Все о медицинском освидетельствовании на состояние опьянения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, необходимо точно знать: отказ от медицинского освидетельствования невозможен. При этом не дышать в трубочку можно. Поэтому при общении с сотрудниками ДПС следует внимательно слушать, чего они хотят.
Отказ от освидетельствования
Отказ от медицинского освидетельствования возможен. Данная информация заносится в журнал. В акте указываются причины, по которым исследование не было проведено. Но если гражданин отказался сразу при назначении процедуры, акт не заполняется вовсе.
По результату проведения исследования выносится заключение. Оно содержит конечный результат — признание лица находящимся в состоянии опьянения или противоположный результат.
Отказ от освидетельствования, как правило, приводит к ужесточению ответственности. При отсутствии доказательств того, что гражданин был в состоянии опьянения, при правильном оформлении протокола сотрудниками ГИБДД гражданин будет лишен права управления транспортным средством. Суды воспринимают отказ как попытку сокрытия состояния опьянения. Поэтому не рекомендуется игнорировать требования сотрудников МВД.
Комментарий к ст. 27.12 КоАП
1. Комментируемая статья с 1 июля 2008 г. будет регламентировать проведение не двух, а трех административно-принудительных мер. К отстранению от управления транспортным средством и медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения добавится еще освидетельствование на состояние опьянения.
Отстранение от управления транспортным средством производится по следующим основаниям:
1) если в отношении лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, указаны в приложении N 6 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). Такими критериями являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При наличии этих критериев отстраняемое лицо подлежит также направлению на освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, водители — участники дорожно-транспортных и водных происшествий, приведших к тяжким последствиям, подлежат обязательному направлению на освидетельствование в медицинское учреждение;
2) в случае совершения лицом, управляющим транспортным средством, административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП.
Действующая с 1 июля 2008 г. редакция комментируемой статьи будет предусматривать введение новой административно-принудительной меры: освидетельствования на состояние опьянения. В отличие от медицинского освидетельствования на состояние опьянения освидетельствование на состояние опьянения производится не медицинскими работниками, а должностными лицами, указанными в ч. 2 комментируемой статьи. На медицинское освидетельствование лицо может быть направлено в трех случаях:
1) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
2) при несогласии лица с результатами освидетельствования;
3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Критерии, которые дают достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, указаны в п. 1 комментария к данной статье.
2. Об органах и должностных лицах, осуществляющих государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, см. комментарии к ст. 23.36 — 23.42 КоАП РФ. Невыполнение водителем законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 12.26 КоАП РФ.
3 — 5. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол. Форма протокола об отстранении от управления транспортным средством приведена в приложении N 14, а форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения — в приложении N 15 к Методическим рекомендациям по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, направленным письмом МВД России от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72.
6. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 утверждены только Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов. В соответствии с этими Правилами медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.
Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.
Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В настоящее время действует Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). В приложении N 3 к этому Приказу содержится Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (с изменениями от 10 января 2006 г.). Данной Инструкцией, в частности, установлено, что при освидетельствовании могут использоваться зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению. Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.
Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты в установленном порядке.
Конкретное изделие медицинского назначения или метод (медицинскую технологию) для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, конкретный биологический объект, отбираемый для направления на лабораторное химико-токсикологическое исследование, в каждом случае определяет врач (фельдшер), проводящий освидетельствование.
При освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в Акт.
При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов, (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение; в пункте 16 Акта указывается, какой биологический объект взят для проведения химико-токсикологического исследования.
В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования в журнале делается запись «от освидетельствования отказался». В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в журнале указывается «от освидетельствования отказался».
Судебная практика по оспариванию результатов медицинского освидетельствования
Как уже упоминалось ранее, состояние опьянения, установленное по результатам медицинского освидетельствования, влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Указанные последствия чаще всего для освидетельствуемого носят негативный характер в виде привлечения к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности. Логично, что желание избежать или снизить размер ответственности, побуждает освидетельствуемого к обжалованию результатов медицинского освидетельствования или обжалования правовых норм, устанавливающих правила медицинского освидетельствования.
