Административный процесс: понятие, виды
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный процесс: понятие, виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос о правовых процедурах осуществления административно-публичной деятельности в последние годы приобрел в науке административного права особую актуальность. Это связано прежде всего с тем, что в условиях построения в России правовой государственности возникла необходимость установления четкого порядка осуществления административными органами административно-публичной деятельности, который позволил бы обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод физических лиц и организаций.
Структура административно-регулятивного процесса
В литературе по административному праву в рамках административного процесса обычно выделяют следующие виды производств, связанных с осуществлением административными органами внешней административно-регулятивной деятельности: регистрационное, лицензионно-разрешительное, поощрительное, производство по обращениям граждан и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления. Следует заметить, что большинство ученых-административистов не дают исчерпывающего перечня административно-регулятивных производств.
В соответствии с предложенными нами в предыдущем параграфе Понятие, основные черты и виды административного процесса критериями определения видов административных производств в структуре административно-регулятивной деятельности можно выделить следующие их виды.
Правопредоставительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям на основании их обращений субъективных прав или правового статуса. Это, в частности, производство по: делам о гражданстве; назначению пенсий и пособий; предоставлению права пользования земельными участками; предоставлению статуса беженца или вынужденного переселенца; предоставлению налоговых и иных льгот.
Лицензионно-разрешительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям права на осуществление отдельных, указанных в законе, видов деятельности или на совершение отдельных юридически значимых действий посредством выдачи этим лицам специальных разрешений (лицензий). Это может быть, например, производство по выдаче: лицензий на осуществление образовательной деятельности; лицензий на осуществление деятельности по перевозке автомобильным транспортом пассажиров; разрешений на перевозку автомобильным транспортом крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов; разрешений на строительство и реконструкцию зданий и сооружений и т.п.
Регистрационное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с государственной регистрацией каких-либо объектов, физических и юридических лиц, принадлежащих им прав или имеющегося у них правового статуса, совершаемых ими действий. В качестве примера можно назвать производство по государственной регистрации: юридических лиц; прав на недвижимое имущество и сделок с ним; автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Удостоверительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с официальным удостоверением (подтверждением) от имени государства субъективных прав, правового статуса или соответствия деятельности (действий) физического лица или организации установленным законодательством требованиям, иных юридических фактов. В частности, сюда можно отнести производство: по установлению степени утраты гражданином профессиональной трудоспособности; по аккредитации высших учебных заведений, иных юридических и физических лиц; сертификационное.
Экзаменационное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам определенных субъективных прав или правового статуса посредством приня-тия у них специальных экзаменов или путем проведения иных испытаний этих лиц. В качестве примера можно назвать производство по: принятию у физических лиц квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами; принятию вступительных и выпускных квалификационных экзаменов в высших учебных заведениях; защите диссертаций; принятию квалификационных экзаменов на право получения определенных видов лицензий и т.п.
Конкурсное производство — это урегулированная административно-процессуальным нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям определенных субъективных прав или правового статуса посредством проведения и определения результатов специальных конкурсов. Сюда относится, в частности, конкурсное производство по: замещению вакантных должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; замещению должностей государственных служащих; приобретению права на получение лицензий; приобретению права на заключение государственных кон-трактов и т.п.
Поощрительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с поощрением (стимулированием) физических лиц и организаций от имени Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Это, например, производство по: награждению государственными наградами; присуждению государственных (муниципальных) премий; награждению почетными грамотами, дипломами и т.п.
Производство по возложению на физических и юридических лиц специальных публично-правовых обязанностей — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с возложением на физических лиц или на организации специальных публично-правовых обязанностей. Сюда можно отнести производство по: призыву граждан РФ; налоговому декларированию; таможенному декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Особенности административного процесса
Если сравнивать административный процесс и гражданский и уголовный процесс, то для первого свойственно иметь более сложный состав, так как его цель заключается в обслуживании множества видов административных правоотношений и правоотношений, которые имеют отношение к применению норм иных направлений права.
Для административного процесса свойственно быть органически связанным с управленческой работой ряда органов публичной власти, в частности того ее направления, которое называется публичной администрацией.
