Льготы по подоходному налогу 2024 году в РБ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по подоходному налогу 2024 году в РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно действующей редакции НК при установления таких фактов налоговыми органами, выявленные доходы облагаются подоходным налогом по ставке 26%. Теперь в Проекте закрепляется, что в таких случаях налоговая база будет определяться за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, а налоговые льготы и вычеты, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, не применяются (подп.8-1 ст. 199 НК).
В статье 209 НК традиционно проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов:
Вид стандартного налогового вычета |
Налоговый вычет, белорусских рублей |
|
2023 |
2024 |
|
в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК) в сумме, не превышающей доход в месяц |
156 |
174 |
944 |
1054 |
|
в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК) |
46 |
51 |
предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю – в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 5, абз. 1 ч. 7 и ч. 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК) |
87 |
96 |
предоставляемый родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – на каждого ребенка в месяц (ч. 8 и 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК) |
87 |
97 |
некоторым лицам в месяц, в т.ч. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, “афганцам”, отдельным категориям “чернобыльцев” и др. (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК) |
220 |
246 |
для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) (подп. 1.4 п. 1 ст. 209 НК) |
620 |
Повышенные ставки налога
Главным новшеством, пожалуй, является изменение ставок подоходного налога.
Для индивидуальных предпринимателей ставка подоходного налога от осуществления предпринимательской деятельности в прошлом году была увеличена с 16 до 20%. Теперь для тех ИП, у которых в текущем налоговом периоде доходы нарастающим итогом с начала календарного года превысят 500 тыс. белорусских рублей, ставка подоходного налога устанавливается в размере 30% в течение всего налогового периода. (п. 3 ст. 214 НК, п. 100 Проекта).
Кроме того, в новом году вводится ставка подоходного налога 25%. По этой ставке будет облагаться совокупность доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 тыс. белорусских рублей (п. 8-2 ст. 199, п. 8 ст. 214 НК, п.п. 92, 100 Проекта).
При этом в течение налогового периода удержание налога налоговыми агентами с доходов плательщиков будет осуществляться по ныне действующим ставкам. А плательщики, получившие доходы, превышающие 200 тыс. белорусских рублей, будут обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу в порядке, установленном статьей 222 НК (абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. ст. 219 НК). Такая налоговая декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст.222 НК). При этом к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие право на получение налоговых вычетов, зачет налога, уплаченного за рубежом с полученного там дохода, а также иные документы.
Подоходный налог удержанный и перечисленный в бюджет налоговым агентом, или уплаченный плательщиком с доходов, начисленных за календарные месяцы налогового периода, в которых имеется такое превышение, подлежит зачету (подп. 1.9 ст. 219 НК). А вот налоговые льготы, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, в том числе предоставленные налоговым агентом в течение налогового периода, к сумме доходов, превышающих 200 тыс. белорусских рублей, не применяются.
Таким образом, физлицам, получившим в течение года высокие доходы, вероятно придется собрать сведения обо всех выплатах из каждого источника, включая вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам и дивидендам. Налоговые агенты, у которых выплачивались эти доходы, обязаны предоставлять в инспекции МНС сведения о таких выплатах (п. 6 ст. 85 НК, постановление Совмина от 07.04.2021 № 201).
Перечень применяемых в 2024 году ставок подоходного налога представлен в таблице:
Ставка, % |
|
общая стандартная ставка |
13 |
доходы физлиц по трудовым договорам от резидентов ПВТ до 1.01.2025 г. |
13 |
по доходам, исчисленным в случае выявления превышения расходов над доходами, не удержанных налоговыми агентами, по не выплаченными выигрышам, по незаконной предпринимательской деятельности |
26 |
по доходам от осуществления предпринимательской деятельности |
20 |
по доходам от осуществления предпринимательской деятельности, если они нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 рублей |
30 |
по совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных от источников в РБ в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание ОИС, в размере, превысившем 200 000 белорусских рублей в год |
25 |
по выигрышам в азартные игры |
4 |
дивиденды, получаемые физлицами — налоговыми резидентами РБ от белорусских организаций, если прибыль не распределялась: |
|
в течение 3 предшествующих календарных лет |
6 |
в течение 5 предшествующих календарных лет |
|
доходы физлиц по трудовым договорам от юрлиц и ИП, зарегистрированных с 1.07.2015 по 31.12.2025 г. в юго-восточном регионе Могилевской области (п. 1 указа от 08.06.2015 № 235) |
10 |
по доходам от аренды жилых/нежилых помещений, машино-мест – в фиксированных суммах |
приложение 2 |
Ставка подоходного налога для физлиц, чей годовой доход будет больше 200 тысяч рублей, увеличена до 25 % (обычная ставка — 13%). Начислять ее только с «излишней» суммы. Это предусмотрено Законом РБ от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения».
Еще одно изменение затронуло индивидуальных предпринимателей. Ставка подоходного налога от доходов сохраняется — 20 %. Но если валовая выручка ИП выйдет более 500 тысяч в год, она составит уже 30 %. При этом она будет применяться в течение всего налогового периода, т. е. ко всем доходам от предпринимательской деятельности с начала календарного года, в котором превышен предел. Более того в таком случае со следующего календарного года ИП сможет продолжить свою предпринимательскую деятельность только в статусе коммерческой организации, т. е. юрлица.
Кроме того ставка налога на прибыль выросла с 20% до 25% для организаций всех форм собственности, если прибыль превысит 25 млн руб. в год.
В 2024 году власти намерены ввести очередные налоговые новшества. Возможные правки предусмотрены как для населения, так и для юрлиц. Одно из предложений — ввести дополнительный стандартный налоговый вычет по подоходному налогу для молодых специалистов.
Чиновники также хотят ввести новшества по налогу на недвижимость, но подробности не раскрывают.
Для учредителей сельскохозяйственных организаций могут ввести льготу по налогу на прибыль. Чиновники также рассматривают вариант, чтобы во внереализационные расходы включали деньги, которые были направлены на покупку и строительство имущества сельскохозяйственного назначения.
Одна из возможных налоговых правок касается применения инвестиционного вычета. Рассматривает вариант увеличить этот вычет и срок его применения (в том числе для крупных плательщиков, реализующих инвестиционные проекты).
Ставка подоходного налога с физлиц — 25%, если доход превысил 200 тысяч рублей в год
— Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 25% в отношении всех доходов, подлежащих налогообложению (по ставке подоходного налога с физических лиц, установленной пунктом 1 статьи 214 НК), и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 000 белорусских рублей.
Пример: если за год вы заработали 250 тысяч белорусских рублей, то с разницы, то есть с 50 тысяч рублей, нужно заплатить подоходный налог 25% и представить декларацию. Расчет: 250 тыс. руб. — 200 тыс. руб. = 50*25% = 12,5 тыс. руб. подоходный налог.
Кроме того, внесены дополнения к статье 199 «Налоговая база подоходного налога с физических лиц» по ставке 26%. Так, для доходов, в отношении которых контролирующим органом установлен факт неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц и налоговым агентом установлена ставка 26%, налоговая база определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов. При этом налоговые льготы и вычеты, предусмотренные статьями 208−212 НК, не применяются.
Право на ограничение доступа к приложениям OZON и WB и другие новшества для должников
При выявлении задолженности по налогам (сборам), пошлинам, пеням плательщика в сумме, превышающей 3 тысячи базовых величин (37*3000 = 111 тысяч рублей), инспекция Министерства по налогам и сборам не позднее двух рабочих дней, следующих за днем ее выявления, направляет плательщику уведомление о нарушении налогового законодательства.
При непогашении задолженности в течение 90 календарных дней, следующих за днем направления плательщику уведомления, инспекция направляет в Министерство по налогам и сборам сведения о задолженности в разрезе каждого плательщика, датах ее выявления (образования) и направления уведомления.
Министерство по налогам и сборам принимает решение об ограничении доступа к сайту, его странице, мобильному приложению, посредством которых осуществляется доступ к электронной торговой площадке, используемому таким плательщиком для электронной дистанционной продажи товаров, оказания услуг в электронной форме.
Решение о возобновлении доступа к интернет-ресурсу принимается Министерством по налогам и сборам в течение одного рабочего дня, следующего за днем устранения нарушений.
Решение об ограничении и о возобновлении доступа к интернет-ресурсу направляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их принятия, плательщику, размещается на сайте Министерства по налогам и сборам, а также направляется в Государственную инспекцию Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации для включения соответствующего идентификатора в список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен.
В статьях 240 и 241 НК изменены размеры базы для расчета земельного налога и увеличены ставки.
Пример: ставка земельного налога на участки, по которым в качестве налоговой базы применяется площадь участка (в частности для жилой усадебной зоны), установлена в размере 31,58 тыс. бел руб. за гектар в 2024 году против 29,38 тыс. бел руб. за гектар в 2023-м.
Приостановлена до 1 января 2027 года льгота по земельному налогу на участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, земельные участки, занятые водохранилищами и берегоукрепительными сооружениями, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельные участки, предоставляемые для строительства, реконструкции таких объектов основных средств.
