Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала подчеркнем необходимость правильного понимания основных видов мотивации. Чаще всего внутреннюю мотивацию описывают как исходящую от самого человека, а внешнюю – от внешних источников. Таким образом, в категорию внутренней мотивированности закончить дело или реализовать проект попадают и волевые усилия, и намерение получить результат, чего бы это ни стоило. Однако же психологическое определение внутренней мотивации немного другое.

Чем отличается внутренняя мотивация от внешней

Внутренняя мотивация описывает действия и деятельность, которые выполняются исключительно ради удовольствия и удовлетворения, получаемых человеком в процессе этой деятельности. Таким образом, это свойство работы или деятельности, присущее им, а не человеку или его решениям. И, соответственно, к внешней мотивации относятся все иные причины выполнять работу или действия, помимо самого «кайфа» от них. Значит, если человека мотивирует тот конечный результат, который он получит после завершения своей деятельности, это опять-таки внешняя мотивация. Даже если он сам стремится к этому результату и никакие внешние вознаграждения его не подталкивают.

Внешняя мотивация связана с любыми иными причинами что-либо делать, помимо внутреннего «интересно и приятно». Такие награды и вознаграждения немного более осязаемы и конкретны и могут принимать множество различных форм. К примеру, внешние мотиваторы могут быть:

  • материальными (зарплата, премия, приз и т.д.);
  • социальными (повышение на работе, присвоение нового статуса или особых привилегий, иные атрибуты более высокого социального положения и престижа и т.д.);
  • эмоциональными (похвала, различные виды признания и благодарности).

Идеальный вариант, когда человек сам горит желанием что-то сделать и лучшей наградой для него является сам процесс, встречается в жизни нечасто и обычно недолговечен. Поэтому в ход вступают различные поощрения, которые нам обещают работодатели, родители, тренеры и мы сами. Однако, опять же, кого-то предложение о повышении или бонусе за высокие показатели подстегнет работать в поте лица и выдавать сверхрезультаты, а кого-то нет. Да и себя можно уговаривать долго, расписывая все преимущества здоровья и стройной фигуры, но откладывать занятия спортом, как и год назад. Почему же внешние стимулы и вознаграждение не всегда работают и порой приводят к противоположному эффекту?

Спор между внутренней мотивацией и внешней мотивацией

Внутренняя и внешняя мотивация не всегда должна быть раздельной, есть действия, которые могут быть мотивированы внутренними и внешними факторами..

Например, выход на работу может заставить вас чувствовать себя полезным и с самим собой, но есть внешний фактор, побуждающий вас продолжать работать, который представляет собой финансовую компенсацию или которую вы получаете взамен или ежемесячные платежи, с которыми вам приходится сталкиваться..

Исследование 1975 года, проведенное Колдером и Ставом, опубликованное в Журнал личности и социальной психологии, уже продемонстрировали, что внутренняя и внешняя мотивация может взаимодействовать между ними, но не действовать аддитивно.

Тем не менее, есть много исследований, которые показывают, что внутренняя и внешняя мотивация могут возникать вместе и оказывать положительное влияние на поведение человека.

Кэрол Сансон собирает в своей книге Внутренняя и внешняя мотивация: поиск оптимальной мотивации и производительности Он собирает цитаты из нескольких исследований, которые показали положительное влияние согласованных действий обоих типов мотивации или стимулов. Например, ссылка на симпозиум Хартера в 1981 году, в котором автор подтвердил, что были «ситуации, в которых внутренний интерес и внешнее вознаграждение могут как бы взаимодействовать для мотивации обучения».

Отношения между внешней и внутренней мотивацией всегда были сложными.

Как уже упоминалось в пояснительном параграфе о внутренней мотивации, существуют определенные внешние факторы, которые могут увеличивать или уменьшать внутреннюю мотивацию, в то же время, как благосостояние человека.

В этом смысле идет спорная дискуссия о том, какой тип стимулов следует использовать в таких областях, как школа, работа или просто на уровне образования дома..

Призы внешнего характера всегда внедрялись в общество и повседневную жизнь. Экономические стимулы распространены в компаниях, а также дают конфеты ребенку, который ведет себя хорошо или выполняет свою домашнюю работу как в школе, так и дома..

Эти внешние факторы также встречаются в отрицательном смысле. Например, нередко видеть, что ребенок наказан за плохой ответ.

Тем не менее, эти вознаграждения и санкции могут быть вредными на психологическом уровне и контрпродуктивными для развития поведения.

Исследование Ролана Бенабу и Жана Тироля, опубликованное в 2003 году в Обзор экономических исследований, поговорим об этом противоречии. Противоречие под влиянием несоответствий, существующих между экономическими и психологическими принципами.

Читайте также:  Как написать и куда подать заявление о вымогательстве денег?

Для экономической дисциплины это основа, на которой люди реагируют на стимулы. В этом случае задумывается как внешние и материальные стимулы или награды.

