29. ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕДИТОРА
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «29. ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕДИТОРА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В общем смысле термин несостоятельность субъектов предпринимательской деятельности трактуется как бедственное финансовое положение компании, ведущее к неспособности исполнять обязательства различного характера. В Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. совершенно четко дается определение банкротства как признанная в судебном порядке неспособность должника удовлетворять требования кредиторов. При этом понятие несостоятельности (банкротства) имеет один юридический смысл, отождествляя друг друга.
Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
Однако практикующие юристы и экономисты не всегда поддерживают этот подход и дифференцируют термины, основываясь на исторически сложившихся доказательствах, а также опираясь на опыт зарубежных стран. В чем же, по мнению ученых, состоит существенная разница? Прежде всего, это характер действий должника (юридического лица или физического). При несостоятельности, в отличие от банкротства, отсутствует уголовная составляемая сложившейся неплатежеспособности. Кроме того, несостоятельность подтверждает неплатежеспособность предприятия, но еще не означает признание его банкротом на официальном уровне – это возможно только по решению суда. И, наконец, временная несостоятельность – это обратимый процесс, который при эффективном управлении может восстановить прибыльную работу фирмы, а вынесение решения о банкротстве обжалованию не подлежит и приводит к ликвидации бизнеса.
Что показывает статистика дел о несостоятельности
Изучение статистических данных о количестве дел о банкротстве (несостоятельности) позволяет сделать вывод, что число поданных исков неуклонно растет, но при этом данный процесс характеризуется цикличностью с периодами в 2 года. Наибольший рост заявлений пришелся на 2010 год, что обусловлено последствиями кризиса 2008-2009 гг., массовым разорением множества предприятий, как мелких, так и крупных, и предпринимателей. Затем в 2011 г. наблюдается снижение, а в 2012 опять всплеск, который сменился более устойчивым экономическим положением в 2013-2016 г., следовательно, меньшим числом исков.
Если говорить о банкротстве физлиц, с момента принятия Закона в октябре 2015 г. наблюдается постепенный рост исков. Тем не менее по оценке экспертов, по сравнению с реальным количеством банкротом в стране число обращений относительно невелико. Подобное объясняется тем, что многие граждане не имеют денег для оплаты судебных услуг, а также опасаются негативных последствий процедуры признания банкрота при обращении за кредитованием, открытии предпринимательства и т.д. Хотя, безусловно, при бедственном финансовом положении официальное объявление банкротом представляет собой наилучший выход расплатиться с имеющимися долгами.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
С пeрeходом Российской Федeрации к рыночной экономике и частной собственности возникла необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшился риск кредиторов, и если уж их потери нeизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Институт банкротства, его значимость состоит в том, что из гражданского оборота убираются неплатежеспособныe субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, данный институт предоставляет возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. Институт несостоятельности (банкротства) относительно является новым для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений.
Тема правовой несостоятельности (банкротства) предоставляется весьма важной в сегодняшних обстоятельствам, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств, предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но и даже «удержаться на плаву». Рыночная экономика и предпринимательская деятельность ни как не имеют все шансы продуктивно работать в этом случае, в случае если организация никак не правомочно угодить условия собственных заимодавцев, гарантировать оперативные неотъемлемые платежи. Возникает необходимость официального признания такого предприятия несостоятельным (банкротом). Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, используемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Объектом исследования выходит институт несостоятельности (банкротства). Предметом исследования является правовые особенности несостоятельности (банкротства).
Цeлью данной работы является – установление определения «банкротство (несостоятельность) индивидуального предпринимателя», его признаков, рассмотрение процедур применяемых в отношении индивидуального предпринимателя – банкрота, а также выявление недостатков, пробелов законодательства о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя, рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблeмы и предложить пути их решения.
В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
– определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);
– рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;
– углубится в основные процедуры несостоятельности банкротства.
1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя.
Банкрoтствo (от итал. bancarotta, буквально — сломанная скамья), в
гражданском праве буржуазных государств отказ физического или юридического
лица (компании, фирмы) платить кредиторам по своим долговым обязательствам по мотивам отсутствия средств.[1]
Банкрoтство индивидуальнoго предпринимателя регулируется ст. 25 ГК РФ и непосредственно Законом о Банкротстве.
