Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Коррекционный класс в обычной школе
В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.
Преимущества интеграции:
+ дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;
+ они находятся в коллективе.
Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.
Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.
1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)
В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
2. задержка психического развития (ЗПР)
В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)
Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.
4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)
В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.
5. речевые отклонения
Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата
Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.
7. расстройства поведения и общения
В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.
8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)
В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.
Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:
1. Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
2. Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
3. Нарушения речи. В эту группу входят логопаты.
4. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
5. Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ
Если у ребенка есть определенные трудности, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей. Каждая программа имеет код из двух цифр через точку. Первая – от 1 до 8 по локализации расстройства. Цифры немного не совпадают с теми, которые я привела в классификации ОВЗ. Вторая – от 1 до 4, в зависимости от ожидаемого результата:
1. К окончанию обучения ребенок с ОВЗ достигнет тех же результатов, что и детки без особенностей.
2. Результат по окончании будет тот же, но программа растянута на более длительный срок.
3. Итоги образования будут отличаться от тех, которые получат обычные дети после детсада или школы.
4. Будут отличаться не только результаты обучения, но и сроки.
Например, вариант 6.2 рассчитан на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он сможет получить те же знания, что и дети без отклонений. Но не за один год, а за более длительный срок, так как вряд ли сможет полноценно посещать все занятия.
1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.
2. Андросова Г.Л. Социальное становление подростка с интеллектуальной недостаточностью. – Сургут: РИО СурГПИ, 2004.
3. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта. 2003.
4. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л. //1971.
5. Друзь В. А., Клименко А. И., Помещикова И. П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1.
6. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев. 1985.
7. Материалы к проекту программы воспитальной работы во вспомогательной школе-интернате. Под ред М. И. Кузьмицкой. М. // Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.
8. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы/ Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР // М.: Педагогика, 1985.
9. Разуван, Е.И.Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Разуван, Е.И. // Дефектология : научно-методический журнал : издается с января 1969 года : выходит раз в два месяца / ред. В.И. Лубовский. – 1989. – №3 1989.
Оценка успеваемости и документ об образовании: нюансы
Оценка успеваемости детей с ОВЗ отличается от общеобразовательных стандартов. В инклюзивном образовании существует безоценочный период, когда педагог определяет только усвоение или не усвоение материала у ученика.
Категория учащегося определяет и формат документа об общем образовании. Аттестат об образовании получают все дети с ОВЗ. Исключение составляют лишь дети с нарушением интеллекта: таким выпускникам выдают свидетельство об обучении. Документ дает право пройти профессиональную подготовку по определенным специальностям с углубленным изучением отдельных учебных предметов и предметных областей.
«Обеспечить доступность и качество образования для детей с ОВЗ – непростая задача и для родителей, и для педагогов, и для руководства школ. При работе с такими детьми учителя должны заниматься повышением квалификации, обучаться нужным методикам и подходам. Директора школ – знать все последние изменения законодательной базы в области «особого» детства, разработать необходимые локальные нормативно-правовые акты, провести систему организационных и методических изменений в школе. Родители же должны четко знать и отстаивать права своего ребенка на образование», – подчеркнула Ольга Егупова.
ОВЗ означает ограниченные возможности здоровья. Ограничения могут касаться любых физических и психических функций организма: зрение, речь, слух, нервная деятельность, умственное развитие, опорно-двигательный аппарат и другие.
Этот термин не тождественен инвалидности, которая возможна и без ОВЗ (при сахарном диабете у ребенка) и наоборот. Если ограниченные возможности здоровья устанавливаются по результатам психолого-медико-педагогического обследования, то инвалидность определяется на основании медико-социальной экспертизы. Соответствующим образом, различается и сфера применения данных понятий.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Проблемы образования особенных детей
Дети с ОВЗ отличаются своими особенностями, и это накладывает ряд негативных последствий на их жизнь:
- Проблемы со здоровьем препятствуют обычному общению со сверстниками, что влечет трудности в приобретении социальных навыков. Особенные дети чувствуют себя скованно, их самооценка зачастую ниже, чем у здорового ребенка. Также они ощущают настороженность окружающих, а иногда и враждебность, что болезненно бьет по личности.
- Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специальном образовании, адаптированном под его потребности и возможности. Проблема этого вопроса состоит в том, что в нашей стране ощутимо не хватает специалистов, которые должным образом могут обучать детей с нарушениями. Да и сами инклюзивные школы есть не во всех городах.
- Недостаточная психологическая подготовка учителей и их предвзятое отношение к необычному ребенку – тоже реальная проблема. Например, они могут требовать от ученика больше, чем он может в реальности. Несоответствие требований педагога способностям обучаемого влечет плохие оценки и нежелание учиться.
- Враждебное отношение родителей нормально развивающихся детей – строится на опасениях, что дети с ОВЗ каким-то образом негативно повлияют на развитие их отпрысков.
- Нехватка специализированного оборудования, учебного инвентаря, которые нужны для более эффективной работы с детьми.
На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?
Статус ребёнка | Наименование программы | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
ОВЗ | АОП или АООП | «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
Ребёнок-инвалид | ООП | Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.
Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.» |
Ребёнок-инвалид и ОВЗ | АОП или АООП | «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.» (ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования
Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.
- Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
- Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.
Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.
Существует также педагогическая классификация нарушений.
Она состоит из следующих категорий.
Дети, с нарушениями:
- слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
- зрения (слабовидящие, слепые);
- речи (разные степени);
интеллекта; - задержкой психоречевого развития (ЗПР);
- опорно-двигательного аппарата;
- эмоционально-волевой сферы.
Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).
Дети ОВЗ в детском саду
Еще совсем недавно в обычных садах группы ОВЗ не создавались и что это такое даже сейчас взрослые представляют слабо. Сейчас право на получение образования вместе со всеми строго защищается. Родитель может сам выбирать:
- отдать свое чадо в специальную коррекционную группу или садик;
- оставить в обычном классе;
- перевести в группу к специалисту, который обучался принципам инклюзивного образования.
Последний вариант, когда происходит грамотная интеграция ребенка с нарушениями и здоровых детей, является предпочтительным. Для малышей создается безбарьерная образовательная среда. Они сосуществуют наравне с остальными, тем более что в дошкольном возрасте особенности здоровья заметны не так сильно, как в школе. Но постоянное психологическое, медицинское сопровождение существует. С его помощью можно увидеть, как дети адаптируются и влияют друг на друга. Обеспечить такую массовую работу в обычных группах, где воспитатель не имеет особенных знаний и навыков для работы с детьми с нарушениями, трудно.
Особенное внимание в педагогике уделяется:
- Физическому воспитанию. Преподаватель по физкультуре разрабатывает индивидуальный план занятий, включающий в себя упражнения, которые не только доступны ребенку, но и могут скорректировать дефекты.
- Познавательному интересу. Дети с нарушениями в развитии часто страдают поведенческими отклонениями. Они слишком заторможены или, наоборот, чрезмерно активны, а потому упускают познавательные процессы. Воспитатель выстраивает взаимоотношения с малышом таким образом, чтобы стимулировать интерес к познанию окружающего мира.
- Социальной коммуникации. Даже самый маленький воспитанник с ограниченными возможностями отличается низкой самооценкой и проблемами в общении. Педагог уделяет дополнительное внимание развитию обычных социальных навыков, взаимодействию с другими ребятами, в результате чего у воспитанников формируется устойчивая уверенность в себе.
