ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.
Основными разновидностями общественных объединений являются:
а) общественная организация, т.е. основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов (ст. 117 ГК; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; ст. 8 Закона об общественных объединениях);
б) религиозная организация, каковой признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» ).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029 (далее — Закон о свободе совести и о религиозных объединениях).
В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные;
в) благотворительная организация — неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для социальной поддержки и защиты граждан, охраны окружающей среды и сохранения культурных ценностей, реализации иных предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (ст. 6 Федерального закона от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» );
———————————
СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3334; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029 (далее — Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях).
г) профессиональный союз, т.е. добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Закона о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности);
д) политическая партия, представляющая собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 12.2 Закона об общественных объединениях; Федеральный закон от 21 июня 2001 г. «О политических партиях» );
———————————
СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029 (далее — Закон о политических партиях).
е) общественное движение, которым признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели (ст. 9 Закона об общественных объединениях);
ж) орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона об общественных объединениях). Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет вышестоящих органов или организаций.
В крупных общественных объединениях юридическими лицами в соответствии с законом и уставами могут признаваться как объединение в целом, так и его отдельные, как правило, территориальные звенья. Например, юридическим лицом может являться как в целом профсоюз, так и его первичные (профсоюзные) организации. Однако в этом качестве не вправе выступать советы, правления и иные руководящие органы таких объединений. Так, согласно закону юридическим лицом является не профсоюзный комитет (профком), а профсоюзная организация в целом.
Следует отметить, что Закон об общественных объединениях рассматривает как одну из разновидностей (организационно-правовых форм) общественных объединений не только общественные организации, но также общественные фонды и общественные учреждения, что не вполне соответствует нормам ГК РФ. Дело в том, что фонды и учреждения являются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц наряду с обладающими правосубъектностью общественными организациями.
Высший орган управления некоммерческой организацией
Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение четкого соблюдения целей, для достижения которых данная организация создавалась.
К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение таких вопросов как: внесение изменений в устав некоммерческой организации, определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества некоммерческой организации, формирование исполнительных органов некоммерческой организации и, в случае необходимости, досрочное прекращение их полномочий, утверждение годового бухгалтерского отчета и баланса, утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений, а также создание филиалов, открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Религиозные объединения: понятие, признаки, формы
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.
Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией.
Религиозная группа — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозная организация — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Территориальная сфера деятельности
Общественные организации разделяются на территориальную сферу деятельности — территория Российской Федерации, в пределах которой общественная организация правомочна осуществлять свою деятельность.
Согласно Федеральному Закону об общественных объединениях в России создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Что бы Вы понимали, чем отличаются региональные от межрегиональных общественных организаций, и межрегиональные от общероссийских приведем ниже выдержку из Федерального закона об общественных объединениях с определениями:
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Создавая общероссийскую общественную организацию, законодательная власть дает право использовать в наименовании общероссийской общественной организации слово «Россия» или «Российская Федерация» без специального разрешения Правительства Российской Федерации.
Если говорить проще, то местная общественная организация, это организация деятельность которой осуществляется например в Щёлковском районе Московской области, а региональная общественная организация осуществляет свою деятельность уже в целом субъекте в – Московской области.
Межрегиональная общественная организация может осуществлять свою деятельность на территории двух и более субъектов, например на территории Москвы и Московской области или более, но если в организации уже набралось более 43 отделений соответственная такая организация признается общероссийской.
Обязательное условие при создании общественных организаций, заключается в том, что территориальная сфера деятельности должна быть отражена в наименовании общественной организации.
Составление протокола
Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного и социального.
Развитая система общественных организаций — неотъемлемый элемент гражданского общества. С помощью общественной организации люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, культуры, искусства, права, науки, образования, спорта, т.е. во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.
Государство предоставляет право каждому человеку на объединение, (включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов), гарантируя им свободу деятельности.
Особенность создания общественной организации — согласно закону, учредителей должно быть не менее трех человек, однако ими могут не только физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), но и юридические – общественные организации. Учредителями должны быть лица, достигшие 18-летия.
