Духовный рост: что это такое и как проявляется
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Духовный рост: что это такое и как проявляется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из этого названия уже понятно, что нарабатываются духовные либо душевные качества. К ним относятся любовь, сострадание, доброта, милосердие, миролюбие и т.д. Как видите, все эти качества предполагают в большей степени отдачу, нежели приобретение. Духовный рост этим и отличается от личностного развития – в нем больше отдачи, чем получения чего бы то ни было.
Если касаться духовной жизни вообще, то она сама по себе предполагает отречение от многих вещей для того, чтобы настроиться на что-то высшее, Поэтому, когда человек выбирает духовный рост, он становится на путь потерь. Точнее, так может показаться со стороны. Дело в том, что в процессе духовного роста у человека, как «побочный эффект», открываются таланты, развиваются новые качества, но при этом он перестает интересоваться теми благами, которые можно было бы получить за эти новые таланты. Он настроен на путь познания высокой любви, истины, гармонии, Бога. Поэтому размениваться на мелкие «бонусы» уже нет надобности. В результате же духовного роста приобретается, например, такое благо, как любовь. Но любовь сама по себе – это не приобретение, это, в большей степени, отдача.
Вот и получается, что все, что человек получает в процессе духовного роста – любовь, свет, счастье – это все принадлежит не ему одному, это то, чем он постоянно обменивается с миром.
Духовное развитие личности
Человек, сумевший стать личностью, не застрахован от того, чтобы благодаря силе воли и способности «переступать через черту», выбрать путь разрушителя, а не созидателя.
Даже если человек является личностью, сила воли его очень велика, позволяя ему реализовывать масштабные деловые проекты с баснословной прибылью, но его эгоизм задвигает в дальний угол его разум, зачистив территорию для деятельности сильного ума, этот человек пока еще крепко духовно спит
И возможно, он сломает не одну чью-то жизнь, прежде чем закон воздаяния и справедливости постучит в его загрязненное окошко души тяжелейшими испытаниями, подталкивая сильную личность к началу духовного поиска, и не важно — мужчина это или женщина
Постараемся ответить, в чем же заключается духовное развитие личности .
Религиозное воспитание
Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух — Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же — принцип единобожия и следование Божьему слову.
Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей — если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие — наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:
-
совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;
-
посещение мест поклонения;
-
соблюдение поста и священных дней;
-
празднование религиозных праздников.
Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:
-
основы мировых религий;
-
светская этика;
-
православие;
-
иудаизм;
-
ислам;
-
буддизм.
Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.
В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.
Сексуальный духовный целитель
Недавно на неформальной встрече со знакомыми в кафе, я познакомился с девушкой. Как раз мой типаж – стройная блондинка с мягкими чертами лица. Тонкие кисти рук, длинные волосы, обаятельная улыбка. Грудь, попа – все на месте! Нас друг другу представили. Меня – как психолога, ее – как духовного целителя.
При словах «духовный целитель», я заметил, как ее позвоночник чуток потянулся вверх, придав своей хозяйке 5 мм роста. Я улыбнулся этому нюансу. Она подумала, что я улыбнулся ей. Подбородок этой юной и грациозной лани подался вперед, одновременно приподняв ее носик выше линии горизонта. Она присела напротив меня. Подиумная поза для любования была занята и теперь можно было приступать к разговору.
Однако у меня в общении есть трудность. Дело в том, что если женщина в разговоре категорически игнорирует факт того, что она женщина, я расстраиваюсь, и вынужденно начинаю общаться с ней в контексте того образа, который она сама выдвигает на первый план. В данном случае, таким образом было ее «духовное целительство». Мне по большому счету было не интересно, что значит вся эта хрень. Потому что я чувствую, когда передо мной человек опытный, а когда имитатор опыта. Поэтому мне приятней было представлять ее обнаженной по пояс, думать о шелковистости кожи и запахе лоснящихся волос, видеть, как она прогибается в спине…
Но увы…
Она не реагировала на мое отношение к ней, как к женщине. Для женщины – это очень плохо! Это значит, что у нее нарушена связь со своей женственностью. И чтобы она не сильно заигрывалась в духовность, мне пришлось включить психолога и положить ее под свой микроскоп, начав задавать неудобные логичные вопросы. К завершению разговора у «целителя» пересохло в горле, осанка провалилась, руки рефлекторно успокаивали себя, а улыбка была уже не такой обаятельной. Ну, вы знаете, натянутая улыбка не бывает обаятельной…
Духовный рост личности и его разновидность
Во время исследования духовности и ее различных проявлений, удалось обусловить следующею характеристику личности человека, исходя из его текущих взглядов на жизнь и его стремлению к самопознанию:
- Невежественная личность – для представителей этой касты, главными ценностями в их жизни являются материальные блага, а также полное отрицание каких-либо духовных догм. Интеллектуальное развитие находиться в зачатке, при этом не требуя развития.
