Тема: Защита авторских и смежных прав(1)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема: Защита авторских и смежных прав(1)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы возникли авторские или смежные с ними права, согласно российским законам, не требуется соблюдать формальности (то есть как-то их регистрировать). Достаточно создать произведение или, соответственно, исполнить его. Защищать права понадобится, если кто-то присвоит их или начнет использовать в своих целях — личных или коммерческих. Можно заранее (до обнародования) обозначить свои права, предъявить досудебную претензию нарушителю и обратиться в суд.
Способы защиты авторских прав
Защитить свои авторские права можно. Законом предусмотрено несколько способов. О них мы и поговорим в нашей статье. Но несмотря на защиту авторства государством, эти права нарушаются на каждом шагу. Соответственно, отстаивать свои интересы придется в суде или с помощью правоохранительных органов.
Авторское право — очень сложная категория дел, и с этим сможет справиться только опытный юрист. Самостоятельно, без знаний и судебной практики, вступать в спор с вором не стоит, так как есть большой риск проиграть дело или получить слишком маленькую сумму компенсации.
Однако найти действительно толкового юриста в области авторского права в наше время нелегко. Поэтому мы и создали сервис R.TIGER, где собрали только профессионалов. Здесь вы можете найти себе правоведа за ту цену, которую считаете приемлемой. А мы, в свою очередь, даем гарантию качественно выполненной работы, так как исполнитель получит деньги только по ее завершении.
Самозащита авторских прав
Одним из способов защиты лицом своих авторских прав является самозащита. Прибегая к указанному способу, необходимо всегда помнить, что самозащита не должна выходить за рамки закона, в ином случае лицо, защищавшее свои права, может стать лицом, нарушившим права другого.
Границы самозащиты не определены законом. Что же можно предпринять лицу при защите своих авторских прав, не прибегая к помощи компетентных органов?
Лицо может подготовить претензию в адрес нарушителя авторских прав и направить ее по почте или вручить под отметку на своем экземпляре. В претензии следует указать свои требования о прекращении нарушения соответствующих авторских прав.
Если нарушитель торгует контрафактной продукцией, тогда можно провести, так сказать, «контрольную закупку» контрафакта у нарушителя со съемкой на видеокамеру. Видеозапись будет одним из доказательств нарушения прав автора.
Чтобы зафиксировать свои права на какой-то объект авторских прав, можно обратиться к нотариусу за удостоверением, чтобы нотариус поставил на документе удостоверительную надпись и печать. В дальнейшем такое удостоверение поможет доказать лицу его авторские права с учетом даты удостоверения.
Соотношение терминов «защита» и «охрана»
Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов «защита» и «охрана» как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: «защита и охрана авторских прав» или «защита и охрана интеллектуальной собственности», используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.
Анализируя положения части 4 ГК РФ, а именно ст. 1225 и ст. 1250 ГК РФ, можно заметить, что законодатель разграничивает понятия правовой охраны и защиты.
Так, согласно ст. 1225 ГК РФ, правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Далее указано, что интеллектуальная собственность охраняется законом.
При этом норма ст. 1250 ГК РФ гласит, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом.
Даже исходя из этих скупых формулировок, очевидно, что понятие охраны включает в себя определённый правовой режим, в то время как под защитой понимаются конкретные предусмотренные законом действия в случае, если такое право нарушено.
По мнению Э. П. Гаврилова и И. А. Близнеца, под охраной права следует понимать установление правового режима, направленного на наиболее благоприятное осуществление авторских прав. В то время, как под защитой следует понимать меры, которые применяются в том случае, когда такое право нарушено или оспорено[1].
Аналогичное толкование даёт А. П. Сергеев, употребляя категории «охрана в широком смысле» и «охрана в узком смысле». По мнению учёного, к охране в широком смысле относятся помимо правовых, в том числе и меры политического, экономического и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. При этом «охраной в узком смысле» по мнению А. П. Сергеева являются предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание прав и на защиту в случае их нарушения и оспаривания. То есть под «охраной в узком смысле» в этом случае предполагается именно защита[2].
И хотя мнение учёных — юристов, пусть и крайне авторитетных не является истиной в последней инстанции, представляется, что в совокупности с положениями действующей редакции ч. 4 ГК РФ, именно такое толкование терминов «охрана» и «защита» наиболее полно отражает действительность.
Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда
- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Защита прав авторов и патентообладателей: сходство и различия
В регулировании защиты авторских прав и прав патентообладателей имеются некоторые отличия:
- В первую очередь они различаются по подсудности. Споры по искам патентообладателей относятся к компетенции Суда по интеллектуальным правам (ч. 4 ст. 34 АПК РФ), в отличие от требований о защите авторских прав(см. выше).
- В связи со спецификой реализации патентных прав (необходимость в государственной регистрации, выдаче патента) дополнительные категории споров связаны с обжалованием действий (бездействия) Роспатента, признанием патента недействительным и др.
- Для защиты патентных прав предусмотрена также административная процедура в виде обращения в Палату по патентным спорам (отделение ФИПС).
- закрепление ответственности информационного посредника при наличии его вины (например, в случае непринятия им мер после обращения непосредственно к нему правообладателя по поводу устранения нарушения) (ст. 1253.1 ГК РФ).
Характеристика способов
В гражданско-правовом понимании способы защиты представляют собой совокупность принудительных мер, которые служат инструментом воздействия на нарушителя, а также восстановления или признания оспариваемых или нарушенных правомочий. Перечень мер регламентирован статьей 12 ГК РФ:
- право признается;
- право восстанавливается на первоначальное положение до момента совершения или выражения угрозы совершения незаконных действий;
- сделка признается недействительной или ничтожной;
- обязанности присуждаются исполнению в натуре;
- акт государственного органа или акт местного самоуправления признаются недействительными;
- противоречащий закону акт органа власти любого уровня не применяется судом;
- компенсируется моральный вред, возмещаются убытки, взыскивается неустойка;
- правоотношения прекращаются или изменяются;
- происходит самозащита права.
Это не исчерпывающий перечень. В последнем пункте статьи законодатель указал возможность применения других предусмотренных нормативными актами способов.
Восстановить справедливость при нарушенных АП часто можно только при помощи иска. Это официальное требование к суду о том, чтобы было совершено правосудие. Существует несколько правил решения проблемы посредством иска:
- Исковой порядок решения проблемы применяется всегда, за исключением оговоренных в законе ситуаций;
- Иск подается строго по территориальному месту нахождения ответчика. Суд может быть иным, если это прописано в ранее заключенном соглашении;
- По искам с нарушенными АП истцы не платят государственную пошлину. Она взыскивается с ответчика;
- Срок действия исковой давности по таким делам составляет три года.
Что можно считать нарушением исключительного права на объект смежных прав
Нарушением можно считать, в частности, случаи, когда:
1) объект смежных прав используют без согласия правообладателя (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Например, продают контрафактные диски с копией фонограммы (п. 4 ст. 1252, пп. 6 п. 2 ст. 1324 ГК РФ).
Однако есть исключения, когда можно использовать объект смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Например, можно использовать фонограмму в научных или учебных целях либо свободно распространять экземпляры фонограммы, которая уже правомерна введена в гражданский оборот на территории РФ путем продажи или иного отчуждения (ст. ст. 1274, 1306, 1325 ГК РФ);
2) лицензиат нарушает исключительные права лицензиара по лицензионному договору. Например, использует базу данных за пределами прав, которые предоставлены лицензиату договором (п. 3 ст. 1237 ГК РФ).
Как зафиксировать нарушение
Это зависит от вида нарушения и обстоятельств, при которых оно совершено. Например, если нарушение смежных прав имеет место в Интернете, зафиксировать его можно так же, как и нарушение авторских прав.
Если нарушение выражается, например, в торговле контрафактными дисками с фонограммами, зафиксировать это можно, купив соответствующую продукцию. В этом случае желательно сделать видеозапись покупки. Она будет выступать подтверждением нарушения наряду с самим контрафактным диском, товарным чеком и другими доказательствами.
В любом случае рекомендуем фиксировать нарушение любым доступным вам законным способом, поскольку соответствующие доказательства потребуются в суде, если нарушитель добровольно не удовлетворит ваши требования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники Республики Беларусь
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З (Особенная часть) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
3. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 29 июня 2006 г. № 139-З (с изменениями и дополнениями) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изменениями и дополнениями) //Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (с изменениями и дополнениями) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изменениями и дополнениями) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
7. Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь «от 17 мая 2011 г. № 262-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
8. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет: Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
9. Об электронном документе и электронной цифровой подписи: Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года № 113-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
10. О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций: Указ Президента Республики Беларусь 7 августа 2002 г. № 440// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
11. О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву: Закон Республики Беларусь 10 июня 1998 г. № 165-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
12. О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам: Закон Республики Беларусь 10 июня 1998 г. № 164-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
13. О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (парижскому акту от 24 июля 1971 года, измененному 28 сентября 1979 года): Закон Республики Беларусь от 14 июля 1997 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
14. О минимальных ставках авторского вознаграждения и вознаграждений за отдельные работы, связанные с изданием произведений науки, литературы и искусства. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2011 г. №1610 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
15. Об утверждении Положения о Национальном центре интеллектуальной собственности: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. № 641// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
16. О правопреемственности Республики Беларусь в отношении к подписанной 6 сентября 1952 г. в г.Женеве Всемирной конвенции об авторском праве: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
17. Об утверждении Положения о порядке применения средств криптографической защиты информации в системах защиты информации: Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь 3 марта 2011 г. № 18 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
Международные нормативно-правовые источники
18. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав / «Содружество». Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, 1993 г., № 4(12)
19. Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
20. Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве 6 сентября 1952 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
21. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
Судебные решения
22. Решение судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь от 29 августа 2007 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
Технические средства защиты прав, смежных с авторскими
Технические средства защиты смежных прав характеризуются разными технологиями, техническими устройствами и их составляющими:
- контроль доступа к объекту смежных прав;
- предотвращение или ограничение манипуляций, не дозволенных автором касаемо объекта смежных прав, например, баз данных.