Так, например, гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 11 Порядка и подпункта 13.2 Акта в части, устанавливающей интервал времени 15-20 минут после первого исследования, в течение которого проводится второе исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, указывая на то, что установление нефиксированного и неоднозначного интервала (промежутка времени) неопределенной длительности противоречит законодательству об исчислении времени и об обеспечении единства измерений, и нарушает его права как лица, привлекаемого к административной ответственности.
По указанному делу было принято решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 № АКПИ17-245, в котором суд указал, что установленные оспариваемыми нормами временные рамки проведения повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя через 15-20 минут после проведения первого исследования обусловлены медицинскими показаниями, связанными с исключением ошибочного результата исследования, который может быть получен в связи с наличием небольших количеств алкоголя, адсорбировавшегося на слизистой оболочке ротоглотки при употреблении накануне исследования спиртосодержащих лекарств, так называемого фиксированного алкоголя.
В основу судебного решения были положены пояснения специалиста, указавшего, что научными исследованиями установлен максимальный интервал, в течение которого адсорбированный алкоголь может держаться на слизистой оболочке полости рта равный 15 минутам. Исходя из этого при проведении повторного исследования в интервале после 15 и до 20 минут после первичного исследования будет зафиксировано наличие или отсутствие именно алкоголя, а не лекарственных препаратов в выдыхаемом воздухе.
Суд указал, что проведение исследования в интервале от 15 до 20 минут, исходя из приведенного медицинского обоснования, не влияет на правильность самого исследования и направлено на исключение возможности оспаривания исследования по формальным основаниям и отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Отметим, что процедура и результаты медицинского освидетельствования на алкогольное (наркотическое) опьянение достаточно часто становятся предметом оспаривания привлечения к административной ответственности в судах вышестоящих инстанций. Приведем несколько типичных примеров.
Постановление Пермского краевого суда от 28.01.2019 № 4А-52/2019 № 4А-1910/2018
Гражданин обжаловал постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности, указав, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения ему для ознакомления не вручен, что лишило освидетельствуемого возможности оспорить результаты освидетельствования, при этом имеющаяся в материалах дела копия акта не заверена надлежащим образом.
Суд не согласился с мнением заявителя, указав, что доводы о невручении акта медицинского освидетельствования и приобщении его к материалам дела в виде незаверенной копии, не свидетельствуют о существенном нарушении норм КоАП РФ, влекущем отмену судебных актов, поскольку установлено, что оригинал акта медицинского освидетельствования приобщен к материалам другого дела об административном правонарушении в отношении гражданина, право на получение копии указанного документа освидетельствуемый не был лишен, так как согласно протоколу судебного заседания, он мог узнать результаты медицинского освидетельствования, но акт медицинского освидетельствования не получил.
Постановление Саратовского областного суда от 05.03.2019 № 4А-111/2019.
Гражданин обжаловал постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности, указав, что проверка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе не производилась, в акте не указаны клинические признаки опьянения, нарушена процедура проведения освидетельствования.
Однако, суд счел, что доводы жалобы со ссылкой на пояснения врача-нарколога о том, что проверка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе не производилась, в акте не указаны клинические признаки опьянения, нарушена процедура проведения освидетельствования, противоречат материалам дела. Освидетельствование проведено организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утверждённый приказом министерства здравоохранения № 933н от 18 декабря 2015 года, не нарушен, в акте освидетельствования имеется указание, в том числе, и на пробы выдыхаемого воздуха. У испытуемого были отобраны биологические объекты, которые подвергнуты анализу.
В результате суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Решение Вологодского областного суда от 01.04.2019 № 7А-164/2019
Гражданин обжаловал постановление судьи о привлечении к административной ответственности, указав на недопустимость принятия в качестве доказательства по делу акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Суд указал, что медицинское освидетельствование для установления факта употребления наркотического средства было проведено в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 18.12.2015 № 933н, в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения отражены все результаты проведенных тестов и исследований, акт составлен в соответствии с законом, не противоречит требованиям указанного приказа, по результатам медицинского освидетельствования было вынесено заключение о нахождении освидетельствуемого в состоянии опьянения, вызванного употреблением наркотического средства, содержащее в своем составе каннабиноиды, без назначения врача. Таким образом, оснований для признания данного акта недопустимым доказательством по делу, не имеется.