- Малоразвитая личность – открытий к знаниям жаждущий ум, с полным набором основополагающего базиса ценностей, с акцентом на материальный достаток, при этом присутствуют зачатки эмоциональной реакции на различные жизненные ситуации.
- Развитый человек — полное использования рациональной части ума для изучения и познания окружающего мира. Достаточно развитая интуиция, помогающая определить правильность совершенных поступков и их последствия в дальнейшем.
- Разносторонне развитый человек – интеллект активно развивается, полностью расширяя спектр своей деятельности. Формирование собственных взглядов на личностный рост, а также его аспекты принятие возможных недостатков иных людей, их осознание их возможных различий. Не только финансовые, но прочие земные блага присутствуют в жизни, но они необязательны и их нахождения в жизни весьма нецелесообразное.
- Интегрированность субъекта – активное вырабатывание характера человека, в совокупности с сопереживанием и состраданием к остальным представителям своего вида. Умение реализации важных жизненных уроков, повышение уровня интуитивного различения и полный отказ от материальных благ.
- Осеняющая личность – широко развитый интеллект, которым, однако управляет внутреннее «Я» человека – его душа. На данном этапе происходит полное разделение собственных интересов от интересов общества.
- Человек, который прошёл духовное преображение – полная гармония с собой, ярко выраженная индивидуальность, а помимо всего прочего также интегральный разум. При этом духовный рост личности, практически достиг своего пика, все более совершенствуясь.
- Высоко духовный индивидуалист – человек, который смог частично либо же полностью отвергнуть материальную сторону существования. При всем этом, его духовность находиться на высшей ступени своего развития (полная готовность к жертвенности со своей стороны и отклик на помощь окружающим).
С чего начать свой личностный рост
Труд над собой состоит из последовательного прохождения этапов:
- Найти факторы, делающие вас счастливым. Вести дневник, делать пометки об изменениях своего настроения. Это удержит под контролем чувства, эмоции.
- Подключить тайм-менеджмент. Время – важнейшее понятие в саморазвитии, оно должно быть в избытке. Тайм-менеджмент – это правильная расстановка приоритетов, делегирование полномочий, планирование действий. Если овладеть этим навыком, можно успевать больше.
- Взять ответственность за свою жизнь. Не следует жаловаться, что исполнению планов мешают внешние факторы. Важно понять, что во всём происходящем главная ответственность – ваша. Осознание личной ответственности – путь к развитию, переменам, самосовершенствованию.
- Поставить ближайшие задачи. Сначала важно определить свои слабые и сильные стороны, затем поставить планы для реализации в течение месяца, сформулировать программу.
- Рассмотреть стратегические цели. Если с краткосрочными задачами не возникло проблем, следует расширять временные рамки, проводить глобальные перемены. Неудачи возникают при недостатке мотивации и воли.
Уровни личностного роста
Этот процесс предполагает последовательное прохождение разных уровней. Теория предлагает разные версии уровней, остановимся на предложении российских социологов Д. Невирко и В. Немировского.
- Выживание, где важно сохранять физическую целостность.
- Размножение, включающее воспроизводство и материальное потребление.
- Управление, предполагающее умение отвечать за себя и окружающих.
- Чувства, среди которых доброжелательность, любовь, милосердие.
- Совершенство – стремление к созиданию.
- Мудрость – возникающее со временем, совершенствование духовности, интеллекта.
- Просветление – ощущение внутренней гармонии, счастья, неразрывной связи с духовным началом.
В идеале, каждый человек проходит эти уровни. Кто-то может отстать, кто-то перейти сразу на несколько уровней вверх. Есть вероятность надолго остаться на одном уровне. Это говорит о том, что человек не усвоил урок, либо не готов к новым знаниям.
Психология даёт другое понимание уровней:
- Оральный: младенчество, когда выстраивается система недоверия и доверия.
- Творческий: дошкольный период, где ребёнок не просто подражает, но сам придумывает занятия для себя.
- Латентный: длится с 6 до 11 лет, проявляется в интересе ко всему новому.
- Подростковый: длится с 12 до 18 лет, происходит кардинальная переоценка жизненных ценностей.
- Начальный уровень зрелости: близость с партнёром или одиночество, поиск человека для создания семьи.
- Зрелость: размышления над будущим, финал социализации.
