Особенности применения заявительного порядка возмещения НДС за 2022 и 2023 годы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности применения заявительного порядка возмещения НДС за 2022 и 2023 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Введенной Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (далее — Закон N 318-ФЗ) статьей 176.1 НК РФ установлены особенности порядка применения заявительного порядка возмещения НДС.
Какие могут быть риски
Ускоренный режим возврата НДС не отменяет камеральных проверок налоговой. ФНС всё равно будет сверять расчёты и может запросить данные у компании и контрагентов. Просто сделает это уже после возврата НДС.
Если камеральная проверка не покажет нарушений, то в течение семи дней налоговая письменно сообщит предпринимателю об окончании проверки.
Если проверка покажет, что предприниматель возместил НДС больше, чем положено, то по результатам проверки составят акт: это налоговое правонарушение. Решение о возмещении НДС отменят полностью или частично, и налоговая потребует деньги назад. Вернуть придётся с процентами: за каждый день незаконного использования бюджетных денег начислят проценты в размере двукратной ставки рефинансирования Центробанка. С 4 мая 2022 года это 14%. Вернуть деньги нужно в течение пяти дней с даты, когда получено требование.
- В 2022 и 2023 годах все ИП и компании могут возмещать НДС в ускоренном порядке. Раньше для этого требовалась банковская гарантия или поручительство, а процесс занимал три месяца. Теперь на это уйдёт не больше 11 дней.
- Ускоренный режим возмещения НДС — то же самое, что и заявительный порядок. Чтобы вернуть уплаченный налог, не нужно ждать завершения камеральной проверки налоговой.
- Не могут вернуть НДС в ускоренном режиме только те ИП и компании, которые находятся в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.
- Чтобы вернуть НДС в ускоренном режиме, нужно сдать декларацию по НДС и написать в налоговую заявление на возмещение. Если сумма, которую вы планируете вернуть, больше суммы налогов и взносов за прошлый год, то для подачи заявления понадобится также банковская гарантия или поручительство.
- Налоговая проверит документы и в течение пяти дней примет решение о возмещении или об отказе. Если решит возместить, деньги придут в течение шести дней.
- Ускоренный режим возврата НДС не отменяет камеральных проверок налоговой. Просто проверка пройдёт уже после возврата денег. О результатах проверки сообщают письменно.
- Если проверка покажет, что предприниматель вернул больше НДС, чем положено, то решение о возмещении отменят. Деньги придётся вернуть полностью или частично. Если не хотите рисковать, можно воспользоваться стандартным порядком возмещения НДС и вернуть налог после камеральной проверки.
Комментарии к ст. 176.1 НК РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается:
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Ни статья 176 НК РФ, ни какие-либо иные нормы НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ) не предусматривают заявительный порядок возмещения НДС.
Законом N 318-ФЗ в статью 176 НК РФ введен пункт 12, согласно которому в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 НК РФ, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.
Законом N 318-ФЗ вводится новая статья 176.1 НК РФ, посвященная правовому регулированию заявительного порядка возмещения налога.
Данная статья применяется к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года.
Введение статьи 176.1 НК РФ, а вместе с ней и заявительного порядка возмещения НДС направлено на устранение основной проблемы процедуры возмещения НДС — длительного срока рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение, и прилагаемых к ней документов.
Согласно ранее действующим правилам с момента подачи налоговой декларации и до момента вынесения решения о возмещении может пройти более четырех месяцев. В течение этого срока налоговый орган проводит камеральную проверку, а руководитель налогового органа рассматривает результаты этой проверки и выносит свое решение.
Столь продолжительные сроки возмещения налога являются реальным тормозом развития экономической активности налогоплательщиков, а в условиях экономического кризиса длительная процедура возмещения налога может стать причиной банкротства компаний.
Новый заявительный порядок возмещения налога основывается на следующих принципах:
— заявительный порядок возмещения НДС должен применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам.
Согласно пункту 2 статьи 176.1 НК РФ право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:
1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;
2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.
Из анализа приведенных положений статьи 176.1 НК РФ следует, что заявительный порядок возмещения НДС может применяться во всех случаях возмещения налога, а не только в случаях возмещения налога экспортерам.