Смежное право распространяется на получение из материалов баз данных согласно со ст. 1300 ГК РФ.
В такой ситуации правонарушением считается удаление или изменение любых сведений, которые утверждают права смежные с авторскими. В основном такие сведения находятся в самом объекте права смежного с авторским.
Соответственно ст. 1311 ГК РФ, к таким сведениям относятся:
- любые сведения, определяющие объект смежных прав или автора;
- сведения об условиях применения такого объекта.
В пределах нарушения имущественных прав, которые принадлежат авторам и субъектам смежных прав, акцентируется на бездоговорные нарушения и нарушения прав, исходящие из договора.
Э. П. Гаврилов отмечает, что непосредственно бездоговорное нарушение авторского или смежного права носит характер гражданско-правового деликта. На самом деле, бездоговорными являются всякие нарушения абсолютных авторских и смежных прав, а также имущественного и неимущественного характера.
Сведения объекта права, смежного с авторским, может:
- основываться на конкретном материальном носителе, на котором отмечен объект;
- быть прикрепленными к объекту;
- возникнуть вследствие сообщения в эфир или по кабелю, либо в связи донесения этого объекта до общих сведений;
- быть показанными в виде разных цифр, кодов или символов.
Правообладатель исключительного права одновременно с применением иных используемых вариантов и мер ответственности, определенных ГК РФ, имеет право предъявлять требования на свой выбор от нарушителя, взамен возмещения ущерба и оплаты компенсации:
- в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., устанавливаемым на усмотрение суда;
- в двукратном размере стоимости образцов фонограммы или двукратном размере стоимости права применения объекта смежных прав, устанавливаемые отталкиваясь от цены, которая при сопоставимых обстоятельствах зачастую взыскивается за правомерное применение такого объекта.
Защита авторских и смежных прав представляет собой сово- купность мер, направленных на устранение реальной угрозы нарушения, восстановление или признание прав авторов и правообладателей.
Особенность защиты авторских и смежных прав заключается не только в том, чтобы обеспечить их реальное осуществление и возможность принятия эффективных мер по пресечению действий нарушителя. Не менее важное значение имеет и юридически обеспеченная возможность компенсации всех имущественных и связанных с ними личных неимущественных потерь, вызванных нарушением конкретного субъективного права.
В защите авторских и смежных прав можно выделить четыре наиболее существенных аспекта:
1) представляет собой целостную систему гражданско-правовых способов и средств, направленных прямо или косвенно на устранение возникших препятствий в осуществлении авторских и смежных прав, а также на обеспечение законных интересов правообладателей путем недопущения возможных нарушений или устранения реальных посягательств со стороны иных лиц;
[1]
2) рассматривается как действия граждан и юридических лиц по применению предусмотренных 1*ражданским законодательством неблагоприятных последствий к нарушителям авторских и смежных прав;
3) предполагает борьбу с нарушениями методами публичного права (административного и уголовного), носящих чаще всего превентивный характер;
4) осуществляется в различных юридических формах.
Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Перечисленные сроки начинают течь с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место данные юридические факты. К наследникам исполнителя и правопреемникам производителей фонограмм и организаций вещания переходит право разрешать или запрещать использование исполнения, фонограммы, передачи в эфир и по проводам, а также право на получение вознаграждения в период оставшейся части сроков. Возникновение и осуществление авторских и смежных прав не требует выполнения каких-либо формальностей ст. 19, 31 Закона Об авторском праве и смежных правах, поскольку здесь охраняется прежде всего форма произведения, и для признания творческого произведения объектом авторского или смежного права достаточно выражения его в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творчества.
Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределённость авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под вымышленным именем, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать право на использование произведения по договору, ни защитить нарушенные права на произведение. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределённости во взаимоотношениях субъектов, создание условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.