Законопроект предусматривает, что индивидуальные предприниматели более не смогут быть плательщиками налога на добавленную стоимость. Однако, если суммы НДС излишне предъявлены индивидуальным предпринимателем в ЭСЧФ и первичных учетных документах, то налог придется уплатить.
Важно отметить, что с 01.01.2024 индивидуальные предприниматели, работающие по оплате в 2023 году применяют нормы законодательства, действовавшие до 01.01.2024, в отношении сумм НДС по реализации товаров (работ, услуг) и налоговых вычетов по НДС в отношении, товаров (работ, услуг), отгруженных и полученных до 01.01.2024, но оплаченных после 01.01.2024 г.
Суммы НДС, предъявленные до 01.01.2024 у ИП-плательщиков НДС, но не принятые к вычету, в 2024 году могут быть отнесены на расходы индивидуального предпринимателя либо на увеличение стоимости приобретенных товаров, работ, услуг. Также нельзя будет заявить к возврату суммы накопленных вычетов в случае подачи на ликвидацию с 01.01.2024 г.
Важно обратить внимание, что для плательщиков НДС, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, закрепляется, что вычет сумм НДС производится в полной объеме при условии, что местом реализации товаров при такой торговле не является территория Республики Беларусь. Проект изменений в налоговый кодекс уточняет, что для подтверждения места реализации при электронной дистанционной торговле могут использоваться транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие отгрузку (передачу) товаров лицу, осуществляющему пересылку почтовых отправлений (доставку курьерских отправлений), а также документы, подтверждающие пересылку (доставку) таким лицом товаров, и информация из таких документов в части сведений о государстве, на территорию которого товар доставлен покупателю.
Налог для богатых поднимется почти в два раза
По словам заместителя министра, предусмотрено «точечное повышенное налогообложение, а именно: повышенные ставки прямых налогов для доходов, сформированных в высокодоходных сферах деятельности и дорогостоящего имущества».
«В частности, увеличивается ставка налога на прибыль при получении прибыли свыше Br25 млн за год. Устанавливается ставка подоходного налога в размере 25% в отношении совокупности доходов, полученных физическими лицами от источников в Республике Беларусь, облагаемых по ставке 13% по трудовым договорам, в виде дивидендов, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности в размере, превышающем за календарный год Br200 тыс.», – рассказала Селицкая.
Повышенный почти в двое налог МНС будет исчисляться на основании налоговой декларации. Подать ее необходимо не позднее 31 марта 2024 года.
«При исчислении по ставке 25% подоходный налог, удержанный у физического лица по ставке 13% и перечисленный в бюджет, будет подлежать зачету», – уточнила чиновница.
Особенности применения налоговых вычетов при учете подоходного налога
При учете подоходного налога в Беларуси имеются определенные особенности, связанные с применением налоговых вычетов. Налоговые вычеты представляют собой суммы, которые уменьшают облагаемую налогом базу доходов физических лиц. Они могут быть использованы для снижения налоговой нагрузки и увеличения доступного дохода.
Одной из особенностей применения налоговых вычетов является их лимитированность. В соответствии с действующим законодательством, сумма налоговых вычетов не может превышать определенный предельный уровень. Например, для определенных категорий налогоплательщиков, таких как инвалиды или семьи с детьми, существуют установленные границы для размера налоговых вычетов.
Для получения налоговых вычетов необходимо предоставить соответствующие документы и заполнить налоговую декларацию. В декларации указываются данные о доходах налогоплательщика и сумма налоговых вычетов, на которые он имеет право. В случае если налоговые вычеты превышают облагаемую сумму доходов, то налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченного налога.
Однако, стоит отметить, что налоговые вычеты могут быть ограничены по определенным критериям. Например, существуют ограничения в зависимости от типа доходов или социального статуса налогоплательщика. Поэтому перед использованием налоговых вычетов рекомендуется проверить соответствие своего случая требованиям законодательства и получить соответствующую консультацию у специалистов.
Кто платит подоходный налог в Беларуси
Подоходный налог в Беларуси платят все физические лица, получающие доходы на территории страны. Он обязателен для граждан, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, которые получают зарплату, премии, вознаграждения, проценты, дивиденды, сдают имущество в аренду или заводят свой бизнес.
Налоговая ставка на подоходный налог составляет 13%. Однако для неработающего населения, пенсионеров, инвалидов и некоторых других групп налоговые льготы предусмотрены. Они позволяют снизить налогооблагаемую базу и, соответственно, сумму налога.