Поскольку в подпункте 2 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ (в редакции Закона N 318-ФЗ), в отличие от подпункта 1 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ, не указано, что право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют только налогоплательщики-организации, можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога, если они предоставили вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, уплачивающий НДС, в связи со вступлением в силу Закона N 318-ФЗ применительно к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2010 года, воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС в порядке, предусмотренном статьей 176.1 НК РФ (в редакции Закона N 318-ФЗ);
— заявительный порядок возмещения — это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий определенным критериям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.
Учитывая приведенные положения статьи 176.1 НК РФ, заявительный порядок возмещения — это право, которым может (но не обязан) воспользоваться налогоплательщик, отвечающий указанным в данной статье требованиям;
— заявительный порядок возмещения должен применяться наряду с действующим сегодня порядком возмещения.
Как указано в пункте 8 статьи 176.1 НК РФ, в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 статьи 176.1 НК РФ, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
Банковские гарантии, выданные представительствам и филиалам
В Письме от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, которое ФНС России довело до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Письмом от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@, Центральный банк РФ сообщил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как выданные самими банками.
Вместе с тем ЦБ РФ обратил внимание на необходимость учитывать круг полномочий лица, подписывающего от имени банка банковскую гарантию.
Поскольку согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица и руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, при проверке гарантии необходимо учитывать, что в учредительных документах должен быть указан филиал банка, выдавший гарантию.
Не следует путать филиал с обособленным подразделением, поскольку термин «обособленное подразделение» используется только для целей постановки на налоговый учет.
Филиал обычно действует на основании положения, где указываются виды сделки, которые он вправе заключать.
Кто вправе рассчитывать на возмещение НДС по заявлению
Право на заявительный порядок возмещения НДС фирма имеет, если она:
функционирует свыше 3-х лет и за последние 3 года перечислила налогов в совокупности на 2 млрд. руб. и более (НДС, НДПИ, налог на прибыль, акцизы). При этом из общей величины налогов вычитают возмещенный НДС;
представила действующую банковскую гарантию;
является резидентом территории ОЭР или свободного порта Владивосток (с гарантией от управляющей компании);
представила поручительство от фирмы, созданной более 3-х лет назад и уплатившей за последние 3 года налогов в объеме от 2 млрд. руб.
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Поручитель не должен находиться в процедуре банкротства, ликвидации/ реорганизации или иметь задолженность перед бюджетом. Сумма по поручительству не может быть более половины стоимости чистых активов фирмы-поручителя.
Поговорим о роли банковской гарантии НДС к возмещению в заявительном порядке.
Проблемы с возвратом процентов, начисленных на излишне полученные суммы НДС в заявительном порядке
Прежде чем затронуть эту проблему, напомним: если налогоплательщику было отказано в возмещении НДС, он обязан вернуть суммы, излишне полученные в заявительном порядке. На них начисляются проценты исходя из ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Решение налогового органа об отказе в возмещении НДС, принятое по результатам камеральной проверки, может быть отменено вышестоящим налоговым органом. В этом случае суммы налога возвращаются налогоплательщику как излишне взысканные (ст. 79 НК РФ). Однако в Налоговом кодексе нет норм, исходя из которых можно было бы сделать однозначный вывод, распространяется ли это правило на проценты, начисленные в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ. Практики по данному вопросу пока нет, однако уже появились официальные разъяснения. Впрочем, позиция Минфина России видится небесспорной.
Финансовое ведомство в письме от 27.09.2011 № 03-07-08/281 отметило, что налоговое и бюджетное законодательство РФ не устанавливает порядок возврата указанных процентов. Это действительно так. Но совсем не означает, что налогоплательщик не может вернуть эти средства.
Дело в том, что начисление процентов, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 НК РФ, обусловлено фактом использования налогоплательщиком бюджетных средств. Поскольку решение об отказе в возмещении суммы налога было отменено, указанный факт использования налогоплательщиком бюджетных средств отсутствовал, а значит, проценты были начислены без законных оснований.
