Пленум ВС: как взыскать деньги из бюджета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пленум ВС: как взыскать деньги из бюджета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый арбитражный практик знает – получение положительного решения суда общей юрисдикции или арбитража о взыскании долга с бюджетной организации или государственной казны – это 100% победа и уверенность в том, что клиент получит причитающиеся ему средства сполна.
Особенности исполнения судебных актов в отношении БУ и АУ.
О том, в чем заключается особенность исполнения судебных актов с 01.01.2011 в отношении БУ и АУ, получивших новый правовой статус, пойдет речь в настоящей статье.
В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа или иного исполнительного документа.
В соответствии с п. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.
Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») и иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов Федеральной службой судебных приставов, банками и иными кредитными учреждениями, эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также организациями, производящими должнику периодические выплаты.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Индексация взысканных сумм
Денежные средства подвержены инфляции (потеря покупательской способности).
Гражданское процессуальное законодательство имеет действующий механизм компенсации потерь кредитора вследствие инфляционных процессов – статья 208 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
Индексация производится судом по индексам потребительских цен на день исполнения судебного решения.
По результатам рассмотрения дела взыскатель также получает исполнительный лист на взыскание с должника проиндексированных сумм.
В арбитражном процессуальном кодексе есть аналогичная норма для индексации – статья 183 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, но действие ее фактически заблокировано отсутствием специального федерального закона, определяющего размер индексации, на который имеется ссылка в упомянутой статье.
Возникает вопрос. Возможно ли начисление индексации на период трех месяцев, которые имеет должник-бюджетополучатель для исполнения решения суда?
Судебная практика дает на это положительный ответ.
Верховный Суд РФ в своем определении[5] подчеркнул, что: «…Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу…»
Верховный Суд определил правовую природу трехмесячного срока для исполнения решений суда как организационную, дисциплинирующую должника к скорейшему исполнению требований исполнительного документа.
Данный срок установлен в интересах взыскателя, с той целью, чтобы решение суда не исполнялось должником сколь угодно долго, и не представляет собой автоматическую отсрочку исполнения решения суда для должников-бюджетополучателей на три месяца.
Однако в другом деле, нижестоящие суды, учли специальные правила исполнения судебных актов по взысканию с должников-бюджетополучателей, и рассчитали индексацию с даты предъявления исполнительного документа в казначейство до даты исполнения судебного решения казначейством[6]
Здесь интересным для исследования является вопрос, а может ли сам должник, добровольно исполнить решение суда?
Взыскатель, предъявляя лист в финансовый орган инициирует процедуру принудительного исполнения судебного акта.
Но законом не запрещено должнику исполнить решение суда добровольно.
Исходя из практики ЕСПЧ (Европейский Суд по Правам Человека) взыскатель не обязан инициировать процедуру принудительного исполнения судебного акта[7].
Аналогичная позиция у суда в другом деле — от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения[8].
Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.
Индексация является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя при длительном неисполнении судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.
Способы возврата дебиторской задолженности
Исполнительный лист дает возможность выбить свои деньги назад при помощи судебных приставов, через банковский счет должника или по банкротству бывшего партнера.
Судебный пристав – это именно то лицо, которое занимается принудительным взысканием средств. На его плечах лежит вся ответственность за благоприятный исход дела. Однако, загруженность российских судов настолько велика, что зачастую приставы не имеют физической возможности вести большое количество дел одновременно, поэтому ваш исполнительный лист может лежать пылиться месяцами.
Для того, чтобы такого не было, необходим постоянный контроль за действиями сотрудников ФССП со стороны юриста. Если вдруг прикрепленный за вашим делом пристав все равно не предпринимает особых действий, это может означать либо то, что его подкупили со стороны ответчика, либо он просто вас игнорирует. В этом случае вы можете подать жалобу на такого сотрудника его руководству.
Если нет желания ждать активных действий от ФССП, юрист компании может самостоятельно обратиться в банк, в котором открыты денежные счета должника. Для этого необходимо будет предоставить банку исполнительный лист и решение суда.
При наличии необходимой суммы на счете ответчика, банк обязан их перечислить в пользу заявителя в трехдневный срок. Если на счетах пусто, либо сумма имеется не в полном объеме, исковое заявление и исполнительный лист будут оставаться в банке до тех пор, пока задолженность не будет перечислена в пользу истца в полном объеме.
Казначейство получило исполнительный лист о взыскании денег с муниципалитета. Как защититься
Когда муниципалитет получит больше времени на защиту своих интересов
Местные бюджеты, за исключением бюджетов отдельных муниципальных образований, дефицитные. Поэтому споры между муниципалитетами и подрядчиками (исполнителями работ или услуг), поставщиками товаров сегодня не редкость. Если судьи не поддержат местные власти, результатом разбирательства становится исполнительный лист о взыскании денежных средств с муниципалитета. Взыскатель подает его в орган, который проводит операции по исполнению документов об обращении взыскания на средства местного бюджета. Это может быть казначейство, департамент финансов или другой уполномоченный орган. К исполнительному листу взыскатель прикладывает заявление, копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, и при необходимости доверенность, подтверждающую полномочия представителя взыскателя.
Казначейство может вернуть исполнительный лист без исполнения, если:
- взыскатель представил не все обязательные документы;
- документы не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- документы поступили не в орган по месту ведения лицевого счета должника;
- взыскатель отозвал исполнительный документ.
На практике казначейство возвращает заявление без исполнения и в других случаях. Например, это происходит, если взыскатель указал не все реквизиты банковского счета, на который нужно перечислить денежные средства (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 № КА-А40/4514–11). Когда в копии судебного акта нет отметки о его вступлении в законную силу, заявление также могут вернуть (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу № А63-1996/2013).
С каких должников взыскиваются деньги через федеральное казначейство
Предъявление ИЛ имеет ряд особенностей, которые закреплены в п.2 ст. 1 ФЗ-229 и главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Законодательство, регулирующее бюджетные отношения (п.3 ст. 239 БК РФ), дает прямую отсылку на указанную главу. Из положений БК РФ следует, что судебные приставы не могут обращать взыскания на денежные средства бюджетов субъектов РФ, за исключением нескольких случаев (бюджетный иммунитет).
Взыскание через казну, возможно в отношении следующей категории субъектов:
- государственных органов;
- органов местного самоуправления;
- казенных учреждений;
- должностных лиц, представляющих эти органы и учреждения.
При этом разделяются бюджеты государства и местных органов самоуправления (муниципальных).
Что делать взыскателю?
Основная обязанность взыскателя в процессе получения с дебитора денежных средств – получение исполнительного листа и передача его в службу судебных приставов. Если реальное получение средств и выполнение условий исполнительного документа является основной задачей, на этом активные действия не заканчиваются.
Взыскателю необходимо оказать полное содействие приставу. В первую очередь это касается предоставления необходимой информации, которая ему известна и важна для производства. Например, о банке, в котором находится счёт должника, или об имуществе, которое было приобретено.
После получения средств предстоит основная работа бухгалтерскому отделу взыскателя. Важно правильно задекларировать их, чтобы у налоговой службы не возникло вопросов.
В некоторых случаях получение таких средств означает получение прибыли, соответственно, у взыскателя возникает обязанность по уплате налогов. Однако всё будет зависеть от особенностей используемой системы налогообложения.
При необходимости, можно попытаться дополнительно воздействовать на сотрудника ФССП. Например, если его действия носят противоправный характер или если он вовсе не исполняет своих обязательств. В таком случае можно обратиться с заявлением в суд либо к начальнику отделения, а также в прокуратуру.
Отмечается, что на практике самым эффективным методом воздействия на ФССП является обращение в суд, особенно если речь идёт о бездействии. Однако на данный момент правила рассмотрения таких дел несколько изменились по сравнению с теми, что действовали несколько лет назад.
Так как дело относится к категории административных, представитель заявителя обязательно должен иметь юридическое образование, что подтверждается приложенным дипломом. Если взыскателем выступает организация, то от неё может выступать любое лицо по доверенности.
Какие долги взыскиваются через УФК
Средства, выделяемые из бюджетов всех уровней, носят строго целевой характер. Для контроля за расходованием ассигнований все учреждения государственного подчинения обязаны открывать лицевые счета в казначействе. УФК — это орган исполнительной власти, который занимается администрированием средств федерального бюджета, исполнением обязательств государства и подконтрольных структур. Как правило, на уровень казначейства передаются и полномочия по обслуживанию бюджетов муниципальных образований, субъектов РФ.
Ввиду особого статуса бюджетных организаций, исполнение судебных актов о взыскании средств в отношении них проходит по специальным правилам:
- предъявление исполнительного листа в казначейство допускается по строго ограниченным видам обязательств, указанных в БК РФ;
- хотя срок перечисления средств связан с первым же поступлением ассигнований, период ожидания может затянуться по причине защиты от списания многих статей;
- исполнительный лист в казначейство может направить не только сам взыскатель, но и суд или иной орган по его просьбе.
