Обучение сотрудников: от аттестации до новой профессии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучение сотрудников: от аттестации до новой профессии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы с большей эффективностью провести подготовку, переподготовку или повысить квалификацию сотрудников, необходимо правильно подобрать обучающую организацию. Существует несколько основных параметров, на которые следует ориентироваться.
Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?
Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.
Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:
- средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
- высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
- специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
- научные центры (НИИ, лаборатории).
«Я бы строить дом пошел, пусть меня научат»
Как быть, если сотруднику хотят поручить новую работу, он готов ей заниматься, но не хватает знаний? Работодатель может направить его на обучение с нуля: в ВУЗ, техникум, на специальные курсы, в зависимости от договоренностей и возможностей каждой стороны.
Налоговый кодекс не конкретизирует, кто должен быть инициатором, хотя, конечно, желательно обосновать учебу в вузе или техникуме в рабочих целях. Потому что получение, например, высшего образования ФНС никак не хочет признавать в расходах.
Тем не менее п. 3 статьи 264 НК РФ позволяет направлять работников на «обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения», и судьи согласны с тем, что такие затраты можно принимать в целях расчета налога на прибыль и единого налога.
Отстаивать, скорее всего, придется не только расходы налогоплательщика-организации, но и отсутствие НДФЛ и взносов, хотя льготы по ним четко прописаны в кодексе (по взносам это пп. 12 п. 1 ст. 422, по НДФЛ – п. 21 ст. 217 НК РФ).
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
-
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
-
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
-
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
-
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
-
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
-
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
-
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
-
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
-
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
-
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
-
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
-
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
-
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Особенности программы
Срок обучения по программе составляет от 250 до 2000 академических часов.
Для программ профессиональной переподготовки медицинских работников срок обучения установлен в количестве не менее 576 академических часов.
Для некоторых программ срок подготовки составляет не менее 1080 часов и до 2000 академических часов.
Как правило, особенностью программы профессиональной переподготовки в отличие от программ второго высшего образования является исключение базовых дисциплин и освоение исключительно сугубо профессиональных компетенций.
Профессиональная подготовка должна проводиться на основании профессиональных стандартов, которые необходимы работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Что такое повышение квалификации и для чего оно требуется
Повышение квалификации – это обучение работников, целью которого является совершенствование теоретических познаний и практических навыков сотрудников в области, в которой они работают. Необходимость подобной меры связана с изменением и усложнением производственного процесса, возникновением иных профессиональных задач, из чего вытекает потребность в новых методах их разрешения.
В некоторых случаях необходимость повышения квалификации обусловлена законодательно.
В частности, некоторые виды деятельности подразумевают периодическое повышение квалификации, и работодатель обязан направлять сотрудников на обучение. Для подобных профессий обязанность регулярного повышения квалификации прописана в законодательстве – в частности, это относится к медицинским работникам, педагогам и некоторым другим категориям сотрудников.
Следует отметить, что обучение может проводиться с отрывом от производственного процесса либо без него, а также с частичным отрывом; в процессе могут быть использованы технологии дистанционного образования, электронного обучения, также возможны формы индивидуальной подготовки.
Цели и задачи повышения квалификации персонала
Прежде чем начать свое дело, нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?
- Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
- Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
- Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
- Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
- Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.
По профессиям и специальностям
Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации для некоторых профессий и должностей
Специальности и должности | Периодичность повышения квалификации | Основание | Примечание |
---|---|---|---|
Педагогические работники | Каждые 3 года | ч. 2 п. 4 ст. 47 № 273-ФЗ | Учителя начальной школы должны проходить курсы каждые 5 лет, учителя 5–11 классов и преподаватели СПО – каждые 3 года |
Аудиторы | Каждые 12 месяцев после того, как пройдет 1 год с момента получения квалификационного аттестата | п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ) | Обучение проводится по программам, утверждаемым саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов, в которой состоит специалист. Минимальная длительность курсов – 20 часов в год |
Оценщики | Каждые 3 года | ч. 3 Требований к повышению квалификации в области оценочной деятельности | |
Судьи | Каждые 3 года | ч. 2 ст. 20.1 Закона РФ № 3132-1 | При назначении на должность впервые судьи обязательно проходят профпереподготовку, только затем – повышение квалификации |
Государственные гражданские служащие | Каждые 3 года | ||
Работники железнодорожного транспорта | Каждые 3 года | При перевозке опасных грузов | |
Сфера авиационной безопасности | Ст. 52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 | Руководители – 1 раз в 5 лет | |
Бухгалтеры | Каждые 3 года | Главные бухгалтера повышение квалификации не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не меньше 20 часов ежегодно | |
По плану ДПО МВД России, который ежегодно составляется для каждой категории служащих | |||
Водители и работники автомобильного и городского наземного электротранспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения | Федеральные нормативы не установлены | Ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.95 | Решение о периодичности повышения квалификации принимает руководство предприятия |
Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть сокращена по производственной необходимости или по заявлению работника, желающего досрочно повысить разряд (категорию).