Решение о создании общественной организации принимается инициативной группой, состоящей минимум из трех вышеуказанных лиц, которое принимается на собрании учредителей и закрепляется в протоколе.
При создании общественной организации, и в дальнейшем, при осуществлении деятельности общественной организации протокол является таким же важным документом, как и устав, поскольку в нем отражаются все важные решения, принятые общественной организацией.
Также, принятые решения собраний общественной организации, отраженные в протоколе закон связывает гражданско-правовые последствия, порождающее правовые последствия, на которые решения общего собрания было направлено, для всех лиц, которые имели право участвовать в собрании общественной организации.
Как любой документ, протокол имеет свою структуру и должен содержать обязательные требования, определенные к его ведению и оформлению, без учета которых он не может считаться оформленным в надлежащем порядке, и соответственно при регистрации общественной организации он не пройдет правовую экспертизу.
В протоколе общественной организации должно содержаться:
- Место проведения заседания;
- Дата проведения заседания;
- Форма проведения заседания;
- Председатель и секретарь заседания;
- Ответственное лицо за подсчет голосов;
- Наименование общественной организации;
- Формирование всех органов управления общественной организации;
- Определения места нахождения (адреса) общественной организации;
- Определение размера имущества общественной организации;
- Порядок совместной деятельности учредителей по созданию общественной организации;
- Лица, ответственные за проведение необходимых действий при государственной регистрации общественной организации;
- Подсчет голосов по каждому вопросу повестки дня;
- Подписи лиц, учувствовавших в заседании.
- При создании общественной организации решения считаются принятыми если за них проголосовали единогласно.
Если организация уже осуществляет свою деятельность, решения считаются принятыми в соответствии с положениями устава организации, но как правило это при проголосовавших «ЗА» более половины членов общественной организации или при квалифицированном большинстве голосов.
О принятии решения протокол составляется в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Отметим, что согласно требованиям к регистрации общественных организаций каждый документ, в том числе и протокол, содержащий более 1 листа, должен представляться в прошитом, пронумерованном виде, и количество листов подтверждено подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.
Что такое общественная организация и для чего она нужна?
Общественной организацией принято считать объединение между определенными слоями населения, которые собрались на основе общих интересов, или преследуя и отстаивая определенные идеи.
Но, несмотря на то, что это не правительственный союз, для совершения какой-либо серьезной деятельности данные о нем необходимо будет зарегистрировать. Деятельность подобных союзов можно классифицировать таким видом как некоммерческая.
Обычно они создаются с той целью, чтобы реализовать проекты, которые могут быть связаны с творческой деятельностью, налаживанием культурной и социальной жизни общества, отстаиванием собственных интересов и т.п.
Подобные объединения способствуют улучшению качества жизни, так как единомышленники имеют возможность не только собираться для обсуждения той или иной проблемы, а и успешно искать способы ее решения.
В случае с официальным оформлением подобного союза появляется возможность донести свои идеи и требования до вышестоящих органов и повлиять на то, что происходит в пределах определенной территории.
Согласно тематике, можно определить такие основные разновидности, наиболее актуальные на сегодняшний день:
- Гуманитарная — защита человеческих прав и оказание помощи;
- Охрана окружающей среды — заострение внимания общественности на проблемах с экологией;
- Защита животных — борьба с вымиранием редких видов в мире животных;
- Молодежные — направление энергии подрастающего поколения в правильное русло.
Территориальная сфера деятельности общественной организации
По территориальному признаку существует разделение на несколько видов:
-
Местные общественные организации создаются и действуют в пределах территории одного органа местного самоуправления.
-
Региональные – территория деятельности ограничивается одним субъектом РФ.
-
Межрегиональные – ведут деятельность на территории нескольких субъектов (не более половины всех регионов РФ). Для работы создаются структурные подразделения (представительства, филиалы).
-
Общероссийские – действуют на территориях более, чем половины субъектов РФ, в которых открыты подразделения. На сегодняшний день в России 85 регионов. Таким образом, общероссийской признается организация, ведущая свою деятельность как минимум в 43 субъектах.
