Норматив Потребления 🚰 Воды в 2023 Году на 1 Человека Без Счетчика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив Потребления 🚰 Воды в 2023 Году на 1 Человека Без Счетчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативы потребления водных ресурсов были введены правительством страны с целью мотивации людей устанавливать счетчики. Ведь они значительно завышены и большинство жильцов расходует гораздо меньше воды. Например, согласно нормативу за месяц один жилец потребляет 6,935 куб.м или 200 литров в сутки холодной воды. Стандартная ванна вмещает 250 л воды. Не все люди ее принимают ежедневно. Даже, если мыть посуду и руки, стирать вещи в стиральной машинке, принимать душ, не расходуется 200 литров. Норма была определена с учетом естественных нужд, приведенных ниже в таблице.
На что расходуется вода | Единица измерения | Затрачиваемый объем в литрах |
Мытье в душе | сутки | 30 |
Бритье, умывание, прочие ежедневные потребности | неделя | 200 |
Спуск воды с бачка унитаза | день | 200 |
Прием ванны | неделя | 400 |
Мытье посуды, готовка еды, влажная уборка | неделя | 500 |
Но фактически одному человеку в месяц достаточно 4,5 куб.м воды. По закону коммунальщики вправе повышать утвержденный норматив до двух раз с целью перекрытия расходов. В этом случае платить за горячую и холодную воду приходится еще больше.
Муниципалитету выгодно, чтобы граждане страны устанавливали водомеры. Поскольку в квартире или загородном доме может быть зарегистрировано одно количество человек, а по факту жить гораздо больше. В подобном случае реальное водопотребление возрастает в 3-4 раза. Нормативы позволяют полностью покрыть этот перерасход и избежать финансовых трат муниципальным органам.
Сколько придется заплатить за воду без счетчика: нормативы, формула и пример расчета
По закону установка ИПУ (индивидуальных приборов учета) является обязательной, когда нет конструктивных трудностей. Бывает, что объективно это сделать невозможно, например, из-за ветхости водопроводных труб.
Штрафов за отсутствие счетчиков нет. Но хозяина квартиры наказывают повышенной квартплатой. Если нет механических препятствий для монтажа ИПУ, но собственник отказывается их ставить, тогда оплата за использованную воду определяется с помощью повышенного коэффициента. Цифра получается весьма внушительной.
Норматив потребления воды на 1 человека без счетчика был рассчитан еще в 20 веке и остается на одной отметке больше 25 лет.В 2020 году показатель также изменений не претерпел. Незначительно варьироваться он может, исходя из конструктивных особенностей здания.
Тарифы на воду и водоотведение в 2020 году в Москве и Московской области
Тарифы на воду для расчёта оплаты коммунальных услуг в городе Москва, а также для населения Московской области поставляемых АО «Мосводоканал» разделяются на два периода: тарифы водоснабжения и водоотведения с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 и тарифы водоснабжения и водоотведения с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.
На территории Москвы и Московской области действуют тарифов на воду представленные ниже в таблице. Все тарифы на питьевую воду и водоотведение указаны в руб./куб.м:
Рассмотрим каким образом устанавливается конкретная сумма в квитанции ЖКХ. Ключевую роль в порядке расчета тарифов на воду и водоотведение в Москве и Московской области играет наличие или отсутствие приборов учета. Существуют несколько видов расчета расхода воды:
- По счетчику. Размер оплаты воды рассчитывается по индивидуальному прибору учета установленному в квартире.
- По общедомовому прибору учета. Размер оплаты за водопотребление при отсутствии индивидуального прибора учета вычисляться из показаний коллективного, общедомового водомера. Путем вычисления усредненной нормы душевого потребления, по количеству проживающих и нормативов, которые устанавливаются для каждого региона.
- На общедомовые нужды. Размер оплаты за водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается из показаний домового прибора учета. В эту строку включаются все расходы воды не связанные с потреблением в квартирах. В раздел расходов на общедомовые нужды входят кубометры, которые ушли в результате аварий и сопутствующие расходы водопотребления.