Постановление Верховного Суда Республики Коми от 11.04.2019 № 4А-165/2019
Гражданин обжаловал постановление судьи о привлечении к административной ответственности, указав на нарушение порядка проведения освидетельствования, направления биологического объекта на исследование, полагая, что химико-токсикологическое исследование проведено в один этап, без подтверждающего исследования и с нарушением установленных сроков. Также указал на наличие разногласий и неправильность заполнения медицинским учреждением справок, направлений и акта освидетельствования.
В тоже время материалами дела подтверждается, что данные о проведении подтверждающего исследования отражены в журнале регистрации результатов химико-токсикологических исследований, согласно которого, в биологическом объекте, отобранном у освидетельствуемого обнаружены каннабиноиды. Наличие в учетной форме N452/у-06 (направление на химико-токсикологическое исследование) указания на наличие каннабиноидов в количестве 84 нг/мл является резолюцией заведующей КДЛ и не может быть расценено как указание на предварительный результат исследования направленного в лабораторию биологического объекта. Таким образом, нарушений Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, выразившихся в нарушении сроков направления биологического объекта на исследование и сроков проведения исследования не установлено.
О правовом регулировании медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Прежде чем начать писать о новом акте, следует отметить, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения (далее – МО) давно уже существовало в правовом поле РФ, однако, касалось оно только лиц, которые управляют транспортным средством в подобном состоянии (Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании» (далее – Приказ № 308). Между тем, на практике имеется достаточно большое количество лиц, в отношении которых освидетельствование подобного рода необходимо и обязательно.
В связи с чем, законодателем и был принят новый Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденный Приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н (далее – Порядок МО на состояние опьянения).
В данной статье будут освещены не только основные положения нового порядка МО, но некоторые важные отличительные моменты от ранее действовавшего Приказа № 308.
В первую очередь, вышеуказанным порядком четко определена цель подобного медицинского освидетельствования – установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством РФ (п.2 Порядка МО на состояние опьянения).
Следует также отметить, что в отличие от ранее действовавшего Приказа № 308, в новом Порядке МО на состояние опьянения более детально определен алгоритм действий медицинских работников при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
О требованиях к медицинской организации и к медицинским работникам, осуществляющим медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Требования, к медицинской организации, осуществляющим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, остались прежние, а именно МО проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по МО (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения МО (пункт 3 Порядка МО на состояние опьянения).
Что касается врачей, привлекаемых к осуществлению подобного МО, то законодатель более подробно установил, что осмотр врачом – специалистом проводится врачом – психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (при невозможности проведения осмотра врачом – специалистом осмотр проводится фельдшером), прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения МО по программе, предусмотренной приложением № 7 к Приказу № 308.
При этом сама Программа подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (Приложение № 7 к Приказу № 308), осталась неизменной и не утратила силу, её положения были распространены и на медицинских работников, проводящих МО на состояние опьянения иных лиц (п. 4 Порядок МО на состояние опьянения). Продолжительность подготовки составляет по данной программе 36 часов.
Также новым Порядком МО на состояние опьянения четко определен перечень осмотров врачами – специалистами, а также инструментальных и лабораторных исследований:
- осмотр врачом – специалистом (фельдшером);
- исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
- определение наличия психоактивных веществ в моче;
- исследование уровня психоактивных веществ в моче;
- исследование уровня психоактивных веществ в крови.
О новых особенностях МО на состояние опьянения лиц, управляющих транспортным средством
Как уже отмечено выше, ранее подобное МО регламентировалось Приказом № 308, а также регламентируется Правилами № 475. Новый же Порядок МО на состояние опьянения отличается значительной и более подробной регламентаций действий медицинских работников при проведении подобного МО.
Во – первых, нововведением считается то, что при МО указанных лиц отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико – токсикологические исследования (далее – ХТИ) осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя (абзац 1 пункта 12 Порядка).
Во – вторых, должностным лицам (копия – освидетельствуемому) выдается справка произвольной формы, в которой отражается: по результатам МО обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, МО будет завершено по получению результатов химико – токсикологического исследования биологического объекта (пункт 13 Порядка) (Ранее подобная норма также была предусмотрена Приказом № 308).