- Зрелый возраст: обнаружение баланса между мудростью, удовлетворённостью пройденным путём, осмыслением своей жизни.
На каждом уровне личностного роста происходит самоидентификация, она не останавливается даже в старости.
Этапы духовного роста
Так как духовный рост подразумевает совершенствование разума, каждая личность находится на определенной стадии духовного роста, хочет она того или нет.
Человеческий разум — это тонкоматериальная структура. Частота вибраций разума лежит в диапазоне от 10 в 36 степени до 10 в 45 степени Герц.
Чем выше частота вибраций, тем выше уровень духовного развития. У святых и просветленных людей разум вибрирует с частотой совершенно ему не характерной. И излучает колебания 10 в 108 степени Герц. Эта волна по другому называется любовь.
Переход из одной стадии в другую всегда является кризисным. Всегда сопровождается перестройкой мировоззрения, ломкой отживших, устаревших взглядов. Преодолеть духовный кризис самостоятельно почти невозможно, необходима помощь учителя, наставника. Давайте в кратце рассмотрим все этапы духовного роста личности.
Важно также осознание внутреннего и внешнего баланса. Даже если мы полностью преданны внутренней жизни, у нас существует тело, в котором мы живем и обязанность поддерживать его лежит на нас. Исключать материальную деятельность, для обычного человека, — очень опрометчиво и недальновидно. У каждого человека есть своё предназначение в обществе, каждый может принести пользу. Занимаясь тем или иным видом деятельности человек может принести пользу не только окружающим, но и самому себе.
Совершенствованием внутреннего мира можно заниматься не выходя из одной комнаты, но не применимая во внешнем мире и деятельности, такая практика становится эфемерной, так как не испытывает подтверждения, не проходит испытаний. Иногда, человек может думать о своей великой и доброй личности, но встретившись с другим человеком начинает проявляться гнев и недовольство. Или если человек пытается бороться с вожделением, просто закрывшись в комнате и максимально ограничивая себя от женщин – то при виде первой женщины, он может начать испытывать очень большую похоть. Истинное развитие внутреннего мира заключается в искреннем искоренении негативных качеств, побуждений и стремлений.
Тот, кто внешне удерживает органы чувств от деятельности, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовется притворщиком.
Бхагавад-Гита. 3.6.
Критерии внутреннего роста будут указывать именно на то, что человек бескорыстно будет искренне продолжать свой внутренний путь, без оглядки на излишнюю активность ума или трудности. В таком случае, все проблемы для человека являются решаемыми.
Что способствует духовному росту?
Что способствует духовному росту? Прежде всего всевозможные кризисы. Кризисы представляют собой испытание для нашего сознания. Мы либо обретаем новые способы реагирования и переосмысливаем свое существование, либо отказываемся менять правила игры.
В первом случае человек выходит на новый уровень своего развития и растёт, во втором — остался на прежнем. Многочисленные примеры говорят о том, что испытания выпадают на нашу долю не просто так. Преодолевая их, мы развиваемся и получаем опыт, способствующий развитию. Если же кризис не преодолен, велик риск в будущем столкнуться с аналогичной ситуаций, словно мироздание пытается преподать урок, который мы не желаем усваивать.
Развитию способствует изучение чужого опыта, например, чтение. Присваивая себе общечеловеческий опыт, человек становится богаче в духовном плане, при этом обычно он «берет» себе именно то, что ему надо на данный момент, к чему он готов.
Человеку в ситуации кризиса будет очень полезна книга «Сказать жизни “Да!”: психолог в концлагере» Виктора Франкла. Он оказался в концлагере, будучи уже известным психотерапевтом, и написал ее после освобождения. Книга стала основой для одного из видов психотерапии — логотерапии, терапии смысла. Франкл разработал теорию, которая помогает людям жить дальше, когда жизнь вокруг кажется бессмысленной.
Чтобы жизнь человека была полноценной, у него должны быть три сформированных ценности, в которых он должен реализовываться:
1. Ценность деятельности. Смысл в работе есть всегда, поступая на работу, мы заключаем моральный договор с самим собой. Например, я пришел сюда для того, чтобы заработать деньги для моей семьи. Смысл может быть простой, и Франкл писал о том, что не надо искать сверхсмыслов в том случае, если это затруднено.
Есть чудесная притча. Президент Кеннеди приехал в НАСА в тот момент, когда там готовились запускать ракету на Луну. Он встретил там уборщика и спросил его: «А вы чем здесь заняты?» «Господин президент, я помогаю запускать ракету на Луну», — ответил он.