-
Международные – имеющие хотя бы одно подразделение за пределами России.
К моменту создания компании должно быть четкое понимание о сфере ее деятельности. Этот аспект находит свое отражение в том числе в наименовании юридического лица.
Стоимость услуг в нашей компании
Регистрация общественных организаций |
||
Организационно-правовая форма |
Срок |
Цена |
Местные, региональные, межрегиональные общественные организации, в том числе общественные фонды |
1,5-2 месяца |
25000 руб. |
Общероссийские и международные общественные организации |
1,5-2 месяца |
60000 руб. |
Порядок и сроки регистрации общественной организации
В первую очередь учредителями принимается решение о создании и госрегистрации юридического лица.
Далее должны быть подготовлены все необходимые документы, решены сопутствующие вопросы. Согласовывается название, цели, разрабатывается устав, формируются органы управления и т.д. На данном этапе обязательно привлекается юрист во избежание ошибок и проблем в дальнейшем.
Документация подается на регистрацию в Минюст. Общероссийские общественные организации регистрируются Федеральным Минюстом, остальные – в территориальных. Например, в Москве это Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве.
Минюст принимает решение о регистрации либо об отказе. В первом случае документация пересылается в рег орган для внесения информации в ЕГРЮЛ.
Регорган в свою очередь присваивает ОГРН и заносит сведения в реестр. Далее информация передается в Министерство юстиции.
На финальном этапе Минюст выдает заявителю полный комплект документов, подтверждающих регистрацию.
Общее время оформления составляет 1,5-2 месяца и складывается из совокупности сроков, установленных законом по каждому из этапов. Уполномоченные ведомства должны действовать согласно регламентам и обрабатывать документацию в строго отведенное количество дней. Указанный срок является минимальным. Если заявитель затягивает с подготовкой документов, общее время увеличивается. Также срыв сроков вероятен при наличии в документации ошибок и несоответствий требованиям законодательства.
Какие бывают общественные организации?
Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.
Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.
Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.
Территориальная сфера деятельности общественной организации должна быть указана в уставе Организации и наименовании Организации. Данное требование закреплено в статье 20 и 28 ФЗ «Об общественных объединениях».
Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.
Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.
Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.
Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.
К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.
Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.
Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.
Законодательством предусмотрена возможность общественных организаций вносить изменение в наименование и место нахождения Организации. Поэтому региональная общественная организация имеет право внести изменения в территориальную сферу деятельности не только посредством открытия региональных отделений, но и посредством смены субъекта своего адреса, который влечет внесения изменений в наименование и устав общественной организации. Также, законодательство не предусматривает для общественных организаций требований о соответствии адреса регистрации члена регионального отделения территориальной сфере деятельности Организации. Говоря простыми словами, в состав регионального отделения могут входить члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.
Регистрировать общественную организацию самостоятельно или нанять юриста
При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией общественной организации (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.
К сожалению, скачать из интернета шаблоны документов и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие общественной организации нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста.
Даже у профессионалов регистрации общественных организаций проходят не всегда с первого раза. К замечаниям и отказам нужно быть морально готовым. Документы не будут проверять разве, что под микроскопом, при этом на 3 раза:
Сначала документы проверит штатный эксперт отдела регистрации НКО при Минюсте.
Если у него не возникнет замечаний, что бывает редко, документы перепроверит еще раз его руководитель (начальник отдела регистрации НКО).
Если и у руководителя не будет замечаний, документы отправят в налоговую, где их еще раз проверят.
Специалистам Минюста может не понравится что угодно в представленных документах. Учредители даже не догадываются до какого порой формализма доходят такие проверки.
С профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете общественную организацию, при этом без расходов на пошлины и нотариуса, поскольку юристы, как правило, отправляют документы на регистрацию в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении).
Процедура регистрации общественной организации – это совсем не то же самое, что открытие ООО в налоговой. Чтобы грамотно составить документы и оперативно зарегистрировать общественную организацию, нужно не только знать законодательство о юридических лицах и НКО – нужно думать как работник Минюста, проверяющий документы.