К слову, подобная справка также выдается и когда МО, проводится в отношении лиц, указанных в п. п. 2-4 пункта 5 (о них имеется информация в представленной выше таблице).
В – третьих, медицинское заключение «установлено состояние опьянения» при МО данной категории лиц выносится при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам ХТИ в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ (далее – НС и ПВ) (пункт 15 Порядка).
Медицинское же заключение «состояние опьянения не установлено» в отношении данных лиц выносится при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта НС и (или) ПВ (пункт 16 Порядка).
Важно также отметить, что при МО данных лиц в случае обнаружения в пробе биологического объекта аналогов НС и (или) ПВ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится, а о наличии выявленных выше веществ, включая наименование и концентрация, указывается в пункте 14 акта.
Правила оспаривания постановления
Автоинспекторы не обладают правом самостоятельно лишать водителей их удостоверения. Поэтому данная процедура выполняется исключительно судом после рассмотрения всех документов, имеющих отношение к этому делу. Для этого учитываются результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Но даже при наличии данного документа у автоинспектора, имеются определенные ситуации, когда результат может быть оспорен. В этом случае к водителю не будут применяться какие-либо меры ответственности.
Оспариванием должен заниматься непосредственный автовладелец. Если он уверен, что управлял машиной в трезвом виде, то целесообразно воспользоваться независимым медосвидетельствованием на состояние опьянения. В этом случае можно доказать, что в действительности гражданин был трезвым.
Правила оспаривания постановления
Автоинспекторы не обладают правом самостоятельно лишать водителей их удостоверения. Поэтому данная процедура выполняется исключительно судом после рассмотрения всех документов, имеющих отношение к этому делу. Для этого учитываются результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Но даже при наличии данного документа у автоинспектора, имеются определенные ситуации, когда результат может быть оспорен. В этом случае к водителю не будут применяться какие-либо меры ответственности.
Оспариванием должен заниматься непосредственный автовладелец. Если он уверен, что управлял машиной в трезвом виде, то целесообразно воспользоваться независимым медосвидетельствованием на состояние опьянения. В этом случае можно доказать, что в действительности гражданин был трезвым.
Как защититься от обмана и сговора?
Нередкими считаются случаи, когда водители сталкиваются с тем, что врачи и автоинспекторы находятся в сговоре, поэтому по результатам обследований устанавливают, что гражданин находится в состоянии опьянения. Если человек уверен в том, что он полностью трезв, то не допускается соглашаться с результатами исследований, поэтому целесообразно оспорить их с помощью независимого обследования.
Чтобы защититься от обмана и возможного сговора, рекомендуется учитывать следующие факты:
- не допускается отказываться от обследования, так как это расценивается автоинспектором как управление машиной в состоянии опьянения;
- общаться с полицейскими надо вежливо и спокойно;
- если на машине установлен видеорегистратор, то он должен быть включен, так как за счет наличия записывающего устройства можно доказать, что работник ГИБДД вымогал деньги или другими действиями нарушал законодательство;
- перед использованием алкотестера целесообразно потребовать от автоинспектора документы на этот прибор, чтобы убедиться в его актуальности и работоспособности;
- не допускается вносить какие-либо сведения в протокол под диктовку инспектора ГИБДД, поэтому все данные вносятся самостоятельно на основании выявленных фактов;
- если автоинспектор не приглашает к обследованию понятых, то автомобилист может потребовать их присутствия, а иначе можно отказаться от применения алкотестера;
- не разрешается подписывать разные документы, выдаваемые сотрудником ГИБДД, поэтому следует настаивать на составлении протокола;
- не допускается соглашаться на сговор или аферы.
Рейды, на основании которых сотрудники ГИБДД выявляют пьяных водителей, являются распространенными и частыми. Нередко автоинспекторы настаивают на том, что конкретный автовладелец является пьяным даже при отсутствии признаков опьянения. В этом случае каждый гражданин должен знать, как обезопасить себя от наговоров. Если даже после прохождения медицинской проверки устанавливается, что он пьян, то целесообразно воспользоваться независимым исследованием. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителя считается простым и понятным. Если после повторной проверки выявляется, что гражданин полностью трезв, то легко оспорить результаты прошлой оценки.