Исходя из этого, стоит определить ряд следующих групп материальных административно-правовых отношений, осуществление которых связано с появлением административно-процессуальных отношений, а именно:
- ряд административно-правовых отношений, которые относятся к реализации физическими лицами и компаниями, которые не имеют публично-властных полномочий, их прав, обязанностей и законных интересов в области государственного управления;
- ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с процессом правоприменительной работы органов государственного управления, а также ряда исполнительных органов местного самоуправления из-за осуществления полномочий, которые предоставлены им законами и рядом иных нормативно-правовых актов;
- ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с рядом конфликтов граждан и компаний с органами публичной власти, которые обусловлены обжалованием в административном порядке и оспариванием в судебном порядке действий и решений органов, которые упомянуты выше;
- ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с использованием органами публичной власти принудительных мер для того, чтобы обеспечить законность и пресечь правонарушения со стороны юридических и физических лиц.
Исходя из этого, появление данных отношений происходит как результат правомерного поведения субъекта материально-правовых отношений, так и как итог неправомерного действия данных субъектов.
Возникновение необходимости процессуального регулирования связано с тем, что органы государственного управления взаимодействуют в ситуациях совместного решения вопросов, которые связаны с их компетенцией, в частности, во время подготовки проектов законов, ряда других нормативно-правовых актов, образований межведомственных комиссий.
Как и любое другое понятие в праве, процедуры административного характера имеют определенные задачи, на решение которых направлено их воздействие. Так, в первую очередь их воздействие направлено на обеспечение максимальной эффективности деятельности органов, попадающих под категорию публичной власти В число таковых структур также входит и публичная администрация.
Во-вторых, административные процедуры преследуют задачу создания наиболее положительных условий, в которых гражданам будет удобно участвовать в публичных отношениях, а также заниматься их организацией.
Что касается целей таких процедур, то их воздействие, прежде всего, направлено на создание равного правового положения субъектов двух различных характеров: властного и невластного. Кроме этого, данные действия способствуют превращению прав каждого представителя органов публичной администрации в некие обязанности и, кроме этого, предоставлению субъектам невластного характера определенных дополнительных прав.
Данный вид административных процедур предполагает проведение мероприятий контрольного характера, которые осуществляются специально уполномоченными на то органами. Если говорить о правах и обязанностях, что возникают между сторонами в процессе их исполнения, то та сторона, в отношении которой проводятся все контрольные действия, должна быть заранее уведомлена о предстоящих событиях. Кроме этого, уведомление должно осуществиться в установленном законом порядке. Данная сторона имеет право присутствовать при процессе осуществления контрольных мероприятий, ознакамливаться со всеми составленными по ходу дела документами. Что касается обязанностей, то в их число входит невмешательство в процесс проведения работы контролирующими органами, а также максимально возможное способствование обеспечению доступа к необходимым материалам.
К данному перечню административных процедур также относятся и аукционные. Что касается данного вида действий, то стороны, которые принимают в них участие, имеют одну общую обязанность — соблюдать все требования, которые предписаны для участников самого процесса. Что касается прав, которыми обладают участники, то их спектр более широк. В частности, в их число входит право на своевременное информирование относительно сроков порядков проведения конкурсов. Кроме этого, они могут присутствовать при вынесении решения, а также знать те причины, по которым был сделан именно такой выбор. Перед началом и в течение самого процесса производства данного типа процедуры стороны могут ознакамливаться с основными этапами проведения конкурса, а также со всеми особенностями, связанными с ходом всей процедуры.
Понятие и виды административных процедур
Вопрос о понятии «административных процедур» приобрел значение в ходе дискуссии о понятии, сущности и составных частях административного процесса. Следовательно, понятие и признаки административных процедур можно выяснить только при исследовании их соотношения с понятием и признаками административного процесса.
На данный момент, сложилось 3 основных подхода к понятию административных процедур. Совершенно верно их классифицирует В.Ю. Синюгин, отмечая следующее 47:
Сторонники первого подхода приходят к выводу, что понятие «процесс» охватывает собой и понятие «процедура». Так, например, А.Г. Пауль определяет юридическую процедуру как «такую структурную часть процесса, которая представляет собой совокупность процессуально-правовых отношений, выделяемых в рамках какого-либо определенного корреспондирующего производства» 48.
Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.
Общие черты административно-нормотворческого процесса:
• является составным элементом (частью) административного процесса;
• ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
• осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
• реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
• результатом является подзаконный нормативный правовой акт.
Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.
Общие черты административно-юрисдикционного процесса:
• является составным элементом (частью) административного процесса;
• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
• выступает средством реализации охранительной функции административного права;
• характеризуется множественностью субъектов осуществления;
• состоит из определенных административных производств;
• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.
Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.
Опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля
102. Основанием для опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего или свидетеля является наличие у них информации об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении 1:
1 Статья 26.1 Кодекса, пункт 3 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
- о наличии события административного правонарушения;
- о лице, совершившем противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- о виновности лица в совершении административного правонарушения;
- об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, и обстоятельствах, отягчающих административную ответственность;
- о характере и размере ущерба, причиненного административным правонарушением;
- об обстоятельствах, исключающих производство по делу об административном правонарушении;
- об иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела;
- о причинах и условиях совершения административного правонарушения.
103. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетеля представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетеля отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
104. Перед опросом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля сотрудник разъясняет предусмотренное статьей 51 Конституции Российской Федерации право лица не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков), а также их права и обязанности, предусмотренные Кодексом. Кроме этого, свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в соответствии со статьей 17.9 Кодекса.
105. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший вправе давать объяснения. При их отказе от дачи объяснений в протоколе об административном правонарушении или в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении делается соответствующая запись.
Что подразумевается под понятием «административная процедура»? Законодатель дает свое четкое толкование, которое определяет, что под термином подразумевается порядок осуществления полномочий императивного характера, установленный некоторыми правилами, прописанными в нормативных актах. Их действия всегда направлены на разрешение хода конкретного административного дела, а в некоторых случаях — на выполнение функций административного характера.
Поэтому, если это понятие административной процедуры выразить несколько другими словами, то оно должно означать установленные алгоритмы определенного типа действий, которые подлежат исполнению государственной администрацией для реализации решения по каждому делу.
Законодательное регулирование в России и в соседних государствах
Все вопросы, связанные с выполнением процедур такого рода, регулируются отдельными нормативными правовыми актами. Что касается закрепления как самой концепции, так и ее характеристик на национальном уровне, это происходит в Законе «Об административных процедурах», а также в одноименном декрете No. 200.
Кроме того, порядок проведения этих действий прописан в различных положениях для специализированных органов.
Что касается регулирования действий этого типа в других странах, то оно также осуществляется на основании нормативных документов. Так, например, административные процедуры в Республике Беларусь (Республика Беларусь) осуществляются на основании положений, установленных законом, название которого полностью совпадает с российским. Если говорить об Украине, то законодательная база этого государства предусматривает целый ряд актов, которые предусматривают его реализацию в различных сферах деятельности государственных органов.
Процедура проведения административного расследования
Решение о возбуждении дела о правонарушении и необходимости процессуальных действий по изысканию дополнительных сведений и материалов принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения правонарушения.
В определении о возбуждении дела о правонарушении и сбора сведений, указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела, данные, указывающие на наличие события правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за противоправное деяние.
При вынесении определения о возбуждении дела о правонарушении и проведении расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении. Копия указанного определения о возбуждении дела о правонарушении, сбора и получения дополнительных сведений в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Руководящие идеи производства по делам об административных правонарушениях именуются принципами. Это:
- Законность. Производство по делам об административных правонарушениях требует совершения процедур в полном соответствии с положениями нормативных актов, что обеспечит надлежащий правовой результат.
- Принцип госязыка. Производство по делам об административных правонарушениях должно вестись на русском языке, однако лицо, не владеющее им, вправе пользоваться услугами переводчика.
- Лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечивается право на защиту, что предполагает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивания своих интересов.
- Открытость производства по делам об административных правонарушениях. Из этого принципа есть и исключения, например угроза разглашения гостайны.
- Дело рассматривается не только объективно, но и всесторонне, своевременно, ведь главное — это установление истины.
Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства
Дела об административных правонарушениях рассматриваются перечисленными в ст. 22.1 КоАП субъектами: органами исполнительной власти, судьями, комиссиями (по делам несовершеннолетних) и иными. Подведомственность дел определяется гл. 23 КоАП, кругом полномочий каждого из субъектов.
Производство по делам об административных правонарушениях на этапе рассмотрения дела включает ряд этапов:
- Субъект, обладающий полномочиями на рассмотрение дел, должен осуществить подготовку к рассмотрению. К примеру, если дело передано для рассмотрения в суд, судья проверяет правильность оформления протокола о правонарушении, выявляет недостатки. При установлении факта неуправомоченности лица, составившего протокол, он возвращается должностному лицу для устранения недостатков.
- Должностное лицо или орган анализируют обстоятельства дела.
- Принимается решение (постановление или определение), которое объявляется по завершении рассмотрения.
Источником доказательств (фактических данных о нарушении) в производстве по делам об административных правонарушениях могут выступать:
- протокол;
- объяснения привлекаемого к ответственности лица;
- документы и вещественные доказательства;
- показания иных участников производства по делам об административных правонарушениях.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством