Основания расторжения церковного брака
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания расторжения церковного брака». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Свойство (ἀγχιστεία, affinitas) есть родственное отношение, которое возникает вследствие брака между двумя родами. Это свойство, как связь двух родов посредством одного брака, называется в канонических источниках ἀγχιστεία ἐκ διγενείας (двоюродное свойство), в отличие от свойства другого вида, которое возникает между тремя родами вследствие двух различных браков и называется ἀγχιστεία ἐκ τριγενείας (троюродное свойство).
Расторжение брака в Ветхом Завете
Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).
Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2). Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [1]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.
Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4). Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [2]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8). При этом не стоит забывать, что прелюбодеяние по закону Моисея каралось смертью (Лев. 20:10, Втор. 22:22), однако пострадавшая сторона, вместо смертной казни виновных, могла согласиться на денежное возмещение (Притч. 32:35) и последующий развод.
Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).
Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.
Отношение к браку в ранней Церкви
В Церкви Нового Завета был распространён аскетический идеал безбрачия и полного посвящения христианина Господу. Эти настроения усиливались в эпоху гонений, когда у первых христиан были сильны эсхатологические настроения, ожидание скорого Второго пришествия, «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор. 7:29), — писал апостол Павел. «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33).
Безбрачие, девство, начиная с апостольских времён и в последующем, вплоть до наших дней, рассматривается Церковью как наиболее возвышенное состояние, идеал христианской жизни [5]. Однако безбрачный путь не для всех христиан, а для избранных, которые, по словам Господа, «могут вместить» (Мф. 19:12). «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Поэтому Христос освятил брак, присутствуя на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) [6].
Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.
Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].
Второй брак в ранней Церкви
Возможность развода неразрывно связана с возможностью вступления во второй брак после развода для невиновной, пострадавшей, стороны. Поэтому необходимо рассмотреть отношение ранней Церкви к самой возможности второго брака для христиан.
Восточная Церковь понимала брак как вечный союз, который не прекратится в вечности: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Поэтому один и единственный брак на всю жизнь был и является идеалом для Церкви.
Христианские священники должны быть примером для всех верующих, поэтому единобрачие для них является обязательным условием [33]. Поэтому в первоначальной Церкви существовало мнение, что и для мирян вторые браки недопустимы даже в случае смерти супруга. Его выражал в некоторых своих посланиях апостол Павел. «Остался ли без жены? не ищи жены». «Жена если же муж ее умрет, блаженнее, если останется так, по моему совету», то есть безбрачной, «а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7: 39–40).
Надо сказать, что и в языческом греко-римском мире существовал идеал супружеского посвящения и верности, которая распространялась и на время после кончины супруга [34]. Святитель Иоанн Златоуст в своем слове «К молодой вдове. О воздержании от второго брака» также призывает вдов не вступать во второй брак. Он вдохновлялся примером своей матери-христианки Анфусы, которая в двадцать лет осталась вдовой и не выходила потом замуж, посвятив свою жизнь воспитанию сына [35]. Однако уже в первохристианские времена Апостол Павел понимал, что такой подвиг не всем под силу. «Юных же вдовиц отрицайся» (1 Тим. 5: 11), — писал апостол Павел, напоминая о соблазнах этого состояния. «Безбрачным же и вдовам говорю: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 8–9). «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7: 39).
В сборнике конца III — начала IV веков, называемом «Апостольские постановления», относительно «молодых вдовиц, поживших малое время с мужем» сказано: «А женщинам молодым, по кончине первого их мужа, да будет позволен и второй, чтобы не впали они в нарекание диавольское и во многие сети и в безрассудные и вредные для душ похоти, привлекающие более наказание, нежели прощение» [36].
Приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7: 39) стали основой отношения Церкви к второбрачию вдов и вдовцов, а впоследствии и тех разведённых, которые были невиновны в расторжении брака.
Современные основания для расторжения церковного брака
В течение веков Церковь, учитывая реалии нашей жизни, добавляла и другие причины для расторжения брака. Приведём основные из них, ориентируясь на положения Архиерейского Собора РПЦ 2017 года.
Отказ одного из супругов от православной веры. Это делает невозможной совместную жизнь супругов во Христе, ради которой было совершено Таинство. Также на этой почве могут возникнуть проблемы в воспитании детей.