Человек хорошо понимал ту конечную цель, которую его маленькое действие получит в мире.
2. Ценность переживания. Самое страшное, когда мы равнодушны. Психзащита, когда хочет закрыть нас от негативных переживаний, не пропускает и позитивные. Необходимо находить хотя бы одну радость в день.
3. Ценность позиции. Когда в вашей жизни крайне критическая ситуация, понимание того, что я проживаю свою единственную неповторимую жизнь один раз, и только сейчас это то, за что можно зацепиться. Мы уникальны, наш опыт никто не повторит. У всех это будет по-разному. Можно говорить только о некоторых тенденциях.
Заключенный в концлагере проходит три стадии.
Попадание. Человек снимает с себя все. Заключенных брили, все вещи отбирали и сжигали. Кроме своего «я» у них не оставалось ничего. Все характеристики, которые мы записали, тоже были отобраны. Франкл обратил внимание, что это было похоже на новое рождение.
Проживание своей жизни в лагере. Нужно было собирать себя заново.
Освобождение. Многие из тех, кто вышел оттуда, годами находились в депрессивном состоянии, потому что мысленно и эмоционально все еще были там. Даже когда самая тяжелая стадия кризиса уже прошла, могут возникать ремиссии, но по амплитуде они будут все меньше и меньше, пока не утихнут.
Подведем итог. Что поможет нам пережить кризис?
1. Развитие неизбежно. Если мы будем духовно развиваться, у нас будут кризисы.
2. Путь героя.
3. У нас есть право выбора, мы можем остановиться. Если при работе со своей осознанностью возникает сильное сопротивление, депрессивное состояние, остановитесь, подождите, но не отрекайтесь от этой идеи. Эго можно обмануть, если делать два шага вперед, один назад до тех пор, пока мы его не победим.
4. Правило «Стоп». Когда вы поняли, что что-то происходит не так, остановитесь и подумайте. Первый шаг для выхода из тяжелого состояния — это понять, что вы в нем находитесь.
5. Осознанность.
6. Треугольник Франкла: позиция, переживание, деятельность.
7. Энергия цели и смысла. Где брать энергию? Конечно же, в целях. Иногда у человека нет сил даже на создание цели. В пиковых их периодах это очень тяжелое переживание. В. В. Козлов писал, что, когда нет цели, подсознательное заполняет все. При первой же возможности нужно ставить себе цель. Помните поговорку: если не можешь идти к цели, то хотя бы ляг по направлению к ней.
8. Якорь счастья. Практика из нейролингвистического программирования, одной из методик практической психологии. Вспомните ситуацию из своей жизни, когда вы были счастливы. Придумайте какой-нибудь атрибут, который мог бы быть связан с этим состоянием. Это может быть вещь, фотография. Мы с одной девушкой придумали колокольчик. Представить себе это состояние и позвонить в колокольчик. Сделать так несколько раз, и звук колокольчика будет отправлять нас туда. Таких якорей можно придумать себе несколько. Это тоже самоанализ, работа со своей осознанностью.
Я считаю, что можно меняться без экстремальных ситуаций, когда человек доходит до нуля и заново поднимается. Для этого нужна осознанность и поддержка себя на высоком уровне самоорганизации в том числе.
Советы для духовного развития от непальских мудрецов
1. Говорите медленно, а думайте быстро.
2. Не судите о людях по их родственникам.
3. Когда вы говорите: «Я тебя люблю», — говорите правду!
4. Когда вы говорите: «Я сожалею», — смотрите человеку в глаза.
5. Никогда не смейтесь над чужими снами и мечтами.
6. Давайте людям больше, чем они ожидают, и делайте это радостно.
7. Всегда держите в голове свое любимое стихотворение.
8. Не верьте всему, что слышите, тратьте все, что имеете, спите, пока не выспитесь.
9. Великая любовь и огромные достижения всегда требуют большого риска.
10. Когда вы проигрываете, постарайтесь извлечь из этого урок, а то и пользу.
11. Уважайте себя, уважайте других, отвечайте за все свои поступки.
12. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.
13. Когда понимаете, что сделали ошибку, постарайтесь не замять ее, а быстро исправить.
14. Каждый день проводите некоторое время в одиночестве.
15. Будьте открыты для обмена, но не выпускайте из рук ваши ценности.
16. Иногда молчание — лучший ответ.
17. Читайте больше книг.
18. Верьте в Бога.
19. В спорах с любимыми обращайтесь к текущей ситуации. Не припоминайте прошлое.
20. Читайте между строк.
21. Делитесь своими знаниями с детьми. На сегодня это единственный известный способ достичь бессмертия.