Оплата подоходного налога производится ежемесячно, и сумма налога удерживается непосредственно из заработной платы работника работодателем, который затем перечисляет его в бюджет страны. Белорусский законодательство строго наказывает за уклонение от уплаты подоходного налога, поэтому все налогоплательщики обязаны соблюдать налоговое законодательство страны.
Повышение стандартных налоговых вычетов
В 2024 году в Республике Беларусь вступят в силу изменения в системе налоговых вычетов. Одним из ключевых изменений будет повышение стандартных налоговых вычетов для налогоплательщиков. Повышение этих вычетов направлено на поддержку граждан, стимулирование развития экономики и социальной сферы страны.
Согласно новым правилам, стандартные налоговые вычеты будут увеличены на определенные проценты в зависимости от различных категорий граждан. Например, семьям с детьми будет предоставлено повышенное значение вычета, чтобы снизить их налоговую нагрузку и обеспечить дополнительные средства на воспитание детей.
Для лиц, достигших пенсионного возраста, также будет предоставлено увеличенное значение налогового вычета. Это позволит пенсионерам иметь больше средств на свои потребности и обеспечит социальную защиту данной категории граждан.
Другие категории налогоплательщиков, такие как молодые специалисты, инвалиды с детства и ветераны труда, также получат повышенные налоговые вычеты. Это поможет создать условия для их трудоустройства, социальной защиты и улучшения качества жизни.
Повышение стандартных налоговых вычетов в 2024 году – это важный шаг в направлении справедливой и социально ориентированной налоговой системы. Оно будет способствовать укреплению финансового благополучия граждан и созданию более равных условий развития в различных категориях населения.
Планы изменений в расчете налоговых вычетов
В 2024 году планируется внести ряд изменений в расчет налоговых вычетов в Республике Беларусь. Эти изменения будут направлены на упрощение и усовершенствование процесса получения налоговых вычетов и стимулирование граждан к определенным видам деятельности.
Одно из главных изменений будет связано со снижением размера налоговых вычетов для различных категорий налогоплательщиков. Снижение будет происходить постепенно и коснется тех категорий налогоплательщиков, для которых размеры налоговых вычетов являются особенно высокими и необоснованными. Такие изменения сделают расчеты более справедливыми и уравновешенными, что в свою очередь способно повлиять на общий бюджет страны.
Кроме того, планируется внесение дополнительных налоговых вычетов для граждан, активно занимающихся инвестиционными деятельностями. Это связано с желанием правительства стимулировать развитие инвестиций в экономику страны и повысить ее конкурентоспособность. Дополнительные налоговые вычеты будут предоставлены лицам, осуществляющим инвестиции в определенные сектора экономики или в проекты с высокой социальной значимостью.
Важно отметить, что все изменения в расчете налоговых вычетов будут проводиться с учетом законодательства и внесены с целью повышения привлекательности инвестиций и улучшения финансового состояния граждан. Однако, подробности данных изменений будут определены в дальнейшем и могут быть скорректированы с учетом актуальной экономической ситуации страны и потребностей граждан.
Преимущества и недостатки системы налогообложения
Преимущества подоходного налога в Белоруссии представляют собой:
- Прозрачность системы: ставки подоходного налога определены законодательством и применяются одинаково для всех налогоплательщиков.
- Удобство для налогоплательщиков: подоходный налог удерживается автоматически из заработной платы, что упрощает процесс уплаты налогов и предотвращает возможные ошибки.
- Способствует социальной справедливости: более высокий процент налогообложения для лиц с высоким доходом позволяет снизить разрыв между богатыми и бедными слоями населения.
- Поддержка общественных нужд: средства, полученные от подоходного налога, могут направляться на развитие образования, здравоохранения и других сфер общественного блага.
Однако, система налогообложения также имеет ряд недостатков:
- Высокие ставки налогообложения: для лиц с высоким уровнем дохода ставки могут быть значительными, что может стимулировать уход в теневую экономику или за границу.
- Отсутствие стимула к инвестициям: высокие ставки налога могут сдерживать предпринимательскую активность и инвестирование.
- Непредсказуемость изменений: изменение ставок и правил налогообложения может создавать нестабильность и неопределенность для налогоплательщиков и деловой среды.
Влияние подоходного налога на экономику страны
Позитивное влияние | Негативное влияние |
---|---|
|
|
Поскольку подоходный налог является важным источником государственных доходов, его ставки и особенности должны сбалансированно учитывать потребности государства и его населения, а также стимулировать экономическое развитие и социальную защиту.