Потому, даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к подготовке документов, особенно устава. Они должны быть идеально проработаны с точки зрения законодательства.
Помните: ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.
Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации общественной организации в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.
Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию общественных организаций вы можете почитать в моих статьях:
— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации
— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)
— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации
— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО)
Теперь перейдем непосредственно к созданию общественной организации (с образованием юридического лица).
Общественные организации инвалидов, основная цель деятельности которых – получение прибыли, не могут рассчитывать на льготы
Журнал «Документы и комментарии» № 17, сентябрь 2013 г.
Комментарий к постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.13 № А75-8357/2012.
Суть спора. Налоговая инспекция провела выездную проверку общественной организации по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе НДС (за период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года).
По результатам налоговой проверки ИФНС приняла решение, которым общественная организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату НДС.
Основанием для начисления налога послужил вывод о неправомерном применении общественной организацией льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Позиция суда. Суд занял сторону фискалов.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса РФ, общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой является организация, не ставящая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Статьей 37 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Поэтому судьи указали, что предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, направленной на создание материальной базы, которая позволила бы ей более эффективно реализовать свои уставные цели.
При этом государство предоставляет общественным организациям инвалидов ряд налоговых преференций для формирования более благоприятных условий их деятельности.
Так, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).
В данном случае деятельность общественной организации осуществляется на основании устава, согласно положениям которого основными ее целями являются: объединение в составе отделения организации граждан РФ, получивших инвалидность в результате ранений, увечий, контузий или заболеваний в войнах, вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях, боевых действиях, в том числе за пределами Российской Федерации, при прохождении службы в рядах Минобороны России, МВД России, КГБ-ФСБ России, Минюста России, МЧС России, других министерств и ведомств СССР и Российской Федерации; укрепление ветеранской дружбы; содействие обеспечению инвалидам войн и военных конфликтов равных с другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
При этом в проверяемом периоде общественная организация вела деятельность, связанную с выполнением строительно-монтажных работ. Большинство ее работников не являлись инвалидами, были заняты в предпринимательской деятельности. Удельный вес расходов, направленных на уставные цели, в 2009 и 2010 годах составил 0,4 и 0,5 процента соответственно.
Все это показывает, что финансирование деятельности по достижению уставных целей производилось общественной организацией по остаточному принципу.
Таким образом, арбитры пришли к заключению, что основной целью деятельности общественной организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия во всех сферах общественной жизни.
Вывод судей был следующим: применять льготу по НДС эта организация не вправе.
Примечание «ДК». Общественные организации инвалидов имеют право на льготу по налогу на добавленную стоимость, но только в том случае, когда их деятельность направлена на реализацию интересов инвалидов. Если же основной задачей является получение прибыли от предпринимательской деятельности, то налоги придется платить как обычным организациям. Это же следует из разъяснений главного финансового ведомства, приведенных в письме от 04.03.13 № 03-07-07/6322.
Как и почему можно ликвидировать общественную организацию?
Как известно, любое объединение или предприятие, которое зарегистрировано в органах, может время от времени подвергаться проверкам.
В том случае, если это общественная организация, есть необходимость ежегодно предоставлять отчет об основных этапах ее деятельности, согласно ее целям, а также обо всех денежных операциях, если цель подразумевает их наличие.
Исходя из всего вышенаписанного, можно прийти к выводу, что при отсутствии своевременно предоставленного отчета об основных действиях организации, она будет изъята органом контроля.
Если более конкретно, то согласно второй части 29 статьи Федерального закона, вносить новые данные в ЕГРЮЛ необходимо каждый год, а максимальный срок задержки — 3 года. В обратном случае организация будет ликвидирована и считаться как таковая, что полностью прекратила любую деятельность.
Как создать общественную организацию?