Кроме того, в случае отмены решения об отказе в возмещении НДС, принятого по результатам камеральной проверки, неправомерно и вынесенное на его основании требование о возврате суммы возмещения и процентов.
Вместе с тем следует отметить, что возвращать проценты налогоплательщику придется, скорее всего, в судебном порядке.
Заявительный порядок и досудебное обжалование
Отдельный порядок досудебного обжалования для решений инспекции, принятых по заявительному порядку возмещения НДС, Налоговым кодексом не предусмотрен. Нередко отказ в возмещении налога обжалуется напрямую в суд, минуя налоговый орган, однако налогоплательщикам следует быть готовыми к тому, что суд такой иск не примет именно из-за игнорирования процедуры досудебного обжалования.
Президиум ВАС РФ уже создал прецедент, рассмотрев именно такой спор (постановление от 24.05.2011 № 18421/10 по делу № А64-1616/2010). Суть конфликта заключалась в следующем. По итогам камеральной проверки уточненной декларации по НДС инспекция приняла три решения: о частичном отказе в возмещении заявленного НДС из бюджета, о возмещении оставшейся суммы и об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. Организация не согласилась с решением инспекции о частичном отказе в возмещении НДС и обратилась в суд. Но суд не стал рассматривать это заявление, так как компания предварительно не обжаловала решение инспекции в вышестоящем налоговом органе.
Организация обратилась в арбитражный апелляционный суд, который принял ее сторону. По мнению суда, обязательный досудебный порядок обжалования решения об отказе в возмещении НДС налоговым законодательством не введен. Порядок возмещения налога установлен ст. 176 НК РФ, и про досудебное рассмотрение дела в данной норме ничего не сказано.
Налоговый орган в свою очередь обжаловал решение апелляции в вышестоящем суде. ФАС Центрального округа отменил решение апелляционной инстанции. Тогда налогоплательщик обратился за защитой своих прав в Президиум ВАС РФ.
Президиум ВАС РФ поддержал суд первой инстанции и кассацию, придя к выводу, что решение о частичном отказе в возмещении НДС должно быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе. Суд напомнил, что согласно п. 1 ст. 176 НК РФ инспекция проводит камеральную проверку декларации, в которой НДС заявлен к возмещению. В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Затем акт и другие материалы проверки, а также возражения налогоплательщика рассматривает руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции. На основании этих документов принимается решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности (ст. 101 НК РФ). Одновременно с этим налоговый орган также принимает одно из следующих решений (п. 3 ст. 176 НК РФ):
- об отказе в возмещении заявленного налога полностью или частично;
- о возмещении НДС в полном объеме или частично.
Как указал Президиум ВАС РФ, п. 5 ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. Поскольку решение об отказе (полностью или частично) в возмещении НДС основано на установленных в ходе проверки обстоятельствах, обжаловать его в суде можно только после того, как жалобу налогоплательщика рассмотрит вышестоящий налоговый орган.
Следует отметить, что суды и ранее приходили к аналогичным выводам (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2011 по делу № А53-8534/2010, ФАС Центрального округа от 18.02.2011 по делу № А54-1771/2010). Однако некоторые суды занимали противоположную позицию, согласно которой к решениям об отказе в возмещении НДС обязательная досудебная процедура урегулирования спора не применяется (постановления ФАС Московского округа от 14.02.2011 № КА-А40/125-11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2011 по делу № А33-8736/2010).
Однако после появления упомянутого постановления Президиума ВАС РФ арбитражные суды при рассмотрении аналогичных дел должны руководствоваться его толкованием при рассмотрении правовых норм по аналогичному вопросу (см., например, определение ВАС РФ от 04.08.2011 по делу № ВАС-9678/11 по делу № А33-8736/2010).
Срок действия гарантии
Из всех перечисленных требований остановимся на одном — сроке банковской гарантии, поскольку именно этот пункт вызывает ряд вопросов, связанных с нечеткостью формулировки.