Норматив потребления и тарифы на воду в разных регионах РФ
Размер удельного потребления корректируется региональными властями с учетом климата, мощности водоснабжающего источника, качества воды, этажности постройки и т. д. Порядок определения нормативов регулируется действующей редакцией Постановления Правительства № 306, принятого в 2006 году. Средний показатель объема потребленного ресурса составляет 6,935 на услуги по ХВС, 4,75 — на ГВС.
Пример месячной нормы потребления воды в куб. метре на 1 человека, проживающего в благоустроенном МКД для разных регионов:
Областной центр | ХВС (м3) | ГВС (м3) |
Москва | 6,94 | 4,75 |
СПб | 4,90 | 3,48 |
Белгород | 4,33 | 3,12 |
Брянск | 4,17 | 3,02 |
Казань | 6,73 | 3,44 |
Екатеринбург | 5,62 | 5,04 |
Краснодар | 4,04 | 2,65 |
Уфа | 6,35 | 2,58 |
Норматив и тариф потребления воды по городам на 2023 год
Приведенные выше нормативы являются усредненными. Более точные цифры устанавливаются каждым регионом самостоятельно. При этом в зависимости от разных факторов, которые присутствуют в конкретном доме, они немного отличаются. Стоимость одного кубометра воды так же определяется властями региона, она зависит от особенностей территории и ее расположения.
В таблице отражены нормативы (куб.м/чел) и тарифы (м3) на воду, действующие в разных городах. Они применимы для домов многоквартирных и частных, которые подключены к сетям горячего, холодного водоснабжения, канализации, а также оборудованы сантехническими приборами (унитаз, раковина, ванна или душ).
Город | Холодное водоснабжение | Горячее водоснабжение | ||
куб.м/чел | руб. за 1 м3 | куб.м/чел | руб. за 1 м3 | |
Москва | 6,935 | 38,06 | 4,745 | 188,53 |
Санкт-Петербург | 5,36 | 25 | 3,89 | 100 |
Самара | 7,9 | 27,1 | 3,6 | 130,2 |
Пермь | 5,6 | 31,6 | 3,4 | 152,2 |
Казань | 6,73 | 33,19 | 3,44 | 139,31 |
Новосибирск | 5,193 | 23,95 | 3,687 | 129,73 |
Воронеж | 5,1 | 28,88 | 3,07 | — |
Краснодар | 4,04 | 32,61 | 2,65 | — |
Челябинск | 4,25 | — | 3,11 | — |
Екатеринбург | 5,62 | — | 5,04 | 42,47 |
Уфа | 6,356 | 12,15 | 2,582 | 57,2 |
Ростов-на-Дону | 6,5 | — | — | — |
Омск | 3,510 | 28,78 | 5,472 | 125,06 |
Следует учитывать, что цены могут отличаться в зависимости от ресурсоснабжающей организации. По каждой из них тарифы утверждаются отдельно.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
В Постановлении Правительства №354 указана информация относительно предоставления ЖКУ. Здесь же имеются формулы, при помощи которых можно рассчитать объем потребляемой воды. Они отличаются в зависимости от того, установлен ли водосчетчик в квартире.
В течение последних 30 лет изменений норм водопотребления не наблюдалось. Однако эти значения варьируют в зависимости от типа жилой постройки.
Цены на 1 м3 воды устанавливаются местными властями во всех регионах. При этом обязательно учитываются нормы из Федерального закона № 210-ФЗ.
Нормы водопотребления регламентируются в таких ситуациях:
- если нет общих счетчиков в жилом здании;
- если сроки отправки данных не соблюдены и пропущены несколько месяцев подряд (больше полугода);
- когда квартиросъемщик отказывается предоставить показания водосчетчиков;
- в случае неисправности прибора учета и необходимости его замены.
Такие законы направлены на то, чтобы граждане устанавливали расходомеры. В противном случае они должны будут производить уплату по фиксированным тарифам, из-за чего фактические расходы могут быть выше в несколько раз.