Противоестественные пороки одного из супругов. То есть половые извращения, которые препятствуют христианской семейной жизни и считаются тяжким грехом.
Опасное для второй половины заболевание, а также хронический алкоголизм и наркомания. Как правило, всё это исключает нормальные супружеские отношения. Поэтому из милости к здоровым членам семьи Церковь может расторгнуть брак.
Семейное насилие также является веским поводом для развода. В этому случае существует угроза жизни и здоровью членам семьи.
Злонамеренный уход одного из супругов из семьи или же его безвестная пропажа на 3 года. В таких случаях Церковь проявляет снисхождение к оставшемуся в одиночестве члену семьи и констатирует расторжение фактически распавшегося брака.
Также уважительными причинами для развода Церковь считает намеренное прерывание женой своей беременности без согласия мужа или принуждение им к аборту. Искусственное прерывание беременности в христианстве рассматривается как тяжкий грех. Православная церковь учит, что душа у человека возникает в момент зачатия. Таким образом, аборт является убийством нерождённого ребёнка.
Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.
Признает ли развенчание современная церковь
Нелогично даже говорить о том, что распад христианской пары, особенно, если в ней уже растут дети, благословлен церковью, это чисто человеческое решение.
Иисус, живший как человек, видел воочию похотливую человеческую душу, оставил только одно условие прекращения взаимоотношений между мужем и женой — измена.
Таинство венчания — это завет любви, подписанный Самим Богом. Разорвать брачные отношения можно только после установления факта прелюбодеяния. При этом четко сказано, что вступать в союз с людьми, совершившими прелюбодеяние, означает покрыть себя грехом блуда. (Мат. 19:9)
Церковный союз основан на взаимоотношении жениха Иисуса и невесты Церкви.
Церковь может поменять жениха, но это уже не будет православие. Когда во главе церкви восстанет антихрист под личиной Бога, настанет конец света.
Важно! Таинство венчания подчеркивает, что новая семья становится малой церковью, частичкой Невесты Христовой. Главная задача современной Церкви — привести людей к спасению, в этом ей должна помогать каждая православная ячейка.
Объединительной чертой Невесты и Иисуса является Божественная любовь людей к Создателю мира и между собой.
Расторжение церковного брака
В случае проведения обряда венчания происходит и развенчание церковного брака. Но это кажется логичным только нам, жителям XXI века. Для самой церкви процесса развенчания, как оказалось, не существует. Причина такого казуса заключается в первую очередь в ее негативном отношении к самому разводу, благодаря чему такого понятия как «разрыв священных уз» попросту не бывает. В любом храме вам скажут, что семья – это не игра, которой вы какое-то время увлекались, а после того, как надоело, решили выйти из нее и развестись. Тем не менее, православная церковь более снисходительно относится к грешным душам своих прихожан и время от времени допускает процесс повторного венчания, не переставая упрекать в метании между женами или мужьями. Единственным случаем, когда церковь не будет мешать вам вновь прийти к алтарю остается только смерть венчанного супруга.
Повторное венчание после бракоразводного процесса
Двести лет назад союз двух людей означал брак перед Богом Брак признавался в мире только в том случае, если священник соединял супругов короной. О совместном проживании или регистрации союза в реестре речи быть не могло.
После свадебной церемонии молодые обвенчались навсегда и никакая сила не могла их разлучить. Так было раньше. Правила Церкви в наше время претерпели некоторые изменения.
Хотя Церковь продолжает проповедовать брак в Церкви на всю жизнь, разведенные мужчина или женщина могут вступить в повторный брак в Церкви. Для того, чтобы снова жениться, вы должны окончательно покончить с предыдущим браком.
Каким бы сложным ни казался бракоразводный процесс, он должен быть доведен до конца. При этом повторное таинство, как и первое, предполагает слияние двух любящих сердец и зарождение новой жизни.
Часто, извлекая урок из ошибок в предыдущем браке, супруги решаются на повторный брак в церкви только после того, как зарегистрировали брак в ЗАГСе и прожили вместе несколько лет. Возможно, такое решение правильное, так как максимально исключит риск распада этого союза.
Церковное законодательство во все времена было вынуждено учитывать реальные обстоятельства меняющейся жизни.
Так, в синодальную эпоху поводом к разводу служили следующие причины: прелюбодеяние, то есть половая связь одного из супругов с посторонним лицом — была ли эта связь продолжительным действием или единичным фактом; физическая неспособность к брачному сожитию.