Срок действия удостоверения, выданного на курсах повышения квалификации законодателем не устанавливается. Документ бессрочен, как и диплом об образовании, и подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей народного хозяйства каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность, даже если государственные стандарты четко не устанавливают частоту повышения квалификации.
Статья 196 ТК РФ. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как оценить эффективность пройденного курса обучения.
Любое обучение реализуется для достижения определенного результата, поэтому по окончании курса необходимо оценить, достигнут результат или нет. Оценка, как правило, очень индивидуальна, ведь цели на обучение все ставят разные, следовательно и методы измерения разнятся. Есть несколько традиционных методов оценки, выбор которых зависит от проблематики, которую решали курсами повышения квалификации.
1. Метод кейсов. Используя этот метод, в работе сотрудников искусственно создают такую ситуацию, в которой необходимо применение полученных знаний. Этот метод подходит, когда целью обучения было приобретение практических навыков. Оцениваются поведение специалиста, выработка решения и достигнутый результат. Если новые знания были применены и результат при помощи них достигнут за минимальное время либо повысился уровень сложности решаемых задач, можно судить об успехе пройденных курсов. В сбытовых подразделениях, например, часто используется метод «Тайный покупатель», позволяющий расставить все точки над «i».
2. Анализ изменения показателей. Способ оптимален, когда целью обучения было приобрети навыки, напрямую влияющие на финансовые результаты (например, количество продаж или учеников с красным дипломом) либо время выполнения задачи. Сотрудникам дается определенное время (испытательный срок), в течение которого они используют новые методы, знания и умения. По результатам периода оценивается динамика.
3. Анкетирование. Этот метод подходит для проверки теоретических знаний, если целью было восполнение информационных пробелов либо освоение какого-то блока информации. Для этого составляются вопросы, позволяющие отразить осознание полученной информации. Заранее определяется шкала оценки (бальная или процентная системы) и определяются пределы, при достижении которых можно будет смело судить о результате.
Скачать образец Анкета по оценке качества обучения.
В любом случае курсы повышения квалификации это эффективное вложение в персонал, а выгодным оно будет или нет, зависит от качества выбранных курсов и стараний ученика. Оценивая курсы по описанным критериям, можно взглянуть на них с разных сторон и увеличить шанс успеха данного предприятия.
Кто и с какой периодичностью должен обязательно проходить повышение квалификации
Периодичность повышения квалификации регламентируется нормативно-правовыми актами разных уровней:
- Трудовым кодексом;
- профессиональными стандартами;
- внутриведомственными приказами;
- локальными актами организации (трудовой или коллективный договор и другие).
Для большинства специалистов нормативный срок прохождения курсов – один раз в 3-5 лет. Например, каждые 3 года обязаны повышать квалификацию представители следующих профессий:
- бухгалтеры;
- работники железнодорожного транспорта;
- госслужащие;
- педагоги;
- судьи.
Не реже чем раз в 5 лет должны проходить обучение:
- медицинские работники;
- сотрудники прокуратуры;
- архитекторы и инжинеры-строители;
- руководители сферы авиационной безопасности.
Если периодичность повышения квалификации не установлена законодательно, работодатель определяет ее сам. Также сотрудник может пройти курсы досрочно по собственному желанию или необходимости.
Курсы повышения квалификации персонала
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Организовывают их так, чтобы слушателей ничто не отвлекало от процесса и не мешало восприятию информации.
Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
- Отзывы тех, кто уже проходил обучение;
- Состав преподавателей;
- Насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
- Стоимость курсов.
Не случайно стоимость оказалась на последнем месте в перечне. Высокая цена прохождения курсов совершенно не гарантирует, что они будут полезны слушателю. Бывают случаи, когда стоят курсы дорого, а практической пользы приносят минимум.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, в составе которых от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия. Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Условно обучение на курсах делится на несколько групп:
- Комплексное обучение;
- Самообучение;
- Комбинированное обучение.
В каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, но важно то, что эти группы не исключают друг друга, а дополняют и совершенствуют.