Статья 25 ГК РФ пoсвящена несостоятельности (банкротству) индивидуального предпринимателя. В ней предусмотрены условия, порядок и последствия признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Так, п. 1 указанной статьи гласит: «Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения подобного заключения теряет силу егo регистрация в качестве индивидуального предприниматeля.[2] oснованием для признания индивидуального предпринимателя является его неплатежеспособность, причем вынести решение о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя вправе только суд, после чего индивидуальный предприниматель претерпевает такие неблагоприятные последствия как выключение его из гражданского оборота как субъекта предпринимательской деятельности. Необходимо заметить, что в ГК РФ не полностью урегулировано, насколько неплатежеспособен, должен быть индивидуальный предприниматель для признания его банкротом. На эти вопросы дает ответ Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве). Так в соответствии со ст. 2 Закона «Нeсостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежeй»[3], причем эта неплатежеспособность должна длиться в течение определенного срока, для индивидуального предпринимателя по смыслу закона этот срок равняется трем месяцам с момента наступления даты исполнения соответствующих обязательств. Кроме того любопытно положение п. 1 ст. 3 Закона О банкротстве, процитируем его: «Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества». То есть к гражданину применяется также принцип неоплатности, иными словами, определенное фактическое состояние его имущества, стоимость которого составляет сумму меньшую, нежели величина кредиторской задолженности. Относительно гражданина – индивидуального предпринимателя принцип неоплатности не применяется, хотя в ст. 3 Закона об этом прямо не сказано, но из смысла закона и из существа правоотношений индивидуального предпринимателя вытекает, что превышение пассивов над активами вовсе не означает его неспособность удовлетворить требования кредиторов. Кроме того ст. 164 Закона гласит: «Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Подобным способом, первоначальным показателем для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов или уплатить предусмотренные законодательством обязательные платежи в трехмесячный срок. В свойстве второго показателя хоть и с некоторыми ремарками допускается охарактеризовать показатель, хотя и не указанный в качестве такового в статье 3 Закона, но имеющий принципиально важное значение при возбуждении дела о банкротстве. данное условие займодавцев в совокупности, составляющие не менее 100 наименьших объемов оплаты труда. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью. Структура и объем валютных платежей обуславливается на дату обращения с исковым заявлением в арбитражный суд. Следует отметить, что при определении признаков банкротства учитываются не все денежные суммы. Так, из кредиторской задолженности исключаются долги из-за причиненного ущерба состоянию и самочувствию, обязательства по выплате алиментов, заработной плате и другие обязательства предусмотренные Законом о банкротстве. Объявленные условия займодавцев довольствуются за счет принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности.
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство)
Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации служит справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в рамках конкурсного производства.
Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное — по решению самого несостоятельного (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).
В настоящее время в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ [2] под банкротством принято понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полной мере удовлетворить требования кредиторов по финансовым обязательствам или (и) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Итогом банкротства выступает прекращение хозяйственной деятельности в принудительном порядке.
Действие вышеуказанного федерального закона распространяется на физических лиц, ИП без образования юридического лица, на все коммерческие и некоммерческих организации. Исключение составляют казенные предприятия, учреждения, религиозные организации и политические партии.
Общие положения ситуации
Процедура банкротства регулируется несколькими правовыми актами, а не только законом о банкротстве. Часть правовых актов регулирует процедуру для градообразующих, финансовых, страховых, сельскохозяйственных организаций, которые имеют свои особенности функционирования, которые необходимо учитывать.
На территории России делами банкротства занимается федеральная служба России по оздоровлению и банкротству. Она функционирует на правовых основаниях с 2004 года.
Банкротство может быть двух основных видов:
Судебное | При судебном типе банкротства организация вынуждена проходить все пять процедур по признанию несостоятельности, исключая случаи, при которых используется усеченная схема. На любом этапе в этом случае возможно заключение мирового соглашения. |
Внесудебное | Внесудебным считается банкротство в том случае, если должник самостоятельно объявляет о своей несостоятельности без подачи заявления в суд. Процедуры внесудебной санации также относятся к досудебному типу банкротства. |
Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:
- должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
- конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
- уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
- арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:
- временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
- административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
- внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
- конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
- иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.
В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.
Порядок рассмотрения дела
Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде. Обратиться в него с заявлением о признании субъекта деятельности несостоятельным может сам банкрот, кредиторы или уполномоченные органы.
Должник может обратиться с заявлением в судебную инстанцию, если имеются обстоятельства, подтверждающие неспособность субъекта деятельности исполнять денежные обязательства по соглашениям или выплачивать обязательные платежи.
Заинтересованность собственника связывается с тем, что при процедуре несостоятельности у него будет время для восстановления платежеспособности или он сможет погасить все долги перед кредиторами в соответствии с законодательством страны.