Однако для социологов и психологов награды и наказания могут быть контрпродуктивными, поскольку они подрывают внутреннюю мотивацию человека к выполнению задач..

Бенабу и Тироль примиряют как экономические, так и психологические взгляды, показывая отрицательное влияние, которое внешние эффекты могут оказывать на внутреннюю мотивацию и потерю интереса человека к этой задаче..

Эти вредные эффекты очень легко объяснить с помощью некоторых методов дошкольного образования. Например, в некоторых домах принято заставлять детей готовить блюдо, которое им не нравится. Это может привести к тому, что ребенок откажется от этого блюда и полностью откажется пробовать что-то новое, став вечным ритуалом кормления..

Наконец, Бенабу и Тироль приходят к выводу, что стимулы служат для усиления выполнения мероприятий очень слабым способом и только в краткосрочной перспективе. Также в долгосрочной перспективе они могут создавать негативные последствия.

Таким образом, можно сделать вывод, что для мотивации детей и взрослых в школе и на работе, а также в повседневной жизни лучше использовать методы, которые не снижают внутреннюю мотивацию или психическое благополучие. Например с положительным отзывом.

Мотивация идентификации с другим человеком

Мотивацией идентификации с другим человеком называют желание одного человека быть похожим на другого. Часто это какой-то кумир, но чаще это авторитетный человек (родственник), побуждающий конкретного индивида равняться на него. Очень частым примером мотивации идентификации с другим человеком служат подростки, которые постоянно кого-то копируют.

Не всегда мотивация идентификации с другим человеком имеет положительные результаты: человек стремится быть лучше. Но иногда люди берут пример с плохих людей. Тяга подражать кумиру — серьезный мотив. Если кумир вызывает восторг, много сильных эмоций, это подсознательно заставляет человека подрожать ему. Подражание может проявляться в различных аспектах, таких как одежда, повадки, мимика, внешний облик, манера поведения и т.д. При подражании кумиру у индивида появляется уверенность в себе, происходит энергетический подъем.

Мотивация Макклелланда

Теория потребностей МакКлелланда строится на том, возможно, классификация потребностей Маслоу не полная. Ученый считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Потребность успеха находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. В теории Макклелланда имеется справедливая для американского общества идея о наиболее желательном мотиве поведения – стремлении к успеху. Задача при этом заключается в обеспечении увязки общей направленности работника на успех с достижением успеха в процессе достижения целей данной корпорации. Мотивация на основании потребности в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие индивиды заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских связей, оказании помощи другим людям. Личность с развитой потребностью причастности будет привлечена такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.

Почему сотрудники плохо работают?

По статистике, лишь малая доля начальников довольна своими сотрудниками и результатом их работы. Любой компании, даже самой успешной, всегда есть куда стремится. Выделяют несколько основных причин, по которым работники недобросовестно выполняют свои обязательства:

  • Отсутствие заинтересованности в самой работе, в результате от трудовой деятельности, нет желания идти на работу с настроением и выкладываться на все 100 процентов; и главное сотрудник не ощущает своей значимости в коллективе;
  • Нет четкого понимания, как складывается заработная плата, как начисляется премия и от каких показателей зависит дополнительный бонус;
  • Отсутствие профессионализма в команде (сотрудникам, необходимо проходили тренинги и обучаться навыкам общения с клиентами). Итак, после того, как руководитель разобрался в причинах, почему коллектив работает не интенсивно, следует ввести систему мотивации. И совсем не секрет, что самой эффективной является денежная мотивация.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Читайте также:  Порядок уплаты налогов и сборов

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей. Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других. Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.

Для чего нужна мотивация

Мотивация — это побуждение к действию и неотъемлемая часть любого профессионального и личностного роста. Система мотивов напрямую связана с психологическими особенностями каждого человека, так как благодаря знанию темперамента можно подобрать подход к каждому сотруднику. Например, холерики предпочитают активную работу, связанную с множеством движений, в то время как меланхоликам больше по душе сидячая, монотонная деятельность. Знание мотивов человека помогает организовать комфортную для него обстановку, что способствует росту продуктивности.

А для продуктивной работы вашего бизнеса подключите сквозную аналитику Calltouch. Она подойдет для любого бизнеса, в котором есть расходы на маркетинг. Вы узнаете, что приносит вам целевой трафик и доход, сможете усовершенствовать рекламу, оптимизировать бюджет.

Самомотивация – применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:

  • желания и стремления;
  • целенаправленность и последовательность;
  • решимость действовать и постоянство.

Главным показателем правильной самомотивации выступает ситуация, когда при наличии больших помех извне человек не сдается и продолжает двигаться к своей цели.

Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.

Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:

  • аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
  • самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
  • биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
  • формирование волевых навыков – выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
  • визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Читайте также:  Виза в Литву для Россиян в 2020 году

Чем отличается внутренняя мотивация от внешней

Для начала подчеркнем необходимость правильного понимания основных видов мотивации. Чаще всего внутреннюю мотивацию описывают как исходящую от самого человека, а внешнюю – от внешних источников. Таким образом, в категорию внутренней мотивированности закончить дело или реализовать проект попадают и волевые усилия, и намерение получить результат, чего бы это ни стоило. Однако же психологическое определение внутренней мотивации немного другое.