Как происходит взыскание долга приставами по исполнительному листу
Профессиональную деятельность служащих ФССП регулирует закон и нормативные акты, принятые внутри ведомства. Однако их работа постоянно требует строгого контроля над соблюдением прав заявителя в ходе ведения исполнительного производства (далее ИП). Практика показала, что благодаря законным действиям и решимости судебных приставов принудительное взыскание долга происходит быстрее, а постановления суда выполняются гораздо эффективнее.
Работа специалистов ФССП начинается после приема документов о наличии просроченных кредитов от заявителя. Бумаги могут быть пересланы судом, который принимал решение, или поданы самим взыскателем.
Иногда отправителем является нотариус (при наличии соответствующего решения). Это могут быть случаи невозврата долга, заверенного нотариально, или нарушение договора об алиментах.
Получая бумаги заявителя, судебный пристав готовит постановление и открывает исполнительное производство в отношении должника. Он приступает к поиску его имущества и банковских счетов.
На возбуждение ИП закон отводит шесть рабочих дней при условии, что заявитель обращается в ССП, а не приносит документы тому, кто будет выполнять решение суда. Три дня дается ведомству, чтобы вручить лист и все сопутствующие бумаги СПИ (судебному приставу – исполнителю). Еще столько же займет открытие самого производства.
В процессе ИП пристав имеет право применить взыскание долга по исполнительному листу к имуществу ответчика, его финансовым ресурсам на счетах российских банков, к ценным бумагам (при наличии), а также к рекуррентным платежам (зарплата, пенсия и др.)
С клиента, который добровольно не погасит штраф после начала ИП, будет взыскан исполнительский сбор – 7 % от суммы, но минимум 1 000 руб. (ст. 112, часть 3 ФЗ-229 от 02.10.2007). После вступления в силу постановления об административных санкциях оно действует два года и может быть принято к исполнению в любое время (ст. 31.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Как взыскивают долг судебные приставы – общий порядок:
- После получения ИЛ в работу пристав в течение трех дней открывает исполнительное производство и направляет соответствующее постановление обеим сторонам спора – кредитору и должнику.
- Если взыскание долга по исполнительному листу возбуждается впервые, то СПИ отводит должнику пять дней на добровольное погашение кредита. Срок может отличаться и определяется на усмотрение суда.
- Следующий шаг в этом процессе – поиск финансовых ресурсов ответчика. Пристав посылает запрос его работодателю и собирает информацию в различных банках. Расчетные счета ответчика на некоторое время подлежат аресту, чтобы исключить движение средств, пока не завершится исполнительное производство.
- При наличии денег сумма долга снимается с расчетного счета должника или удерживается с поступающих доходов. Если финансовый запас не обнаружен, то судебный исполнитель продолжает поиски имущества ответчика (движимого и недвижимого).
- На обнаруженную собственность заемщика налагается арест, ее оценивают для дальнейшей реализации. Если вырученная от продажи сумма превышает долг ответчика с учетом исполнительного сбора, ему возвращают эту разницу.
- Если задолженность составляет более 10 000 руб., то СПИ имеет право запретить заемщику выезд за рубеж.
- После того как взыскание долга по исполнительному листу завершено, а погашение произошло позднее добровольного периода, пристав должен истребовать с ответчика исполнительный сбор. Это 7 % от суммы задолженности. При этом минимальное удержание составляет: для обычных граждан – 1 000 руб., для организаций – 10 000 руб.
- Как только все положенные деньги (долг + сбор) полностью взысканы с ответчика или его имущества, пристав закрывает исполнительный лист.
С каких должников взыскиваются деньги через федеральное казначейство
Предъявление ИЛ имеет ряд особенностей, которые закреплены в п.2 ст. 1 ФЗ-229 и главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Законодательство, регулирующее бюджетные отношения (п.3 ст.
239 БК РФ), дает прямую отсылку на указанную главу. Из положений БК РФ следует, что судебные приставы не могут обращать взыскания на денежные средства бюджетов субъектов РФ, за исключением нескольких случаев (бюджетный иммунитет).
Взыскание через казну, возможно в отношении следующей категории субъектов:
- государственных органов;
- органов местного самоуправления;
- казенных учреждений;
- должностных лиц, представляющих эти органы и учреждения.
При этом разделяются бюджеты государства и местных органов самоуправления (муниципальных).
Срок исполнения ИЛ казначейством
Исполнение по решениям судов к администрации различных уровней осуществляется в соответствии с Административным регламентом от 10.11. 2010 . Регламент предусматривает сложную процедуру приема и проверки ИЛ, предусмотренную п. 4 Регламента.
Сроки исполнения поставлены в зависимость от достаточности средств в бюджете. Они определены в п. 12 Регламента. Взыскиваемые деньги должны перечислять:
- Если есть сумма необходимая для оплаты, исполняется в течение 10 дней.
- При недостаточности – в течение 3 месяцев со времени наполнения бюджета.
- На следующий день, после поступления на счет должника (бюджета) средств, от приносящей доход деятельности.
- По регулярным выплатам – не позднее следующего дня, за днем, определенным в решении суда. Или в соответствии с согласованным графиком взыскания.
Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство?
Проверьте на сайте ФССП, по какой причине окончено или прекращено исполнительное производство. Если вы этот долг не погашали, то скорее всего это будет статья ст. 46 ч. 1 п. 3. — возвращение исполнительного документа взыскателю. Если взыскатель вернет лист обратно судебному приставу, то производство восстановится.
Взыскание долга. Как заставить должника исполнить судебное решение
Известно, что статистика исполнения судебных актов в России оставляет желать лучшего. Поэтому в нашей стране победа в суде зачастую становится лишь началом долгого пути по выбиванию денег с должника.
Однако если взыскатель грамотно подойдет к процессу взыскания и правильно выстроит отношения с приставом, шансы на реальное исполнение судебного решения повысятся в разы.
Выясним, какие права имеет взыскатель в исполнительном производстве, за счет каких активов должника можно вернуть долг и как для достижения результата объединить усилия с приставом.
Получить положительное судебное решение — еще не значит взыскать денежный долг. Должники редко исполняют судебные акты добровольно. Поэтому кредиторы вынуждены обращаться за помощью к приставам.
Однако огромное количество дел, текучка кадров и другие обстоятельства значительно снижают эффективность взыскания. И должники этим пользуются, безнаказанно уклоняясь от выполнения своих обязательств.
Активное сотрудничество с приставом нивелирует недостатки их работы и повышает шансы получить причитающееся.
Комментарий к ст. 242.3 БК РФ
Комментируемая статья определяет особенности исполнения судебных решений, которые предусматривают обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Официальная позиция.
В письме от 16.12.2013 N 02-03-007/55348 Минфин России указал, что статьями 242.3, 242.4 (242.5) БК РФ установлен порядок, согласно которому осуществляется организация исполнения судебных актов (далее — исполнительный документ), предусматривающих обращение взыскания соответственно на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения.
При этом исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) лицевого счета для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (далее — лицевой счет должника).
В случае нарушения должником — казенным учреждением требований, установленных статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, при поступлении исполнительного документа на исполнение в территориальный орган Федерального казначейства указанный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее — Порядок N 24н), предусмотрено, что в территориальных органах Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) лицевые счета открываются в том числе обособленному подразделению получателя бюджетных средств, указанному в учредительных документах данного получателя бюджетных средств, действующему на основании утвержденного получателем бюджетных средств положения, наделенному имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств, и обязанностью ведения бюджетного учета (далее — обособленное подразделение).
При этом в соответствии с Порядком N 24н данное обособленное подразделение представляет в указанный орган Федерального казначейства в том числе копию положения об обособленном подразделении (далее — положение) и ходатайство создавшего его получателя бюджетных средств (казенного учреждения) об открытии обособленному подразделению лицевых счетов, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) получателя бюджетных средств (казенного учреждения), создавшего обособленное подразделение (далее — ходатайство). Обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые открыты создавшему его получателю бюджетных средств (казенному учреждению).
Учитывая изложенное, орган Федерального казначейства, на основании имеющихся у него копий учредительного документа (устава (положения) казенного учреждения), положения и ходатайства, располагает информацией о наличии либо отсутствии в данном органе лицевых счетов, открытых казенному учреждению и созданным этим казенным учреждением обособленным подразделениям.
В случае нарушения должником — казенным учреждением требований, установленных статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушений осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, открытых в указанном органе данному казенному учреждению и созданным им обособленным подразделениям.
Следует отметить, что в соответствии с Порядком N 24н орган Федерального казначейства осуществляет открытие лицевых счетов структурным подразделениям Федеральной службы судебных приставов. Поскольку данным структурным подразделениям в органах Федерального казначейства открываются лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, которые не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, на указанные лицевые счета не распространяются положения статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ.
Открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства иным структурным подразделениям получателя бюджетных средств Порядком N 24н не предусмотрено.
Внимание!
В письме Казначейства России от 07.02.2014 N 42-7.4-18/9.3-106 указано, что в случаях, когда должником в орган Федерального казначейства в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, представлена заявка на возврат для исполнения требований исполнительного документа, но при этом следственными органами в связи с возбуждением уголовного производства осуществляется выемка в органе Федерального казначейства файлов с заявками на возврат, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах налогового органа, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, не производится.