Федеральным законом предусматривается ряд случаев, когда обращение должника в суд с заявления является его обязанностью, а не решением:
- Во-первых, запросы одного или нескольких кредиторов не позволяют удовлетворить в полной мере требования остальных кредиторов;
- Во-вторых, орган управления субъекта деятельности принял решение на общем собрании об обращении в судебную инстанцию;
- В-третьих, при взыскании имущества должника, хозяйственная деятельность станет невозможной или осложнится;
- В-четвертых, если при ликвидации юридического лица стало известно, что у него имеются задолженности.
Если все запросы кредиторов не удается удовлетворить в полной мере, то с заявлением в суд необходимо обратиться ликвидационной комиссии. При невыполнении подобной обязанности и члены комиссии, и должник несут субсидиарную ответственность.
Подать заявление в суд могут один или сразу несколько кредиторов. Заявление будет рассматриваться, если сумма задолженности превышает 100.000 руб. Если размер долга будет меньше, то дело о банкротстве не откроется.
При принятии заявления назначается судебное заседание. Во время него осуществляется проверка обоснованности требований:
- Если они оказываются обоснованными, то в судебной форме вводится порядок наблюдения;
- Если требования оказываются необоснованными, то суд отказывает в признании должника банкротом.
В каком случае требования могут считаться необоснованными:
- Размер долга на деле не превышает 100.000 руб.;
- Отсутствуют все признаки, указывающие на несостоятельность субъекта;
- На момент рассмотрения дела в заседании, требования кредиторов были удовлетворены.
Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:
А) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);
Б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);
В) федеральные законы (законы РФ) определяющие:
– состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
– правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);
– регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);
– содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
– иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
Г) подзаконные нормативно-правовые акты:
– указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
– постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
– акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).
2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):
А) акты органов законодательной власти;
Б) акты органов исполнительной власти.
3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).
В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.
Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).
Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.
Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).
Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.
Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов, подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в экономическом обороте. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 50 ГК РФ).
Хозяйственные общества обладают сложной корпоративной структурой, включающей несколько уровней управления (общее собрание акционеров или участников, совет директоров, исполнительные органы).
Более сложные отношения корпоративного управления возникают в рамках вертикально интегрированных объединений предпринимателей (холдинги, характерны принципы субординации, власти и подчинения). Для горизонтальных объединений (ФПГ) характерны принципы координации.
Граждане, без регистрации занимающиеся предпринимательством, – суд может применить к сделкам такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.4 ст. 23 ГК РФ).
Некоммерческие организации, основная цель – ведение некоммерческой деятельности, могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц ограничена целями, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК).
Граждане, непосредственно осуществляющие предпринимательские функции (члены органов управления коммерческих организаций), осуществляют использование экономических ресурсов в целях получения прибыли. Их права и обязанности в рамках предпринимательских отношений также регулируются правом.
К иным субъектам предпринимательства можно также отнести:
1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций;
2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей.
Филиалы осуществляют часть функций или все функции коммерческой организации по месту своего нахождения. Представительства представляют и защищают интересы коммерческой организации за пределами нахождения ее органов управления.
Предпринимательские объединения обеспечивают концентрацию капитала на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового договора (простые товарищества и некоторые ФПГ) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия одного лица в капитале других лиц (холдинги).
К субъектам предпринимательства относят лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании условий функционирования экономики. Ими являются товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, саморегулируемые организации, органы власти и др.
Особого внимания заслуживает вопрос о множественности лиц на стороне должника в делах о банкротстве. Исходя из действующей концепции законодательства о несостоятельности (банкротстве) в Российской Федерации, множественность должников в делах о банкротстве, как правило, не допускается, так как правоотношение несостоятельности представляет собой «единое, охранительное обязательство с активной множественностью лиц, в котором на одной стороне несколько кредиторов, а на другой один должник» .
Смирнов Р.Г. Природа правоотношения несостоятельности (банкротства): Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 53; Дорохина Е.Г. Природа правоотношения несостоятельности (банкротства) // Журнал российского права. 2006. N 5; СПС «КонсультантПлюс».
Однако теоретический анализ института банкротства позволяет предположить допустимость некоторых исключений из общего правила запрета множественности должников (лиц на стороне должника) в делах о банкротстве. Речь идет о множественности лиц на стороне должника при банкротстве домохозяйств, а также о множественности лиц на стороне должника при банкротстве умершего гражданина (наследники умершего гражданина-должника).
Особое внимание следует обратить на вопросы совместного банкротства супругов. Заметим, что в иностранных правопорядках подача совместного заявления супругами допускается, например, в отдельных штатах США.
Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году
16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.
Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.
Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.
Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.
Это:
- пенсионеры,
- инвалиды,
- семьи с детьми,
- беременные женщины.
Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.
С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.
Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.