Если гражданин принимает решение о том, чтобы оспорить результаты прошлого обследования в медицинском учреждении, то им должны учитываться следующие нюансы:
- повторное исследование должно выполняться в течение двух часов после прошлой проверки, это гарантирует, что алкоголь никаким образом не мог выветриться из организма человека;
- врачам требуется передать документы, подтверждающие личность гражданина, так как сведения из этих документов вносятся в отчет о проведенном обследовании;
- в выбранном учреждении составляется заявление о прохождении проверки на основании того, что человек не соглашается с результатами прошлого исследования на состояние опьянения;
- при повторных исследованиях в двух экземплярах берется материал для проведения оценки, так как один экземпляр обязательно хранится до проведения судебного разбирательства, поскольку судья может потребовать дополнительную проверку;
- чтобы результаты были достоверными и актуальными, сдавать рекомендуется мочу, кровь и слюну, что предоставит гражданину больше аргументов в свою пользу на суде;
- если в установленные сроки не может человек пройти независимое исследование, то мочу можно сдать в течение 12 часов после составления протокола.
Если у водителя автоинспектор забирает права, но гражданин уверен, что находится в трезвом состоянии, то требуется пользоваться всеми возможными способами, позволяющими отстоять свою позицию. При сдаче самостоятельно анализов в государственном медицинском учреждении можно подтвердить свою правоту. При таких условиях через суд снимается обвинение, а также автоинспекторы привлекаются нередко к уголовной ответственности за сговор с медицинскими компаниями, составляющими фальшивые акты.
Отстранение нарушителя от управления транспортным средством
Для проведения освидетельствования необходимым и достаточным условием является наличие у инспектора ГИБДД достаточных оснований полагать, что водитель находится в опьянении. В этом случае на первом же этапе водителя отстраняют от управления автомобилем в соответствии с абз. 3 п. 223 и п. 224 Регламента. Процедура отстранения проходит в строгом соответствии с регламентом, указанным в КоАП РФ (ст. 27.12 ч. 1 и 2).
Отстранение проводится в присутствии двух понятых или с применением технических средств фиксации происходящего на видео. Если понятые присутствуют, после разъяснения им их прав каждый из понятых должен лично убедиться в наличии у нарушителя очевидных признаков опьянения и подтвердить это.Если понятых нет, и применяется видеозапись, в протоколе об отстранении от управления ТС делается соответствующая запись том, что понятые отсутствовали.
Протокол должен быть заполнен с указанием места, даты, времени, оснований и необходимых обстоятельств отстранения от управления (ч. 3 и 4 ст. 27.12 КоАП РФ).
Комментарии к ст. 27.12 КОАП РФ
1. Под управлением транспортным средством соответствующего вида следует понимать действия лица, когда оно привело транспортное средство в движение и управляет им либо когда осуществляет управление параллельно с лицом, которое оно обучает вождению транспортным средством. Управлением транспортным средством соответствующего вида следует признать и нахождение лица на месте водителя (судоводителя) в кабине буксируемого транспортного средства.
При этом не имеет значения, имело ли лицо право на управление транспортным средством, было ли лишено такого права либо такое право вообще отсутствовало.
2. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ внесены значительные изменения в нормы комментируемой статьи, касающиеся порядка освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения.
В примечании к данной статье были определены критерии состояния алкогольного опьянения, выраженные определенными показателями концентрации этилового спирта в крови и в выдыхаемом воздухе.
Однако истекший период показал, что введенные меры не привели к существенному снижению количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ примечание в комментируемой статье было признано утратившим силу.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что данное лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством. В качестве таких достаточных оснований утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 (с изм. и доп.) Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов устанавливают наличие одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Отстранение от управления транспортным средством применяется и при совершении водителем транспортного средства следующих правонарушений:
1) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;
2) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
3) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);
4) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.
3. Под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа из замка зажигания, в освобождении лицом места водителя в кабине транспортного средства соответствующего вида.