Не понятно, чем руководствовались законодатели, устанавливая минимальный срок действия гарантии, равный восьми месяцам. Ведь срок камеральной проверки составляет всего три месяца, по истечении которых инспекции все равно предстоит принять решение, возмещать налог из бюджета или нет. Возможно, это объясняется тем, что гарантия должна действовать и в период обжалования решения инспекции об отказе в возмещении. Тогда почему именно в этот период временикомпания должна нести дополнительные расходы по банковской гарантии, особенно если ей удастся доказать правомерность вычетов по НДС?
Кроме этого, остается вопрос: как правильно указать срок в тексте самой банковской гарантии? Формулировка«банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению», — недопустима и не вызывает возникновения гарантийного обязательства. По общему правилу банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи. Согласно статье 190 ГК, установленный сделкой срок, определяется календарной датой или истечением периода времени по годам, месяцам, неделям, дням или часам. Он может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Конечно, компании обязаны представить декларацию по НДС, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самой фирмы. То есть вполне допустима ситуация, при которой срок окончания действия гарантии невозможно будет установить. А это является несоответствием требованиям.
Отказ контролеров возместить НДС в заявительном порядке не означает, что нельзя обратиться за возвратом в общем порядке.
Еще одной проблемой, связанной со сроком гарантии, можно назвать его продление. Если компания подает уточненную декларацию по НДС и вместе с ней дополнительное соглашение с банком о продлении срока ранее представленной гарантии, инспектор наверняка откажет в заявительном порядке возмещения НДС. Обычно это решение мотивируется тем, что в условия предоставления банковской гарантии нельзя вносить изменения. Однако данная позиция не бесспорна ив суде подобный спор был решен в пользу фирмы. Арбитры обосновали свое решение следующим образом: поскольку банковская гарантия является односторонней сделкой, банк-гарант вправе увеличить свои обязательства по такой сделке, в том числе путем заключения дополнительного соглашения, которое было оформлено банком по договоренности с организацией-принципалом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2011 г. № А19-4801/2011).
Банковская гарантия в ГК РФ
Согласно ст. 368 ГК РФ банковская гарантия — это способ обеспечения исполнения обязательств, при котором банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдают по просьбе должника (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору (бенефициару) денежную сумму при предъявлении им требования о ее уплате.
Таким образом, в отношения, связанные с оформлением банковской гарантии, вовлечены как минимум три лица: принципал; бенефициар и гарант.
Гарантом по банковской гарантии может выступать только специальный субъект, отвечающий требованиям законодательства, а именно банк, иное кредитное учреждение или страховая организация.
Принципал — это должник по основному обязательству, по просьбе которого гарант выдает банковскую гарантию. Принципалом может быть любое лицо.
Бенефициар — это кредитор предпринимателя по основному обязательству, в пользу которого гарант выдает банковскую гарантию. При этом бенефициар является кредитором как по банковской гарантии, так и по основному обязательству. В роли бенефициара может выступать любое физическое или юридическое лицо, включая органы государственной власти, а также налоговые и таможенные органы.
Иными словами, основной целью предоставления банковской гарантии является обеспечение надлежащего выполнения принципалом своих обязательств перед бенефициаром (часть 1 ст. 369 ГК РФ).
При этом в соответствии с часть 2 ст. 369 ГК РФ выдача банковской гарантии является платной услугой банка-гаранта, поэтому за ее выдачу взимается вознаграждение. Как правило, размер такого вознаграждения составляет 1 — 10% от суммы обеспечения. Оно может уплачиваться в виде фиксированного платежа или в процентах от суммы гарантии единовременно или частями в зависимости от срока действия гарантии.
Таким образом, банковская гарантия — это банковская услуга. Соответственно расходы на выплату вознаграждения банку за выдачу банковской гарантии — это оплата банковских услуг.
Заявительный порядок возмещения НДС: банковская гарантия
Процедура ускоренного возмещения НДС по банковской гарантии выглядит так:
- Предприятие подготавливает подтверждающие правомерность возврата НДС документы (как и в общем порядке) и представляет декларацию по НДС;
- В течение последующих 5-ти дней оформляет:
— банковскую гарантию;
— заявление о реализации заявительного порядка на возврат НДС в произвольной форме (с обязательным указанием реквизитов счета, на который будет сделан возврат);
- На протяжении последующих пяти дней ИФНС рассматривает заявление и выносит решение о возмещении налога или отказе. Решение сообщается компании также в течение 5-ти дней. Отказ налоговиков должен быть аргументирован – в решение указывают, какой пункт НК РФ нарушен предприятием;
- При вынесении положительного решения ИФНС отправляет поручение в казначейство, откуда деньги перечисляются на банковский счет компании.