Оформление прохождения обучения работодателем
Прохождение сотрудником повышения квалификации нужно оформить документально. Как это сделать правильно, поговорим сейчас.
Вначале нужно принять от сотрудника заявление о переосвидетельствовании его профессионального уровня на основании полученных им документов.
Как только заявление будет получено, создают квалификационную комиссию и проверяют знания сотрудника. После заключения, вынесенного комиссией, издается приказ о повышении категории конкретного сотрудника. Ознакомившись с приказом, сотрудник ставит свою подпись.
В течение 7 дней сотрудник кадровой службы вносит запись о присвоении разряда или категории в трудовую книжку работника. При этом ссылаются на полученный при прохождении обучения подтверждающий документ.
Также делается ксерокопия свидетельства или удостоверения, заверяется и хранится в личном деле работника.
В следующей части нашего материала стоит упомянуть и переподготовку специалистов. О сходстве и отличиях переподготовки от повышения квалификации мы уже обсуждали, а сейчас рассмотрим аспекты этого процесса подробнее.
Какие гарантии сохраняются за сотрудником
Когда в «кулуарах» трудового коллектива заговаривают о предстоящих мероприятиях по получению дополнительных знаний или совершенствованию уже имеющихся навыков, большинство граждан переживают по поводу зарплаты.
Некоторые даже задумываются: «а не уволят ли после курсов?». Переживать преждевременно не стоит, поскольку ст. 187 ТК защищается представителей рабочего коллектива.
ТК РФ Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
В частности, законодатель отметил, что в случае направления определённых кадров на курсы повешения квалификации, руководство обязано сохранить их месячный доход, а также должность.
Зачем повышать квалификацию сотрудников? Смотрите видео:
Если обучение связано с выездом в обособленное подразделение, оплата производится в рамках командировки и рабочее место соответственно сохраняется.
Обязательно ли проходить повышение
Трудовое законодательство достаточно ясно толкует вопрос обязательного прохождения мероприятий по повышению квалификации работника.
Как взять больничный, если находишься в отпуске? Узнаете по ссылке.
Итак, согласно нормам ст. 196 ТК решение по поводу необходимости в получении дополнительного профессионального образования или переподготовки кадров принимает исключительно работодатель.
То есть если в процессе производственной деятельности, руководство отметит слабую подготовку отдельных кадров, за последними стоит обязанность по прохождению квалификационных курсов.
Отказ от получения новой квалификации может стать основанием для расторжения договора.
При установлении формы квалификационных мероприятий, а также в рамках подготовки трудящегося к образовательным программам работодатель обязан согласовывать все действия с представительным органом работника.
Сущность и понятие переподготовки, повышения квалификации кадров
Вхождение России в мировую экономическую систему и устранение искусственно созданных торгово-экономических барьеров не только открыло новые горизонты и возможности для российских предприятий. Оборотной стороной медали стала жесточайшая конкуренция, практически незнакомая промышленности, более семидесяти лет функционировавшей в условиях плановой экономики, управляемой административно-командными методами. Сегодня очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, стратегии и организационная структура многих компаний технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к работе в новых условиях.
Теперь работодатели значительно больше заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, способный создавать товары и услуги, которые могли бы успешно конкурировать с товарами и услугами, хлынувшими в нашу страну с Запада и с Востока. Магура М.И., М.Б. Курбатова, Организация обучения персонала компании М.: Аудит, Юнити, 2005. — 275 с
Обучение в целом призвано подготовить персонал к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе.
Но цель переподготовки/повышения квалификации — не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которые соответствуют сегодняшним реалиям и поддерживают рыночную организационную стратегию.
Объект управления повышением квалификации — персонал, который в этой квалификации нуждается, именно его руководитель посылает учиться, с него и спрашивается результат.
Субъектом является руководитель или целая служба УП, которая руководит процессом повышения квалификации/переподготовки на производстве. переподготовка квалификация предприятие
Непосредственно на производстве или предприятии редко проходит обучение первоначальным навыкам работы, такие вещи обычно указаны в требованиях для кандидата на данную должность, поэтому в данной курсовой работе аспект обучения и подготовки кадров затронут будет только поверхностно.
Переподготовка персонала — это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом. Г.В. Щёкин — Теория и практика управления персоналом , 2003
Разновидности повышения квалификации
Повышение квалификации направлено на усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков специалиста. Главная задача таких курсов – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю. Кроме того, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Как правило, повышение квалификации проводят не реже 1 раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности. Периодичность прохождения этих курсов определяет работодатель, фиксируя свое решение в нормативном акте локального назначения.