Правом отстранения от управления транспортными средствами соответствующего вида обладают: в отношении водителей транспортных средств — должностные лица ГИБДД; в отношении судоводителей маломерных судов — должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам.
4. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, которое проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортных средств Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.
Данное освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов на бумажном носителе, разрешенных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр средств измерения. В п. п. 6 — 8 указанных выше Правил определены обязанности соответствующих должностных лиц по проведению такого освидетельствования, в том числе перед проведением освидетельствования информировать водителя о порядке его проведения.
Согласно п. 9 указанных Правил в случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составляется акт об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование. Форма акта утверждена Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 (РГ. 2008. 22 авг.).
5. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами проведенного освидетельствования; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Направление на медицинское освидетельствование осуществляют должностные лица, упомянутые в п. 4 настоящего комментария. При этом составляется соответствующий протокол по установленной Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 форме и принимаются меры к установлению личности водителя (см. п. п. 11 — 12 Правил).
6. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляются соответствующие протоколы. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена мера административного принуждения. Требования к составлению протокола определены в ч. 4 данной статьи.
7. Невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования влечет ответственность по ст. 12.26 Кодекса. В этом случае в обязательном порядке составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия лица по уклонению от освидетельствования.
8. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, имеющих надлежащую лицензию, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Минздравсоцразвития России требованиям. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном в разделе IV упомянутых выше Правил — «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения и оформление его результатов».
Медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшером) в соответствии с п. п. 16 — 20 упомянутых Правил и Инструкцией по проведению освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (с изм. и доп.).
Если водитель, который подозревается в алкогольном опьянении, отказывается проходить экспертизу, ему нужно готовиться к неприятным последствиям:
- На имя автонарушителя или того, кто отказывается от требований инспекторов ГИБДД проехать на экспертизу, выписывается штраф, размер которого составляет 30000руб. Также водитель будет сразу лишен права в течение двух лет осуществлять управление транспортными средствами.
- Если от процедуры отказывается физическое лицо, которое на этот момент лишено водительских прав, либо у него нет при себе удостоверения, его должны арестовать на 15-ть суток. Тот автонарушитель, который по закону не может подлежать аресту, должен уплатить штраф в размере 30000руб.
Судебно-медицинское освидетельствование
Для того чтобы пройти такое освидетельствование нужно иметь направление от органов следствия. Специалистом в области судебной медицины является судебно-медицинский эксперт. Производя освидетельствование, он чаще всего устанавливает:
- наличие телесных повреждений;
- давность их причинения;
- механизм возникновения повреждений;
- степень их тяжести.
Вопросы, требующие разъяснения, как правило, указаны в направлении следственных органов и заверены подписью следователя и печатью.
Это важно! При обращении в судебно-медицинское учреждение необходимо предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность.
При медицинском освидетельствовании побоев, в случаях, если ранее оказывалась врачебная помощь, нужно предоставить оригиналы документов (справка из травмпункта, амбулаторная карта, история болезни). Это необходимо для уточнения клинической картины и выяснения длительности лечения.
Для более точного установления времени нанесения повреждений желательно проводить осмотр в ранние сроки.
Прием граждан судебно-медицинский эксперт проводит в специальном отделении бюро экспертизы либо в оборудованном для этого помещении.
Порядок проведения медицинского освидетельствования предусматривает расспрос потерпевшего. Врач записывает жалобы и обстоятельства получения травмы. После сбора анамнеза эксперт осматривает повреждения и оценивает их. При необходимости врач имеет право осмотреть свидетельствуемого полностью. При отказе от осмотра делается соответствующая запись в экспертных документах. По необходимости судебный медик вправе привлекать специалистов из иной области медицины. Наиболее часто по поводу повреждений используют специальные познания:
- хирурга общего профиля;
- травматолога;
- невролога;
- рентгенолога.
В отдельных случаях для установления диагноза необходима госпитализация. Эксперт вправе госпитализировать свидетельствуемого в профильное медицинское учреждение.
Если потерпевший желает получить независимое заключение по поводу полученных побоев, он вправе обратиться в любое иное экспертное учреждение имеющее соответствующую лицензию.