В общей сложности процедура возврата НДС по заявлению занимает 11 рабочих дней с момента его подачи. Если по истечении этого срока деньги на счет не поступят, то неперечисленная сумма начинает индексироваться по действующей ставке рефинансирования ЦБ.
С введением заявительного порядка возмещения НДС налоговые органы стали принимать банковские гарантии, согласно которым банк обязуется уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения НДС, если решение о возмещении суммы налога отменено полностью или частично (гарантии возврата НДС)
29.09.2010
В чем состоят особенности правового режима данной гарантии?
Основное обязательство, обеспечиваемое гарантией
Налоговые органы, равно как и иные государственные структуры, зачастую принимают банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств налогоплательщика, возникающих в силу закона1.
С введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (далее — Федеральный закон № 318-ФЗ) спектр принимаемых налоговыми органами банковских гарантий расширился.
Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Правом на применение заявительного порядка возмещения налога обладают далеко не все налогоплательщики, а лишь те, которые отвечают следующим признакам:
1) это налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента), составляет не менее 10 млрд руб. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;
2) это налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (гарантию возврата НДС).
Примечательно, что подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, в отличие от подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, называет «налогоплательщика», а не «налогоплательщика-организацию». Возникает вопрос — обладает ли индивидуальный предприниматель правом на применение заявительного порядка возмещения НДС? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить положительно, поскольку:
— подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ прямо не ограничивает перечень налогоплательщиков исключительно организациями;
— индивидуальные предприниматели в силу п. 1 ст. 143 НК РФ также являются налогоплательщиками НДС;
— типовая форма требования налогового органа к банку-гаранту об уплате денежной суммы по банковской гарантии2 напрямую называет индивидуального предпринимателя наравне с налогоплательщиком-организацией в качестве предполагаемого принципала по такой банковской гарантии.
Рассматривая вопрос об участниках правоотношения по банковской гарантии, необходимо также уточнить правомерность принятия налоговыми органами банковских гарантий, выданных филиалами кредитных организаций. Позиция Банка России по данному вопросу нашла отражение в соответствующем письме от 01.06.2010 № 04-15-7/2630. Принимая во внимание, что филиал не является юридическим лицом, а также учитывая требования ст. 55 ГК РФ, ст. 1, 5 и 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Банк России разъяснил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. Дополнительно была подчеркнута необходимость учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка.
Реализация вышеупомянутого права на применение заявительного порядка возмещения налога осуществляется налогоплательщиком посредством подачи в срок не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации в налоговый орган соответствующего заявления. В нем, в частности, указываются:
— реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемых сумм НДС;
— обязательство налогоплательщика вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.
В течение пяти дней со дня подачи заявления налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком установленных налоговым законодательством требований, а также наличие у него недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принимает решение о возмещении суммы налога либо решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
В случае образования у налогоплательщика недоимки по налогу, иным платежам либо задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговый орган самостоятельно осуществляет зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения. В течение пяти дней со дня получения указанного поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 10 ст. 176.1 НК РФ).
В случае, если «по результатам камеральной проверки декларации возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о зачете (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязан вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке (налог и проценты за просрочку возмещения (если они были перечислены)), а также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Что такое банковская гарантия на возврат НДС
Гарантия банка на возмещение налога – это документ, подтверждающий его обязательства по выполнению фирмой оговоренных условий. Т.е. банк-гарант обязуется возместить убытки, если по итогам проверки декларации обнаружится, что право на возврат НДС у компании отсутствует, а возмещенную сумму по требованию ИФНС она не возвратила.