Последствием развода вследствие признания супруга неспособным к брачному сожитию является воспрещение ему нового брака навсегда; безвестное отсутствие одного из супругов в продолжение 5-ти лет и более.
Поместный Собор Русской Церкви 1917-1919 гг. принял особое «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», в котором, помимо вышеперечисленных, указывались и следующие причины развода:
- Отпадение от Православия одного из супругов при ходатайстве о разводе другого;
- Противоестественные пороки;
- Самооскопление;
- Сводничество;
- Заболевание проказой — и так далее;
Относительно современного положения вещей нужно сказать, что все бракоразводные дела рассматриваются гражданскими судами, однако это не освобождает православных христиан от обязанности расторгать свой церковный брак и по суду церковной власти, то есть через епископа. При расторжении церковного брака правящий архиерей не обязан проводить судебное разбирательство. Он основывается в своем решении на постановлении гражданского суда, показаниях самих супругов и их духовника.
Как расторгнуть церковный брак
До этого речь шла о венчании во второй раз, а что церковь думает о проведении данного таинства в третий раз? Считается, что проводить обряд венчания более трех раз тяжкий грех и ни один священник не пойдет на это. Что касается третьего раза, то он разрешен только в том случае, если супруг или супруга является вдовцом (вдовой) при наличии несовершеннолетних детей. Во всех остальных случаях батюшка не даст благословение.
Как развенчаться после развода? Тема достаточно щепетильная и интимная. Поэтому многие люди стараются скрыть тот факт, что после заключения брака вовсе решили совершить такой ответственный шаг, как повенчаться в церкви.
Когда влюбленные, окрыленные светлым чувством, вступают в брак, то достаточно легкомысленно начинают относиться к процессу венчания. Ведь они уверены, что проживут вместе счастливую жизнь и всегда будут вместе. Но, как показывает практика, многие пары, которые расстаются по объективным причинам, только тогда понимают, насколько безответственно они подошли к такому священному деянию.
Развенчание церковного брака представляет собой достаточно сложный и долгий процесс, который происходит в той церкви, где он совершался, и тем батюшкой, который проводил обряд. Если же по каким-либо причинам обратиться в эту святыню невозможно, то можно пойти в местную.
Первый этап, который необходимо пройти бывшим супругам, это собеседование с настоятелем. Только после этого разговора необходимо идти и писать прошение в епархию. В этом документе должна раскрываться вся жизнь брака, партнеры приводят свои домыслы и доказательства. Все это нужно, чтобы аннулировать обряд венчания.
Также для проведения этой процедуры должны быть предоставлены следующие документы:
- Копия расторжения брака.
- Копия документа, который подтверждает проведение этого обряда.
- Готовое заявление от супруга, который уже смирился с неизбежностью и не выступает против расторжения венчания.
- Все документы отправляются, в том числе и прошение, в епархию.
Как Расторгнуть Церковный Брак в Одностороннем Порядке
Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.
Письмо подается на имя правящего архиерея. Срок ожидания варьируется в зависимости от занятости Епархии, когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, где будет решено, можно ли развенчивать ваш брак. Прийти подавать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих необязательно. Такова процедура развенчания в церкви.
Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основанияКак уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.
Как уже говорилось, «церковного развода» не существует. Соответственно, обращаться в Храм Божий с целью оформления расторжения венчанного брака распрощавшимся мужу и жене нет никакой необходимости, ни вместе, ни поодиночке.
- Что нужно для развенчания в православной церкви
- Как развенчаться с бывшей женой после развода
- Что нужно сделать чтобы развенчаться с мужем
Примечательно, что по Библии прелюбодеяние со стороны мужчины порицается, но не дает жене права на расторжение брака:
По Евангелию от Матфея причина для расставания мужа с женой одна – измена, «вина любодеяния». В Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла в качестве повода для расторжения брака добавляется лишь один – желание развестись со стороны неверующего супруга.
- «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8-9).
- «Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь» (1Кор.7:27-28).
- «…если же муж ее [жены] умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так (1Кор.7:39-40).
- «…если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим.7:3).
Как развенчаться после развода
После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.
Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.
Сколько раз можно венчаться
На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.
Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.
Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:
Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.
Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).
Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом. Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.
Читать еще: График назначения прививок против полиомиелита