Прежде всего, вы должны разобраться, как её зарегистрировать:
Общественные организации — Структура организации
Взаимодействие и сотрудничество предполагает наличие некоего субъективного фактора, который направляет общественную организацию в сторону тех целей, ради которых она создавалась. Чем более многообразие общественной жизни принимает связанный и нацеленный на удовлетворение общественных проблем характер, тем более, эти процессы основываются на субъективной силе людей, их сознательном отношении к происходящему в обществе.
- представляет интересы организации в различных российских, зарубежных организациях, органах государственной власти и местного самоуправления;
- действует без доверенности от имени организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
- представляет общему собранию членов организации отчет о деятельности организации;
- принимает на работу и увольняет работников организации, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
- дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми штатными работниками Организации;
- открывает и закрывает в банке счета Организации.
Общественная организация
Стандартная структура органов общественной организации выглядит следующим образом. Высшим органом управления в общественной организации всегда является общее собрание членов организации или конференция делегатов от региональных отделений. Только высший орган полномочен решать такие вопросы как изменения в учредительные документы (устав), определение основных направлений деятельности, смена руководителя, а также реорганизация или ликвидация общественной организации. Постоянно-действующий руководящий орган, который действует в промежутках между общими собраниями, и решает остальные вопросы деятельности организации, не относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления, может называться по разному — правление, президиум или, к примеру, совет. Название в данном случае не играет никакой роли, при этом функции и значимость исполнительного органа остается неизменным. Текущим руководством общественной организацией занимается руководитель правления (президиума, совета или др.). Как и в случае с исполнительным органом, руководителем может быть президент, председатель или директор, тут уж как назовете. Нужно отметить, что для общественных организаций обязательно должна присутствовать должность ревизора или специальный орган — ревизионная комиссия. Исполнительный орган организации, а также его руководитель и ревизор (ревизионная комиссия) избираются из числа членов общественной организации на определенный срок. При желании, возможно создание дополнительных органов, например, попечительский совет, но в этом случае в уставе вы должны будете подробно расписать для чего этот орган нужен и его функции.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.Общественная организация считается созданной после принятия решения о ее создании на конференции или общем собрании учредителей.Для полученияправ юридического лица требуется государственная регистрация созданной общественной организации. При регистрации необходимо определить территориальную сферу деятельности. В случае, если вы планируете работать в пределах одного субъекта России, то ваша организация будет зарегистрирована как региональная, если вы создаете филиалы, представительства или отделения на территории двух или более субъектов России, то соответственно создается межрегиональная общественная организация. Возможно создать также общероссийскую или международную организацию, для этого необходимо иметь структурные подразделения на территории более половины субъектов Российской Федерации или на территориях как минимум двух государств соответственно. Территориальная сфера деятельности обязательно указывается в наименовании общественного объединения любой организационно-правовой формы. Учредители общественной организации после ее создания автоматически становятся равноправными членами и в дальнейшем все члены организации имеют равные права и несут обязанности в равной степени не зависимо от того, были они учредителями или нет.Вывести учредителя или ввести нового, в отличие от коммерческих обществ, в общественной организации невозможно. Меняться могут только члены .Права и обязанности членов общественной организации устанавливаются уставом организации и законом об общественных объединениях.
Регистрация общественной организации в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки
Полностью определить этапы создания и деятельности таких общественных союзов и список документации для того, чтобы ее зарегистрировать, возможно, лишь четко установив основную задачу, идею и тематику.
С целью более подробного изучения правил и порядка создания общественного объединения, а возможно и его регистрации, стоит внимательно прочитать приказ «О правилах рассмотрения заявлений регистрации общественных объединений» (№ 19 — 01 — 122 — 97).
Перед тем как создать общественную организацию, стоит определить, подходит ли выбранный правовой формат к тем идеям, которые ею преследуются.
В любом из случаев можно не торопиться с регистрацией в момент создания, особенно в том случае, если в этом нет никакой необходимости.
Поскольку данный вид деятельности считается совершенно некоммерческим, стоит понимать, что создание общественных объединений как прибыльного бизнеса не имеет никакого смысла, а в некоторых случаях даже карается законом.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации могут создаваться юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Одним из видов некоммерческих организаций в соответствии с Кодексом являются общественные организации.