Ключевые положения, раскрывающие термин «банковская гарантия», зафиксированы в ст. 74.1 НК РФ. Ее вправе выдать банк, означенный в периодически обновляющемся перечне, утвержденном Минфином, и отвечающий критериям ст. 74.1 НК РФ. Банк должен быть лицензирован ЦБ РФ, не иметь требований ЦБ о финансовом оздоровлении и соблюдать все нормативы закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центробанке РФ» последние полгода. Кроме того размер собственных активов банка должен составлять 1 млрд. руб. и более, а период его работы на рынке – не менее 5-ти лет.
Банковская гарантия (НДС) не может быть отозвана или передана другой компании, а минимальный срок ее действия – 10 месяцев с момента представления декларации по НДС с суммой налога к возврату.
Банковская гарантия под возмещение НДС: теория
В соответствии с действующим налоговым законодательством компании, закупающие продукцию у поставщиков, выплачивают НДС (налог на добавленную стоимость) с суммы закупки. В том случае, если эта же фирма реализует товарную продукцию или услуги, она платит НДС со стоимости товара или услуг. Разница между оплаченным НДС с закупок и от реализации подлежит возврату организации из бюджета.
Процедура возврата НДС предполагает:
- подготовку и сдачу декларации с заявлением о возврате НДС;
- проведение камеральной проверки налоговыми органами;
- вынесение по итогам проверки решения о возврате налога либо об отказе в возврате.
Получить причитающиеся денежные средства от возврата налога возможно и до окончания камеральной проверки. Для этого предприятию необходимо получить банковскую гарантию на возврат НДС. В соответствии с действующим законодательством гарантия банка на возврат НДС выглядит как документация, подтверждающая обязательства банковской организации по исполнению налоговых обязательств.
Основные положения, касающиеся понятия банковской гарантии, закреплены в ст. 74.1 НК РФ. Заявительному порядку возмещения НДС посвящена ст. 176.1 НК РФ. Кроме того, процедуру применения рассматриваемой гарантии от банковской организации разъясняют отраслевые письма профильных министерств и ведомств.
Налоговый учет банковских гарантий
Кредитная, финансовая, любая другая компания, выступающая гарантом, при передаче документов по гарантии не предъявляет НДС. Банковская гарантия исключена из перечня услуг, облагаемых данным видом налога.
Учет БГ может различаться и зависит от целей ее получения и типа компании, предоставляющей услугу – страховая или банковская фирма. В особых случаях в налоговом учете можно предусмотреть допустимость отразить гарантию, полученную у банка как затрату на банковские услуги, относящиеся к иным расходам по продаже или производству. Независимо от отчетного периода фактически сделанных выплат, учитывать такие операции необходимо в периоде отчетности, к которому они относятся.
Гарантия, выдаваемая на закупку МПС (материалов и производственного сырья) считается по сумме затрат относительно закупки материалов без НДС, т.е. по реальной себестоимости. Вознаграждение, уплаченное банку, в таких ситуациях, относят к графе приобретенных компанией по реальной себестоимости МПС.
Если же поставщик добросовестно исполняет свою часть контрактных договоренностей, а покупатель не может выкупить товар из-за банального отсутствия средств, БГ, полученная контрагентом в такой ситуации позволяет получить перенос срока платежа, не останавливая привычного хода производственных процессов.
Преимущества банковской гарантии на возврат НДС
Заявительный механизм возврата налога отличается от обычного. Этим понятиям посвящены статьи НК РФ (176.1 и 176). В заявительном порядке происходит возмещение налога до окончания камеральной проверки декларации. Эта проверка осуществляется в трехмесячный срок со дня предоставления декларации организацией. Условием, в котором может происходить заявительный порядок, выступает предоставление организацией декларации совместно с банковской гарантией, причем безотзывной. В этой ситуации банк является гарантом того, что произойдет уплата в казну за компанию суммы налога, полученной организацией в качестве излишка. Еще одним условием заявительного порядка является то, что если при проверке у организации найдут недочеты в декларации, банковская гарантия возврат НДС будет отменена полностью или в части.
Данный вид банковской гарантии имеет одно неоспоримое преимущество — с помощью гарантии на возврат НДС предприниматели имеют возможность возместить НДС в определенных, законом и Налоговым кодексом РФ, случаях.