязан указать в графе 33 ДТ. При этом необходимо помнить, что код по ТН ВЭД ЕАЭС должен соответствовать сведениям, указанным в 31 графе ДТ.
В некоторых случаях, правильность классификации по ТН ВЭД проверяется по сведениям, указанным в графах: 38 (вес нетто), 35 (вес брутто), 46 (стат. стоимость), 45 (таможенная стоимость), 20 (условия поставки), 41 (доп. единица).
Кроме того, при декларировании продукта «мясо» дополнительно проверяются графы 39 (квота), а при классификации плодоовощной продукции (картофель, томаты, яблоки и т.д.) необходимо учитывать дату регистрации ДТ в гр. А.
Заявление полноты и достоверности сведений о перемещаемых товарах и о коде по ТН ВЭД ЕАЭС является обязанностью декларанта, проверка достоверности сведений о продукции и правильности ее классификации по ТН ВЭД ЕАЭС возложена на таможенные органы (ст. 52, 179 ТК ТС).
На основании ст. 183 ТК ТС документы, представляемые декларантом для подтверждения сведений о товарах, поименованных в 31 графе ДТ (технологические схемы сборки и наладки оборудования, чертежи, сертификаты заводских испытаний, информация о химическом составе продукции, технические паспорта и т.д.) в обязательном порядке заносятся в опись и 44 графу ДТ.
Следует отметить, что вопрос классификации считается одним из самых сложных в таможенном деле, требующим профессионализма и широких познаний в различных областях деятельности.
Сколько стоит ошибка импортера при таможенном оформлении
Коммерческий директор ООО «Нептумар» Анатолий Романов поделился опытом, какие проблемы чаще всего встречаются в деятельности грузовладельца-импортера и как профессиональный таможенный брокер помогает снизить риски дополнительных затрат при таможенном оформлении товаров.
Внешнеэкономическая деятельность сопряжена с большим количеством рисков, можно сказать, что это наиболее рисковый и не всегда предсказуемый вид бизнеса. На процессы международной торговли влияет достаточно большое количество внешних и внутренних факторов: это и мировая политика, и курс национальной валюты, и покупательская способность населения, и нетарифное регулирование государства страны-импортера и так далее, перечислять можно долго. И это большое количество проблем и рисков во многом осложняет жизнь участникам ВЭД – компаниям-импортерам и экспортерам.
Приведем пример: компания занимается импортом оборудования из Китая с дальнейшей реализацией его на территории РФ, имеет с клиентами длительные контракты на поставки этого оборудования, цена продажи зафиксирована в рублях, собрана предоплата за часть оборудования. Импортер закупает оборудование у поставщика в Китае за доллары. В процессе транспортировки курс рубля резко падает (вспомним 2014 год), соответственно, при таможенном оформлении (расчет пошлин происходит в рублях, но основа для начисления пошлин и НДС – в долларах) импортер обязан будет оплатить намного больше, чем он рассчитывал. Как результат – убытки, а в худшем случае – банкротство. Таких случаев и примеров достаточно много. От рисков застраховаться на 100% просто невозможно, но можно и нужно стараться их минимизировать, как минимум – просто знать, что они есть, когда и при каких обстоятельствах могут возникнуть, что делать в таких ситуациях и какими могут быть последствия.
Помимо рисков, возможны и ошибки, причем допустить их может не только сам участник ВЭД, но и его партнеры – например, экспедиторская компания или таможенный представитель. Порой цена таких ошибок бывает достаточно высокой, а последствия – болезненными для участника ВЭД. Как показывает практика, наиболее тяжелые последствия для участника ВЭД возникают из-за ошибок при таможенном оформлении груза. Рассмотрим три наиболее распространенных ситуации, причины их возникновения и последствия:
1) Недостоверное декларирование можно отнести к наиболее распространенной проблеме. Недостоверное декларирование может иметь много причин, но, как правило, за ними стоит человеческий фактор. Это могут быть:
- банальная ошибка декларанта при подготовке ДТ перед подачей в таможенный орган;
- ошибка в товаросопроводительных документах, например, отправитель просто был невнимателен и перепутал сумму в инвойсе или вес в упаковочном листе;
- отправитель положил в контейнер лишний товар – это, конечно, редкость, но всем известный пример – отправитель хотел поблагодарить своего партнера и положил ему подарок бутылку вина в контейнер вместе с грузом, естественно, никому об этом не сказав. При таможенном досмотре груза «подарок» обнаруживается, и начинаются проблемы. По сути, импортер не виноват, он не знал об этом и не декларировал «подарок», но ответственность нести ему, таковы правила.
С юридической точки зрения недостоверное декларирование регламентируется статьей 16.2 КОАП РФ, там же указаны и все последствия, штрафы, в некоторых случаях – конфискация. С текстом статьи рекомендую ознакомиться самостоятельно, я расскажу, как процесс выглядит на практике.
В случае выявления недостоверного декларирования таможня заводит на участника ВЭД дело об административном правонарушении, по которому начинается разбирательство с целью установления главного – привели ли действия декларанта к занижению размера таможенных пошлин или нет, от этого зависит, есть ли риск конфискации товара либо его части. Этот процесс длится не менее месяца, в некоторых случаях может продлеваться (по инициативе таможенного органа) еще на один месяц, весь этот период груз находится в порту – вот вам первая «плохая новость»: это дополнительные расходы на хранение на терминале и демередж (плата за сверхнормативное использование контейнера морской линии).
Для примера, в среднем один день сверхнормативного хранения контейнера в порту составляет порядка 4 тыс. рублей для 20’ контейнера и 8 тыс. рублей для 40’ – цифры очень средние, они зависят от терминала, но для понимания цены ошибки их достаточно.