Образовательные возможности детей с ОВЗ
Очевидно, что ребенок с тем или иным заболеванием обучается по-разному, с разной скоростью восприятия нового материала и с различным успехом. Например, слепому с рождения ребенку при всем желании невозможно объяснить с абсолютной точностью, как выглядит то или иное явление, я глухой ребенок прекрасно поймет название предмета, но будет иметь затруднения с идентификацией признаков предмета и его качеств. А потому были разработаны перечни доступных образовательных процессов в зависимости от конкретного заболевания ребенка:
№ |
Ограничение возможностей здоровья | Способности особенного ребенка |
1 | Аутизм и нарушения психики аутической направленности (синдромы могут быть различными) |
Ребенок обучаем, хотя и имеет сложности в общении с преподавателем. Здесь важно подключить к работе родителей — они с самого раннего возраста должны оказывать ребенку психологическую поддержку. С возрастом понадобится помощь психолога и терпеливые занятия с педагогом. Чем раньше начать помогать детям с расстройствами аутического характера, тем проще им будет социализироваться и найти свое место в жизни. Пускай от некоторых проблем избавиться вряд ли получится (как правило, речь идет о сложностях с общением и неспособности к эмпатии), в ~20% случаев удается полностью убрать симптоматику заболевания. |
2 |
Умственная отсталость, задержка психического развития | Степень нарушения может быть различной — от легкой и незначительной до тяжелой, не позволяющей обучаться в принципе.
Если речь идет о легкой степени (например, медленное развитие речевых способностей), поможет своевременное оказание помощи психологом и педагогом — ребенок в итоге научится всему необходимому, будет сам решать бытовые вопросы и даже выполнять несложные трудовые обязанности. Дети со средней степенью умственной или психической отсталости нуждаются в постоянном контроле во внеучебное время и в адаптированных коррекционных программах обучения. |
3 | Замедленное развитие речи (без умственных отклонений) |
В данном случае одни специалисты рекомендуют обучаться вместе со здоровыми детьми, другие настаивают на индивидуальном обучении — все зависит от эмоционального состояния ребенка и желания родителей. Если выбор делается в пользу обычной общеобразовательной школы, в свободное от уроков время назначаются встречи со специалистами — логопедами, дефектологами и психологами. |
4 |
Проблемы со зрением (слепые, слабовидящие) | Во-первых, назначается больше уроков физкультуры — у детей с нарушениями зрения выявляются проблемы с координацией, причины совершенно понятны.
Во-вторых, на занятиях должен присутствовать логопед — он поможет ребенку соотнести изучаемые слова с обозначаемыми предметами. Чтобы помочь детям развить речь, нужно научить их представлять, как выглядит тот или иной предмет, при помощи более развитых осязания и слуха. |
5 | Нарушения слуха |
Здесь медики и педагоги достигли довольно хороших результатов — привлекая к занятиям в коррекционной школе психолога, сурдолога и дефектолога, удается добиться того, чтобы ребенок понимал и усваивал устную речь. Основной проблемой может стать исправление искаженного произношения неправильно услышанных и интерпретированных слов. |
Развитие детей с ОВЗ в детском саду
С недавних пор в ДОУ стали организовывать группы для особенных детей. Согласно законодательству, ребенок с ОВЗ имеет право на пребывание вместе со здоровыми детьми. Решение исходит от родителя малыша — всего имеется 3 варианта:
- Отдать ребенка в группу, воспитатель которой является специалистом в общении с детьми с ОВЗ (и который постепенно, шаг за шагом будет адаптировать ребенка к пребыванию со здоровыми малышами). Этот вариант рекомендуется чаще остальных, поскольку нужно грамотно интегрировать ребенка к здоровым сверстникам — малышу позволяют играть и обучаться со всеми, но при этом следят за отношением к нему и постоянно оказывают помощь (психологическую, медицинскую).
- Передать ребенка в коррекционную группу (или даже специальный детский сад), где все малыши имеют проблемы со здоровьем, и где все воспитатели прекрасно осведомлены об особенностях работы с такими детьми.
- Поместить сына/дочь в самый обычный класс (препятствовать этому руководство ДОУ не имеет права).