Внутренняя мотивация описывает действия и деятельность, которые выполняются исключительно ради удовольствия и удовлетворения, получаемых человеком в процессе этой деятельности. Таким образом, это свойство работы или деятельности, присущее им, а не человеку или его решениям. И, соответственно, к внешней мотивации относятся все иные причины выполнять работу или действия, помимо самого «кайфа» от них. Значит, если человека мотивирует тот конечный результат, который он получит после завершения своей деятельности, это опять-таки внешняя мотивация. Даже если он сам стремится к этому результату и никакие внешние вознаграждения его не подталкивают.

Внешняя мотивация связана с любыми иными причинами что-либо делать, помимо внутреннего «интересно и приятно». Такие награды и вознаграждения немного более осязаемы и конкретны и могут принимать множество различных форм. К примеру, внешние мотиваторы могут быть:

  • материальными (зарплата, премия, приз и т.д.);
  • социальными (повышение на работе, присвоение нового статуса или особых привилегий, иные атрибуты более высокого социального положения и престижа и т.д.);
  • эмоциональными (похвала, различные виды признания и благодарности).

Идеальный вариант, когда человек сам горит желанием что-то сделать и лучшей наградой для него является сам процесс, встречается в жизни нечасто и обычно недолговечен. Поэтому в ход вступают различные поощрения, которые нам обещают работодатели, родители, тренеры и мы сами. Однако, опять же, кого-то предложение о повышении или бонусе за высокие показатели подстегнет работать в поте лица и выдавать сверхрезультаты, а кого-то нет. Да и себя можно уговаривать долго, расписывая все преимущества здоровья и стройной фигуры, но откладывать занятия спортом, как и год назад. Почему же внешние стимулы и вознаграждение не всегда работают и порой приводят к противоположному эффекту?

Термин мотивация происходит от латинского слова movere, которое переводится как «двигать». Это понятие имеет несколько трактовок:

  1. Побуждение к действию.
  2. Динамический психофизиологический процесс. С его помощью контролируется поведение. Определяется активность, устойчивость, направленность, организованность.
  3. Способность индивида удовлетворять желания с помощью деятельности.

Основные функции:

  1. Стимулирующая — побуждает индивида выполнять определенные действия. Мотивация будет присутствовать до тех пор пока индивид не получит необходимое.
  2. Направляющая — перенаправляет энергию на нужный объект. От этой функции зависят поведенческие стратегии.
  3. Побуждающая — вызывает потребностное состояние, при котором начинается мобилизация энергии. Изменяется поведение, проявляется повышенная активность в действиях.
  4. Регулирующая — характер поведения предопределяется мотивом.

Многие путают мотив с целью или потребностью, но эти понятия имеют разную трактовку. Потребности — подсознательное желание избавиться от дискомфорта. Цель — результат сознательного выбора человека, направленности действий.

Классификация мотивации по другим факторам

В зависимости от других факторов могут выделяться другие виды мотиваций. Так по своему постоянству они могут классифицироваться на:

  • Устойчивые, которые отличаются максимальным подкреплением какого-то внешнего влияния или внутреннего убеждения. В этом случае не требуется создавать дополнительные мотивы, чтобы человек успешно продвигался к цели. Такие мотивации способны творить чудеса, так поддерживают человека в творческом состоянии длительное время.
  • Неустойчивые, требующие обязательной внешней подпитки для того, чтобы обеспечить продвижение индивидуума вперед.

Кроме того мотивации классифицируются по своему воздействию:

  • Положительная предполагает использование исключительно позитивных стимулов. Например, ребенку родители обещают купить какую-то вещь за то, что он успешно закончит учебный год.
  • Отрицательная основывается на понимании того, чего не нужно делать. К примеру, студентам необходимо посещать лекции, чтобы их не отчислили. К данному виду также относятся материальные штрафные санкции за невыполненную работу.

Экстернальная регуляция

Данный вид мотивации характеризуется наименьшим уровнем реализации процесса интернализации, при котором поведение регулируется за счет результатов, которые не связаны с непосредственной реализацией деятельности. При данном виде мотивации смысл деятельности придают исключительно внешние факторы, однако, личность не ощущает себя полноправным субъектом деятельностных процессов, поскольку их реализация направляется стимулами, заданными другими. Реализация профессиональной, академической деятельности не приносит удовлетворения, осуществляется исключительно в связи с ожиданием внешних поощрений или санкций.

При интенсивно выраженном уровне протекания интернализации формируется интегративный вид регуляции, при котором внешние факторы принимаются личностью как собственные побуждения, что приводит к максимально эффективному осуществлению деятельности, реализации и развитию творческого потенциала.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *