Как обжаловать исключение из ЕГРЮЛ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать исключение из ЕГРЮЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данном случае речь пойдёт о праве кредитора требовать признания должника банкротом в судебном порядке. Судебная защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица допускается, если сумма непогашенных обязательств составляет не менее 300 000 рублей, а продолжительность просрочки — от 90 дней.
Проверка достоверности сведений о ЮЛ, содержащихся в ЕГРЮЛ
Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.
К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
По истечении двухмесячного срока после объявления о ликвидации комиссия закрывает реестр и прекращает приём заявлений от кредиторов. После этого все внесённые в него обязательства подлежат удовлетворению в следующей очерёдности:
- в первую очередь — возмещение материального и морального вреда, причинённого жизни и здоровью третьих лиц;
- во вторую — задолженность по заработной плате и компенсациям, связанным с осуществлением трудовой деятельности;
- в третью — налоги, штрафы и другие обязательные платежи в государственный бюджет;
- в последнюю очередь удовлетворяются требования контрагентов по сделкам, банков, частных лиц и других субъектов, перед которыми должник имеет непогашенные денежные обязательства.
Компания рассчитывается с долгами за счёт имеющихся финансов и имущества. Расчёт может производиться в денежном или натуральном выражении. При отсутствии или недостаточности ресурсов для выплат прибегают к процедуре банкротства.
Изменения в Законе об ООО.
С 01.09.2017 предельный срок ликвидации ООО на основании решения участников или исполнительный органа составит один год, который может быть продлен в судебном порядке не более чем на шесть месяцев (п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[3]).
Если участники или орган отменят свое решение о ликвидации ООО до истечения вышеуказанного предельного срока, то повторное решение о добровольной ликвидации ООО может быть принято не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ (п. 7 ст. 57 Федерального закона № 14-ФЗ).
Уточнена ответственность ООО. Как известно, согласно ст. 3 Федерального закона № 14-ФЗ ООО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам своих участников.
В случае несостоятельности (банкротства) ООО по вине его участников или по вине других лиц в случае недостаточности имущества ООО на данных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам ООО.
Указанные правила дополнены тем, что исключение ООО из ЕГРЮЛ как недействующего влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства.
Судебной практикой признается, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным видом прекращения правоспособности юридического лица, не связанным с установленной законом общей процедурой ликвидации юридического лица. Вместе с тем последствие такого исключения из ЕГРЮЛ аналогично последствию ликвидации юридического лица. Поэтому в момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ прекращается его правоспособность – способность иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью гражданские обязанности (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 15АП-12796/2013 по делу № А53-30467/2012).
Теперь законодатель предусмотрел следующее: если неисполнение обязательств ООО обусловлено тем, что уполномоченные лица (ст. 53 ГК РФ) действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого ООО.
Шаг 1. Готовим решение о ликвидации
Распечатать в 2 экземплярах Самое первое, что нужно сделать – это принять решение о добровольной ликвидации.
В этом решении нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Об этом говорит статья 62 Гражданского кодекса РФ.
Есть много юридических дискуссий на тему «кого лучше назначить – ликвидационную комиссию или ликвидатора»?
Согласно мнению № 1, нужно заглянуть в свой родной устав.
Там конкретный ответ вполне может быть написан. И есть нотариусы, которые работают именно так — написан в уставе «ликвидатор» — значит, будет именно ликвидатор. Но есть нотариусы, которые в устав не заглядывают, и уверены, что можно назначать кого угодно в силу закона. Так что разные мнения можно даже пределах одного города получить. Наконец, в уставе может быть написано что-то в духе «Общество может быть ликвидировано в порядке, определенном действующим законодательством» — это тоже означает, что можно назначить кого угодно.
Согласно мнению № 2, в устав в принципе заглядывать не обязательно,
раз сам Гражданский кодекс РФ разрешает назначить либо ликвидационную комиссию, либо ликвидатора.
Согласно мнению № 3, следуем Гражданскому кодексу РФ, но выбираем ликвидационную комиссию для спорных или сложных случаев прекращения деятельности. В остальных случаях – выбираем ликвидатора.
Я придерживаюсь мнения № 3. Для закрытия ООО с 1 учредителем проще выбрать ликвидатора.
Кого назначить ликвидатором?
На самом деле ликвидатором может быть любой человек.
Он назначается решением организации. Например, для ООО с 1 учредителем можно назначить ликвидатором самого учредителя. Если он же был и директором, то с должности директора его нужно будет уволить.
Про увольнение директора:
Есть много юридических версий. Рассматривать все не буду, спорить с коллегами тоже. Расскажу просто, что мы увольняем директора на следующий день после принятия решения о назначении ликвидатора. Но чтобы сделать процедуру увольнения проще, директор сам пишет заявление на увольнение по собственному желанию и готовит приказ.Чтобы вам было проще составить решение о ликвидации, мы подготовили шаблон этого документа.
Использовать шаблон просто: понадобится только заменить данные, выделенные красным цветом, на свои. А также распечатать документ в двух экземплярах: 1 для себя и 1 для налоговой.
Отдельно скажу, что внутри документа:
- Решение заточено для ООО с 1 учредителем (в тексте используем корректный юридический вариант — единственный участник);
- Ответственным лицом назначается ликвидатор;
- Срок приема требований от потенциальных кредиторов (он понадобится при подаче объявления в «Вестник государственной регистрации) выбран минимально возможный по закону – 2 месяца.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Заявление в налоговую о приостановлении ликвидации
Если во время осуществления деятельности у организации образовались долги перед другими лицами, то в случае ликвидации предприятия кредиторы могут подать заявление в налоговую о её приостановлении. Решение о том, что предприятие находится в стадии ликвидации, фиксируется на сайте налоговой и кредиторы увидев информацию о своём должнике, могут направить заявление. Заявление о приостановлении ликвидации в налоговую могут подать:
- кредиторы, у которых имеются доказательства, что у ликвидируемого предприятия имеются долги;
- заявитель, который подал заявление о ликвидации предприятия, он может приостановить ликвидацию, указав веские причины, почему он передумал ликвидировать предприятие;
В случае выявления кредиторами сведений о том, что происходит процесс ликвидации, они подают заявление. К заявлению в качестве доказательств они могут приложить акт сверки взаиморасчётов между лицами, как признание, что компания должник имеет задолженность перед ними.
В заявлении в налоговую необходимо указать обоснованные требования, почему ликвидацию компании следует приостановить.
Возражение об исключении из ЕГРЮЛ
Бывают моменты, когда исполнительное производство не помогает взыскать долг кредитору, отсутствует имущество, денежных средств на расчетном счете нет, движения никакого нет. Кредитор, отслеживая информацию о своём должнике может увидеть, что предприятие находится на стадии исключения из ЕГРЮЛ, в этом случае он может подать возражения в налоговую. Возражения пишутся на установленном бланке, который имеется на сайте налоговой инспекции по специальной форме, утвержденной органом исполнительной власти. Форма возражений заполняется от руки печатными буквами либо в электронном формате.
В возражениях об изменении внесения сведений в ЕГРЮЛ указывается следующее:
- Чего касается возражение, с чем оно связано, в отношении кого представлено возражение (в отношении одного или нескольких лиц);
- Реквизиты компании, которой предъявляются возражения, её наименование;
- Адрес местонахождения организации, которой предъявляются возражения;
- Обстоятельства, на которых основано возражение юридического лица;
- Сведения о лице, который предоставил возражения (указываются сведения об организации либо о физическом лице);
Следует отметить, что лицо, действуя от имени организации, должно иметь нотариально заверенную доверенность, доверенность, заверенная организацией не подойдёт. Предоставленные в налоговую возражения, заверяются в конце подписью лица в присутствии должностного лица налогового органа.
Возражения об внесении изменении сведений в ЕГРЮЛ (исключении компании) можно подать разными способами:
- Интернет (должна присутствовать электронная подпись);
- Почтовое отправление (подлинность подписи лица, должна быть нотариально засвидетельствована);
- Лично в налоговую (лицо должно при себе быть доверенность и паспорт);
Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения
Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.
ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц. Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.
- Отмена ликвидации юрлица возможна до того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации. В противном случае регистрировать организацию придется заново.
- Ликвидацию по решению суда или ФНС можно попытаться оспорить в суде при наличии достаточной законодательной базы.
- Если принято решение о ликвидации, но о нем не извещены государственные органы, то для отмены достаточно принять новое протокольное решение.
- Если госорганы получили соответствующие документы о ликвидации, придется предоставить новый пакет, чтобы отменить этот процесс.
- Уволенные сотрудники могут восстановить свои права, в том числе и по суду. При этом юридическое лицо может понести значительные материальные издержки, компенсирующие нарушение ТК РФ. Целесообразно восстановить трудовые отношения с уволенными ранее сотрудниками в как можно более короткие сроки.
Судебный порядок ликвидации недействующего юридического лица
Власти могут уладить вопросы, связанные с «замершим» бизнесом, двумя путями. Первый из них мы описали выше, это административный порядок упразднения компании, которая фактически давно перестала работать. Второй способ исключения бизнеса из реестра сложнее: через суд.
Компания – это общественное объединение, и согласно закону оно может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании иска, поданного регистрирующим органом. К подобным мерам прибегают, когда бизнес многократно не предоставляет сведения о своей деятельности, как того требует законодательство.
Другими словами, представители власти могут инициировать судебное разбирательство в связи с тем, что бизнес нарушает законы, скрывает сведения. Рассмотрением таких дел занимаются районные суды, опираясь на правила административного судопроизводства.
Органы государственной власти, имеющие право принудительно ликвидировать ООО
Принудительно ликвидировать юр. лицо могут разные государственные структуры:
- Налоговый орган может подать иск при выявлении законных оснований для прекращения деятельности: работа без лицензии, указание недействительного юридического адреса, отказ от предоставления финансовой отчётности. Кроме этого налоговый орган вправе инициировать принудительную ликвидацию при обнаружении нарушений, касающихся использования в работе кассовых аппаратов. Если руководство фирмы не устранит допущенные правонарушения, которые вновь будут выявлены при повторной проверке, будет подан иск в суд;
- Прокуратура подаёт иск при нарушениях прав россиян;
- Центробанк инициирует принудительную ликвидацию при совершении юридическим лицом операций, на проведение которых оно не имеет права;
- ФАС ликвидирует предприятие при нарушении им правил свободной конкуренции;
- Органы регистрации юридических лиц ликвидируют фирмы, если при внесении в реестр основной информации были допущены нарушения, которые уже нельзя исправить.
Институт ликвидации юридических лиц и граждане-предприниматели
Недавно на одном из интернет-форумов был поднят вопрос: как ликвидировать индивидуального предпринимателя? Подобная постановка вопроса вызвала оживление среди участников, многие из которых продемонстрировали незаурядное чувство черного юмора. Если же говорить серьезно, то вопрос применимости института ликвидации юридических лиц к деятельности граждан-предпринимателей для многих остается открытым. В связи с этим представляется необходимым отметить, что данная проблема нашла решение в пункте 15 Обзора, доведенного информационным письмом Президиума ВАС от 13.01.2000 № 50, в котором указано, что нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица «не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности». Таким образом, речь может идти только об аннулировании у гражданина-предпринимателя свидетельства о государственной регистрации, а не о проведении в отношении его каких-либо процедур, аналогичных ликвидационным процедурам, проводимых в отношении юридических лиц.
При наличии долгов и кредиторов проводится добровольная ликвидация «в обычном порядке», а не банкротство. При этом “расчет прост» — ликвидация юридического лица является одним из оснований прекращения обязательств. Ликвидируем компанию = избавимся и от ее долгов.
В чем ошибка:
- Предусмотренная законом процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации.
- При этом ликвидатор обязан действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
- Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
(Например, так сказано в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 17 мая 2017 г. по делу N А70-9510/2016
Последствия ликвидации с долгами.
- возникновение сложностей с завершением процедуры в виде приостановления государственной регистрации или отказа в регистрации (если кредитор заметил),
- признание решения о внесении записи о регистрации в связи с ликвидацией незаконным по заявлению кредитора (если «заметил»),
- риски привлечения контролирующих лиц, прежде всего, руководителя, ликвидатора к ответственности по долгам, попытки привлечения к уголовной ответственности, в том числе, при соответствующем размере и за неуплату налогов, так как неуплаченная кредиторская задолженность признается налогооблагаемым доходом юридического лица.
Таким образом, в современной отечественной практике отсутствует «волшебная таблетка», позволяющая универсально и абсолютно избавиться от ненужного юридического лица при любых ситуациях и мотивах заинтересованных лиц. Оптимальны индивидуальная оценка каждой ситуации и сопровождение проводимых мероприятий квалифицированными специалистами.
Государственная регистрация юридического лица
До 2001 г. действовало Временное положение о регистрации юридических лиц; они регистрировались в местных администрациях, и отказать в регистрации можно было в связи с нарушениями, допущенными при создании (это так называемые основания для отказа в регистрации «по существу»: если порядок создания или учредительные документы не соответствовали требованиям закона). Затем был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (такое название он получил только с 2004 г., когда в предмет его регулирования включили государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей). Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, стало с 2002 г. Министерство РФ по налогам и сборам (с 2004 г. это Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы).