Нормативы потребления в городе Москва по ЖКУ
Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.
Представлены в следующем:
- если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
- когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
- при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
- если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
- когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.
Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.
Нормы потребления тепла, воды, газа и электрической энергии повышаются на коэффициент в ситуации, когда гражданин должен был оборудовать помещение учетным приборам, но не сделал этого.
В этом случае применяются положения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, где указаны повышающие значения для расчета суммы оплаты за ЖКУ.
Представлены они таким образом:
- на начало 2019 года – 1,7;
- с 2020 года – 1,8;
- на начало 2021 – 1,9.
В результате гражданину приходится оплачивать повышенную стоимость предоставленных ресурсов.
Таким образом, нормативы потребления услуг жилищно-коммунального сектора в пределах столицы контролируются органами исполнительной системы. С каждым годом установленные значения меняются.
Как рассчитывается горячее водоснабжение без счетчика
Если нет технической возможности установить в квартире или доме индивидуальные приборы учёта, для расчёта используется формула:
То есть повышающий коэффициент не применяется. Неприменение коэффициента регламентировано Постановлением Правительства РФ №354 (глава VI, пункт 42).
Для граждан, которые или не захотели установить счётчик воды, или не используют его, так как не прошли очередную проверку, в 2019 году жёстко установлен повышающий коэффициент в размере 1,5. В этом случае используется формула:
Возможно, после 2019 года она станет другой за счёт изменения величины повышающего коэффициента.
Необходимо своевременно проходить проверку счётчика, иначе поставщик ресурса станет рассчитывать не по факту, а по нормативу. Это дороже.
Согласно российскому законодательству, оказание коммунальных услуг регулируют уполномоченные государственные органы субъектов Федерации. Они же проводят обязательный контроль.
Тарифная политика в сфере водоснабжения также находится в зоне ответственности местных властей. Расчёт стоимости потребления воды ежегодно производят региональные специалисты, которые учитывают массу факторов. В том числе, конъюнктуру рынка коммунальных услуг, величину инфляции, другие значимые макроэкономические показатели.
Организации, осуществляющие услуги водоснабжения, не вправе устанавливать тарифы самостоятельно. Их значение определяет орган местного самоуправления. Водоснабжающие организации могут обратиться к нему с предложением изменить тариф, но последнее слово остаётся за властями.
С помощью повышающего коэффициента коммунальные службы покрывают дополнительные расходы на поддержание работоспособности системы водоснабжения и доставки воды потребителю. В частности, учитываются:
- затраты на ремонт и реновацию водопровода;
- расходы на электроэнергию, использованную насосами и другим оборудованием;
- стоимость очистки воды;
- административные затраты.
Кроме этого, в стоимость горячей воды входит стоимость затраченных ресурсов на её нагрев.
Свой вклад внесло и Правительство РФ, при помощи обязательного повышающего коэффициента стимулирующее владельцев помещений без приборов учёта к покупке и установке счётчиков.
Если в квартире не установлены счётчики, начисления за водоснабжение будут производиться, даже если в помещении никто не живёт и воду не льёт. При этом суммы в счетах определяются по нормативу, то есть, по максимальному размеру.
В этом случае всё же существует способ минимизировать затраты. Следует обратиться в управляющую компанию, чтобы её специалисты опломбировали один из вентилей водопровода. Пломбу установят на следующий день после подачи документов. И на пустующую квартиру не будут производиться начисления. Более детально о процедуре опломбировки рассказано тут.
Местные отделы управления тарифами в ЖКХ на основании данных о фактическом использовании воды устанавливают нормативы водопотребления. Значения во многом зависят от благоустроенности квартир.
Город | Норма ГВС, чел/месяц | Документы |
Волгоград | 4,40 | Постановление Министерства ТЭ и ТР Волгоградской обл. от 25 июля 2012 года N 4/1 |
Воронеж | 3,07 | Приказ Управления ЖКХ и Э по Воронежской обл. от 10 июля 2013 года N 11 |
Екатеринбург | 4,01 | Постановление РЭК Свердловской обл. от 27.08 2012 года N 131-ПК |
Казань | 3,44 | Приказ Министерства СА и ЖКХ Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о |
Красноярск | 3,3 | Постановление Правительства Красноярского края от 30.07.13 № 370-п |
Москва | 4,745 | Постановление Правительства Москвы от 28.07.1998 №566-ПП |
Нижний Новгород | 3,411 | Постановление Правительства Нижегородской обл. от 19.06.13 № 376 |
Новосибирск | 4,36 (закрытая система) | Постановление Мэрии г. Новосибирска от 28.11.08 № 740 |
Омск | 5,1 | Приложение N 1 к приказу РЭК Омской области от 11 сентября 2014 г. N 118/46 |
Пермь | 2,802 | Постановления правительства Пермского края от 17.09.15 № 647-п |
Ростов-на-Дону | 3,15 | Постановление РС по тарифам от 29.08.19 № 39/3 |
Самара | 5,92 | Приказ МЭ и ЖКХ Самарской обл. № 447 от 26.11.2015 |
Санкт-Петербург | 2,43 | Распоряжение комитета С-Пб по тарифам от 09.09.15 № 97-р |
Уфа | 3,259 | Постановление ГКР Башкортостан по тарифам от 31.08.12 № 221 |
Челябинск | 1,57 | Постановление Министерства ТР и Э от 28.12.16 № 66/1 |
Норматив потребления холодной и горячей воды на человека в месяц без счетчика
Граждан на законодательном уровне обязывают устанавливать в квартирах и домах индивидуальные приборы учета воды, в том случае, когда это возможно сделать. Если технически счетчики установить возможно, но граждане отказываются, то при расчете платы за пользование ресурсом применяются нормы потребления с повышающими коэффициентами.
В итоге гораздо выгоднее платить только по тому количеству, которое было фактически израсходовано, не переплачивая за лишние кубометры воды. А это можно сделать только при наличии индивидуального счетчика. Из статьи Вы узнаете, какой в 2021 году норматив потребления холодной и горячей воды на 1 человека в месяц без счетчика по регионам РФ.
Предоставление коммунальных услуг, к которым относится также холодное и горячее водоснабжение, регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 354. В них и содержатся формулы, которые применяются для расчета платы за пользование водой в квартирах, где установлены счетчики, и без таковых.
Норматив расхода гвс и хвс на 1 человека в 2022 году
Нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Департаментом по тарифам Новосибирской области на 2022 год Согласно формуле 4 (1) Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354, далее — Правила) к нормативным начислениям по коммунальным ресурсам в жилом помещении, где отсутствует индивидуальный прибор учета соответствующего коммунального ресурса, применяется повышающий коэффициент в размере 1,5.
Электроэнергия, водоотведение, газ и водоснабжение оплачиваются по установленным нормам, если нет индивидуального прибора учета. При этом следует знать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344, если у потребителей нет приборов (индивидуальных или коллективных) учета и при возможности их технического монтажа, то к нормативам пользования коммунальными услугами в жилых домах будут применяться повышенные коэффициенты. Для сравнения:
Норматив подогрева горячей воды в 2022 году москве
Многие люди при оплате коммунальных услуг удивляются, увидев в квитанции словосочетание «подогрев воды». На самом деле, это нововведение было принято еще в 2022 году. Согласно Постановлению Правительства № 406, при наличии централизованной системы водоснабжения оплату нужно осуществлять по двухкомпонентному тарифу.
НДС (рублей/куб.м) 1 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения 6,40 2 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения 6,40 3 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения 6,40 4 Нагрев воды с использованием газового водонагревателя 4,593 Уголь № п/п Розничная цена на твердое топливо (уголь) с учетом НДС (рублей за тонну) 1 Твердое топливо (уголь), поставляемое в пределах установленных норм для бытовых нужд населения города Москвы, проживающего в домах с печным отоплением 1370,11 Радиоточка №п/п Наименованиеуслуг Размер оплаты включая налог на добавленную стоимость (с 01.02.2022 года) 1 2 3 1.