22. Будьте нежны с землей. Не мусорите.
23. Никогда не перебивайте, когда вам льстят.
24. Не вмешивайтесь в чужие дела, не давайте пустых советов.
25. Не доверяйте тем, кто целуется с вами, не закрывая глаз.
26. Раз в год отправляйтесь туда, где вы не бывали.
27. Если вы заработаете большие деньги, часть из них употребите на помощь другим.
28. Помните, не получить желаемого — это иногда и есть везение.
29. Слушайтесь докторов, но учитесь нарушать некоторые из их запретов.
30. Оценивайте свой успех по тому, чем вам пришлось пожертвовать, чтобы добиться его.
31. Ваше «я» — и есть конечная точка вашего путешествия.
32. Относитесь к любви и приготовлению пищи с безрассудной беспечностью — не любите и не готовьте по чужим рецептам.
Личностный рост — что это
Личностный рост можно назвать постоянным и непрерывным процессом саморазвития, благодаря которому человек прокачивает себя, нарабатывает определенные качества, достигает поставленных целей, а также повышает качество жизни и уровень удовлетворенности ею. Реализация собственного потенциала позволяет заниматься любимым делом и проживать яркую, насыщенную жизнь.
Работая над собой, мы формируем новый мир вокруг. Но весь путь точно не будет простым и безоблачным.
Личностный рост — это своеобразный вызов, проверка на прочность. Преодолеть возникающие трудности можно только благодаря внутреннему стержню и силам.
Именно поэтому саморазвитие требует максимума времени и усердия. И не стоит думать, что, достигнув определенного этапа, можно остановиться. Мир меняется, поэтому, чтобы расти, необходимо постоянно прокачивать себя. Может показаться, что это слишком сложно. Но будьте уверены, ваш труд принесет ощутимые плоды.
Цели в личностном росте
Хоть личностный рост и направлен на проработку внутренних моментов, он обязательно находит отражение во внешнем мире. Одним из самых ярких признаков развития является реализация человеком собственных замыслов. Мобилизация внутренних ресурсов позволяет достигать поставленных целей экологичным путем, без нанесения вреда другим людям.
Однако можно посмотреть и с другой стороны. Процесс личностного роста нельзя представить без постановки соответствующих задач. По сути, желание стать лучше уже является самостоятельным намерением. То есть следование определенной цели обеспечивает развитие человека, и наоборот. Но иногда намеченные планы не требуют проработки личностных качеств. Тогда саморазвитие выступает в качестве базиса, помогающего достичь успеха в этом деле.
К примеру, если человеку необходимо прокачать навык убеждения, ему не требуется проработка каких-либо нравственных качеств. Но на многих тренингах обучение данной способности будет преподноситься как личностный рост. В зависимости от того, что подразумевается под развитием, прокачка этого навыка будет или не будет являться личностным ростом.
Если умение убеждать — одно из условий для формирования цельной и гармоничной личности, развитие должно происходить в соответствии с определенными принципами. В случае, если человек отстаивает собственную точку зрения, прибегая к манипуляциям, запугиваниям и давлению, это не имеет никакого отношения к самосовершенствованию.
Принимай мир таким, какой он есть
Изменить всех вокруг невозможно. Те, кто доставляют наибольшие трудности – оставляем позади. Ты идешь вперед, теперь вам просто не по пути. Не нужно тянуть их с собой за руку.
Остальных людей, в особенности родственников, нужно принять такими, какие они есть. Не стоит пытаться поменять их, спорить, доказывать свою точку зрения. Просто принять. Да, он такой. У него было другое детство, молодость, другая жизнь. Он стал таким, какой есть сейчас.
Все это не означает, что стоит прислушиваться к советам, принимать его точку зрения, поддаваться манипуляциям. Просто найти точку соприкосновения, где у вас не будет конфликта. Найти язык, на котором вы можете договориться. Не менять друг друга, просто существовать вместе.
Учись безусловной любви
Приходилось слышать от кого-то: «За что ты его любишь?». Лучшим ответом на него будет: «Просто так». Любить просто так. Не за хорошие поступки, не за какие-то качества. Любить и принимать. Детей любят просто так? Даже, когда они шалят, даже когда вредничают или совершают глупости. Мамы все равно продолжают их любить.
Так и с другими людьми. Любить без каких-либо условий, без выгоды – это шаг на пути к духовному развитию.
Любить человека за что-то, значит:
- Быть зависимым от его действий и поступков.
- Выставлять требования и условия.
- Ожидать любовь со стороны человека.
- Ждать от него проявления чувств.