Закон реализовал концепцию упрощенного порядка регистрации, т. е. нормативно-явочный порядок регистрации фактически менялся на заявительный. Достаточно было прийти в регистрирующий орган, подать необходимые для регистрации учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. После этого в срок до пяти дней заявителю выдавали свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Было предусмотрено только два, сугубо формальных, основания для отказа в регистрации: не все документы представлены и не в тот орган обратились.
Упрощение порядка регистрации, работавшее на развитие предпринимательства в России, привело к утрате контроля со стороны государства за созданием юридических лиц, а также к снижению достоверности и надежности представляемых документов.
Появлялись компании-однодневки, юридические лица регистрировались по подложным документам учредителей и т. п. В связи с этим в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» постепенно начали вноситься изменения, которые значительно расширили перечень оснований для отказа в государственной регистрации, полномочия органов государственной регистрации по проверке документов, а также по исключению из реестра фактически не действующих компаний, ввели негативные последствия представления для регистрации недостоверных сведений.
Наряду с этим вносились изменения, работавшие на дальнейшее упрощение процедур регистрации, связанные, например, с идеей «единого окна» для регистрации и постановки на учет в различных государственных фондах, с введением разных способов подачи документов, включающих подачу в портал государственных услуг и в многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, со снижением срока регистрации. Порядок регистрации приобретал все большую актуальность и порождал многочисленные судебные иски, что привело к введению досудебного порядка урегулирования споров о государственной регистрации.
Кроме того, в ходе реформы ГК РФ были внесены изменения и в ст. 51, посвященную государственной регистрации, появились правила об ответственности за недостоверность представленных на регистрацию сведений. Правила об административной ответственности за недостоверность сведений появились и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Судебный порядок принудительной ликвидации юридического лица
Арбитраж решает вопрос о принудительном закрытии бизнеса при наличии следующих оснований:
- Регистрация хозяйствующего субъекта признана недействительной по причине допущенных при его открытии грубых нарушений правовых норм.
- У юридического лица нет обязательного членства в СРО, лицензии, допуска к определенным работам.
- Установлены многократные нарушения законодательства при ведении бизнеса.
- Предприятие не имеет ресурсов для достижения целей, заявленных при создании. Его дальнейшая деятельность существенно затруднена.
Приведенный перечень оснований не является исчерпывающим. Хозяйствующий субъект может быть закрыт и в иных, установленных законом случаях.
Инициаторами ликвидационного процесса являются:
- Госорганы и местные власти, имеющие право требовать закрытия предприятия как санкции за правонарушение. Это налоговые, антимонопольные органы. А также ЦБ РФ, прокурор.
- Учредители, участники фирмы. Например, по причине длительного корпоративного конфликта, который делает неэффективным дальнейшее существование хозяйствующего субъекта. Практика показывает, суд удовлетворяет иск одного из участников, если устанавливает, что иные лица не участвуют в управлении компанией, затрудняя принятие руководящих и хозяйственных решений. Либо все участники допускают значительные злоупотребления, ставя под угрозу дальнейшее существование бизнеса. При этом принудительное лишение организации правоспособности как способ разрешения управленческого конфликта возможно только в том случае, если иным способом разрешить возникший конфликт и устранить препятствия для продолжения деятельности невозможно.
Суд, принимая решение о принудительном закрытии юридического лица, самостоятельно ликвидационный процесс не ведет. Он только назначает ликвидатора, обозначает сроки совершения ликвидационных действий.
Отличительная особенность принудительной ликвидации – отсутствие необходимости уведомлять налоговый орган по форме Р15001. С момента внесения в госреестр записи о начале ликвидации хозяйствующего субъекта наступает срок расчетов с кредиторами. Формируются ликвидационные балансы. После погашения кредиторских требований имущество организации распределяется между участниками.
По итогам компания направляет в регорган заявление Р16001, ликвидационный баланс. После этого предприятие исключается из ЕГРЮЛ.
О последствиях исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
Прекращение лица и обязательств
В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.
Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.
Субсидиарная ответственность
Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.
Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.
На акционерные общества новое правило не распространяется.
Распределение имущества
Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.
В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит — отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.
Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.
Для начала посмотрим, что об этом говорит законодательство Российской Федерации.
Нужна консультация? Проверенные юристы в B2B магазине RusbaseСогласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статье 21.1, исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается при наличии совокупности следующих признаков:
- Непредставление бухгалтерской и налоговой отчетности в течение 12 месяцев до принятия налоговым органом решения об исключении из ЕГРЮЛ;
- Отсутствие операций по банковским счетам юридического лица.