Пп Г Москвы Об Установлении Норматива Подогрева Хвс Для Нужд Гвс В Г Москва
Распоряжением Комитета по тарифам и ценам Московской области от 13.12.2022 № 149-Р «Об установлении тарифов на горячую воду на 2022 год» утверждён двухкомпонентный тариф на горячую воду на основании Постановления РФ от 13 мая 2022 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Порядок расчёта и внесения платы за коммунальные услуги определён в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 354. Соответственно изменён порядок начисления по оплате за горячую воду. Теперь плата за 1 куб.м горячей воды складывается из двух компонентов:
Расчет за горячую воду для жителей дома также должен производиться по двухкомпонентному тарифу. Дом оборудован общедомовыми приборами учета ГВС. Оплата за горячую воду с 01.07.2022 г. должна начисляться по действующему двухкомпонентному тарифу: компонент холодная вода для ГВС (по тарифу 33,28 руб./куб.м) и компонент тепловая энергия (ТЭ) для ГВС по тарифу 2141,46 руб./Гкал.
Нормативы по отоплению и гвс
При этом муниципальные власти могут изменять процент индексации, опираясь на благосостояние собственных бюджетов. В Москве степень роста тарифов остается традиционно одной из самых высоких.
Нормативы потребления коммунальных услуг 2022 – это количественный показатель объема расхода таких ресурсов:
Приложение N 2 к распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 9 декабря 2022 г. N 162-РВ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ (кВтч на 1 чел.) Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях количество комнат количество проживающих (чел.) в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами 1 2 3 4 94 144 1 1 чел.
Нормативы потребления в городе Москва по ЖКУ
Единого законодательного акта, который бы регулировал норму расхода воды на конкретного человека, не существует. Ее устанавливает каждый субъект Федерации самостоятельно
. Однако при этом учитывается СНиП 2.04.01-85, который устанавливает нормы расхода водных ресурсов. При этом данный стандарт может служить лишь методическим базисом при разработке собственного норматива, но не является обязательным.
При расчете потребления горячей и холодной воды используются следующие усредненные показатели расхода одним человеком в течение определенного периода:
- наполнение ванны – 200 литров воды в неделю;
- использование душа – 30 литров в день;
- вода, используемая в бачке унитаза, – около 200 литров в неделю;
- мойка посуды, умывание – 200 литров в неделю.
Стоимость кубического метра поставляемой в жилье воды различается в зависимости от местности предоставления услуг по водоснабжению. Она складывается из нескольких составляющих:
- поддержание работоспособности водопровода;
- расход электроэнергии;
- очистка воды;
- административные траты;
В стоимость горячей воды, помимо этого, закладывается стоимость ресурсов для ее подогревания.
Оказание коммунальных услуг подлежит обязательному контролю и регулированию со стороны уполномоченных на это государственных органов. Это в полной мере относится и к тарифам
. Их стоимость рассчитывается специализированными органами субъектов РФ, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка коммунальных услуг, инфляции и иных оснований.
Нормативы, указанные в расчетах – это средний показатель в Москве.
Ориентироваться в других областях нужно на региональные значения:
Таблица 1.
Город | ХВС, м3 | ГВС, м3 |
СПБ | 4,69 | 3,4 |
Красноярск | 5,19 | 3,68 |
Новосибирск | 5,19 | 3,69 |
Уфа | 8,8 | 8,8 |
Екатеринбург | 5,6 | 5,04 |
Тарифы актуальны для жильцов частных и многоквартирных домов при условии подключения к центральным трубам водоснабжения. При этом предполагается использование полного комплекта сантехники.
Региональный показатель может меняться в зависимости от того, с какой управляющей компанией заключается договор. Тарифы Водоканала и отдельного ТСЖ могут незначительно отличаться.