Статьей 117 Гражданского кодекса РФ определено, что общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Таким образом, общественные организации создаются для достижения любых целей граждан, связанных с нематериальными потребностями. Такие организации могут создаваться для общения по интересам, для защиты прав отдельных категорий граждан, для выявления и защиты общих гражданских интересов и тому подобное.
Общественные организации являются некоммерческими организациями, поэтому вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Особенности правового положения общественных организаций определяются Федеральным законом Российской Федерации от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон № 82-ФЗ).
Статьей 8 Закона № 82-ФЗ определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Деятельность общественных организаций основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные организации свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Деятельность общественных организаций должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Порядок учреждения общественной организации установлен главой 2 Закона № 82-ФЗ.
Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. Следовательно:
— один гражданин единолично не может учредить общественную организацию;
— юридическое лицо — коммерческая организация не может быть учредителем общественной организации.
Решения о создании общественной организации, об утверждении ее устава и о формировании руководящих и контрольно — ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия таких решений общественная организация считается созданной: она осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством.
Это важно! Общественная организация приобретает права и обязанности юридического лица только с момента государственной регистрации организации.
Следовательно, общественная организация имеет право функционировать и без государственной регистрации. Однако в этом случае она не будет юридическим лицом, а следовательно, и не сможет осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Если изначально общественная организация планируется как организация, которая не ведет хозяйственную деятельность, для ее легитимной деятельности права юридического лица (то есть государственная регистрация) не обязательны.
Учредителями, членами и участниками общественных организаций могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных организаций.
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных организаций по возрасту, определяются уставами самих общественных организаций.
При создании общественных организаций их учредители автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Устав общественной организации должен предусматривать:
1) название, цели общественной организации, его организационно-правовую форму («Общественная организация»);
2) структуру общественной организации, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой организация осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественной организации, права и обязанности членов организации (если организация предусматривает членство);
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественной организации, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественной организации;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественной организации, права общественной организации и ее структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественной организации.
Принадлежность общественной организации к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в уставе.
Устав общественной организации может содержать описание фирменной символики.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественной организации, не противоречащие законам.
Официальное название общественной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности.
В названии общественной организации не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации.
Общественная организация имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина. Это осуществляется только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей.
Решение о государственной регистрации общественной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных организаций осуществляется налоговыми органами (органами, которые в настоящее время уполномочены регистрировать юридические лица) на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации региональной или местной общественной организации принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации. Следовательно, если в уставе общественной организации указано, что она планирует вести свою деятельность на определенной территории (например, Свердловская область), то документы для государственной регистрации необходимо подать в региональный орган юстиции.
Для государственной регистрации общественной организации в федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественной организации, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;
устав общественной организации в трех экземплярах;
выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественной организации, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
сведения об учредителях;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественной организации, по которому осуществляется связь с общественной организацией;
протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений (для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений);
при использовании общественной организацией личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Изменения, вносимые в уставы общественных организаций, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных организаций, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.
Федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественной организации обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественной организации в единый государственный реестр юридических лиц, либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации общественной организации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
В государственной регистрации общественной организации быть отказано по следующим основаниям:
если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, нормам федерального законодательства;
если представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;
если ранее зарегистрированная общественная организация с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;
если название общественной организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественной организации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественной организации заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации общественной организации, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суд.
Это важно! Общественная организация, не являющаяся юридическим лицом, не вправе осуществлять хозяйственную деятельность.
Общественная организация, являющаяся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.
Имущество общественной организации может формироваться на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.
21.10.2015 Выходные дни 2016 года 06.01.2015 Как отдыхаем в 2015 году 12.02.2014 Пенсионный ликбез для гражданина на 2014 год 17.11.2013 Как отдыхаем в 2014 году: перенос государственных праздников 04.04.2013 ЕГЭ в 2013 году: расписание, чем можно пользоваться на экзамене
- 1 из 39
- следующая ›
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством